logo
Зачет МП

3. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:

  1. заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;

  2. собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

  3. паспорт;

  4. трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;

  5. документ об образовании;

  6. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;

  7. свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

  8. документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

  9. заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;

  10. сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

  11. иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

4. Сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.

5. В случае установления в процессе проверки, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

6. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

7. Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.

8. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.

9. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

Статья 17. Конкурс на замещение должности муниципальной службы

1. При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

2. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.

3. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Статья 18. Аттестация муниципальных служащих

1. Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

2. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

3. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

4. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации.

5. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

6. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

7. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Статья 19. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим

1. Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:

1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

2. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Вопрос№63

Порядок прохождения муниципальной службы

Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие русским языком, имеющие соответствующее профессиональное образование и отвечающие квалификационным и иным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениямГражданин не может быть принят на муниципальную службу и находиться на муниципальной службе в следующих случаях:1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;2) лишения его права занимать должности муниципальной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания,препятствующего исполнению им должностных обязанностей;4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к муниципальной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.Гражданин не может быть также принят на муниципальную службу, если он отказался представить сведения, необходимые при поступлении на муниципальную службу.При поступлении на муниципальную службу, замещении вакантной должности муниципальной службы к муниципальным служащим предъявляются требования:1) к уровню профессионального образования;2) к стажу и опыту работы по специальности;3) к уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов Нижегородской области, устава муниципального образования и нормативных правовых актов органов местного самоуправления применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.Замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы по конкурсу осуществляется в случае, если такой порядок замещения муниципальных должностей муниципальной службы предусмотрен уставом муниципального образования.Аттестация муниципального служащего проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности муниципальной службы, а также решения вопроса о присвоении муниципальному служащему очередного квалификационного разряда.Муниципальная служба прекращается при увольнении муниципального служащего по основаниям, предусмотренным законодательством о труде, в том числе и в связи с выходом на пенсию.Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может производиться по инициативе руководителя соответствующего органа местного самоуправления или его структурного подразделения в следующих случаях:1) прекращения гражданства Российской Федерации;2) достижения предельного для нахождения на муниципальной службе 60-летнего возраста;3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего федеральными законами, настоящим Законом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;4) служебного несоответствия по итогам аттестации;5) лишения права занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления по вступившему в законную силу приговору суда;Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет.Допускается продление нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для нахождения на муниципальной службе возраста, решением руководителя соответствующего органа местного самоуправления. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на год.Нахождение на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего 65-летнего возраста, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжить работу в органах местного самоуправления на условиях срочного трудового договора.

Вопрос№64

Местный референдум: понятие, правовая основа проведения, круг вопросов, по которым проводится местный референдум

М.Р-м – голос-е по вопросам мест. знач-я.

Вопросы на мест. Р-м. 1. На мест. Р. м.б. вынесены ??, нах-ся в ведении м\с.

отзыва депутата предст. органа м\с, отзыва, отрешения от должности главы м\с в области не являются предметом регулирования настоящего З-на.

2. На мест. Р. не могут быть вынесены ??:

3. На мест. Р. не м.б. вынесены ??, не находящиеся в ведении соотв-щего муниц. образ-я.

4. Вопросы, выносимые на мест. Р., не должны ограничивать или отменять общепризнанные ПиСЧГ, конст. гарантии реализации таких ПиС.

примерный перечень таких вопросов. Это устав муниц. образ-я, формы осущ-я м\с, стр-ра органов м\с, измен-е границ муниц. образ-й, планы и программы развития территорий, запрещ-е строит-ва и эксплуатации объектов, наносящих вред окр. среде, отчуждение и приобретение объектов муниц. собст-ти и др. Вопросы мест. зн-я, отнес. К., ФЗ и з-нами s-тов РФ к ведению м\с.

ФЗ при всех условиях предост. право обратиться к мнению сообщества только представит. органу, хотя последний делает это как по собственной инициативе, так и по требованию населения

В процедуре назначения мест. Р. различаются стадии оформления иниц. проведения реф-ма и принятия решения о его проведении. Если Р. проводится по собст. иниц. предст. органа, то эта иниц. д. б. проявлена опред. числом депутатов.(в НО 1/3) Само реш-е о проведении Р. принимается двумя третями голосов депутатов.

Второй s-т иниц. - само нас-е муниц. образ-я. Других ФЗ не предусматривает. Расширение этого закрытого перечня законами s-тов Ф. или уставами муниц. образований неправомерно. (в з-не НО + главы м\с) Иниц. нас-я оформ-ся путем создания иниц. гр. с опред. числом членов (10 чел), к-рая обращается в соотв-щий орган м\с (необязат. представит.) (избир. Комиссия муниц. Образ-я) с ход-вом о своей регистрации. Орган м\с, установив соответствие ход-ва иниц. гр. и приложенных к нему док-тов треб-ям з-на и устава муниц. образ-я, в теч-е устан. короткого срока принимает реш-е о регистрации иниц. гр. или отказ. в ней. Осн-ем для отказа в рег-и м. б. т. нарушение группой з-на и устава. Отказ по мотивам нецелесообр. не допуск., причем иниц. гр. вправе обжаловать отказ в суд.

С мом-та получения св-ва о рег-и иниц. гр. м. собирать подписи в поддержку иниц. о проведении мест. Р.. Подписи собираются посредством их внесения в подписные листы, содержащие формул. вопроса (решения), предлагаемого к вынесению на Р. В правовых док-тах s-тов Ф. и уставах муниц. образ-й устан-но разное кол-во подписей, необх. для принятия реш-я о проведении Р. (5%) Подписи, собранные в поддержку инициативы проведения Р., поступают в предст. орган м\с , к-рый в теч-е устан.срока принимает реш-е по данному вопросу. Это не право, а обяз-ть предст. органа: если в док-тах и при сборе подписей не был нарушен з-н или устав, предст. орган должен назначить Р., указав при этом содержание выносимого на него вопроса, дату проведения и меры, его обеспечивающие. Для его подготовки и проведения образ-ся муниц., участковые и при необх. террит. комиссии по проведению мест. Р.. Процедура проведения Р. аналогична процедуре выборов все гр-не, прожив.на терр-и муниц. образ-я и обладающие активным изб. правом, м. принять в нем участие. В РФ акт. изб. правом пользуются гр-не РФ, достигшие 18 лет. Не имеют права избирать и, следовательно, участвовать в местн.Р. гр-не, признанные судом недеесп. или содержащиеся в местах л\с по приговору суда.

ФЗ устан., что гр-не участв.в голос-и непосредственно и на добровольной основе. Участие в Р. яв-ся только правом, а не обяз-ю гр-н. Действия, направленные на то, чтобы принудить гр-на к участию или неучастию в Р., незаконны.

Волеиз-е гр-н на Р. яв-ся свободным.К-л. воздействие на свободное волеизъявление недопустимо Голос-е на Р. яв-ся тайным

реш-е на Р. д.б. принято с соблюдением опред. условий. Во-перв., необх., чтобы сам Р. был признан состоявшимся согласно устан. параметрам и, во-втор., чтобы реш-е принималось значит. числом гр-н, не меньше мин., опред. в з-не или акте муниц. образ-я. (реш-е не принято- если за него проголос. Менее половины участвовавших в Р.) Р. считается состоявшимся, если в голос-и приняло участие не менее 1\2 гр-н, имеющих право на участие в Р..

Вопрос№65

проведение местного референдума, юридическая сила решений, принятых на референдуме.

Обстоятельства, исключающие проведение референдума

формируются комиссии, проводится агитация Гр-не РФ, о\о, политические партии вправе в допускаемых законом формах и закон. методами вести агитацию за проведение реф-ма или против его проведения, за участие в реф-ме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на реф.

Агит-я при проведении мест. реф. начинается со дня опубликования решения о назначении Р-ма и прекращается в ноль часов за сутки до дня голос-я.

Расходы, связанные с инициированием местного Р-ма, производятся за счет инициаторов местного Р-ма

Расходы, связанные с подготовкой и проведением голос-я на местном Р-ме, после принятия представительным органом местного самоуправления решения о назначении местного Р-ма, производятся за счет средств местного бюджета.

затем голос-еУчаст. комиссия составляет протокол об итогах голос-я на соответствующем участке местного Р-ма

Подсчет голосов участников местного Р-ма осуществляется открыто и гласно членами участ. комиссии с правом решающего голоса.

Первый экземпляр протокола участ. комиссии об итогах голос-я на участке незамедлительно направляется в комиссию муниц-ого образ-я и возврату в участковую комиссию не подлежит.

. Данные протокола об итогах голос-я передаются

в вышестоящую комиссию Р-м

после предварительной проверки правильности их составления, комиссия муниц-ого образ-я путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 3 дня со дня голос-я устанавливает итоги голос-я на территории проведения местного Р-ма.

По итогам голос-я комиссия муниц-ого образ-я составляет протокол

Первый экземпляр протокола комиссии муниц-ого образ-я после его подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голос-я незамедлительно направляется в соответствующий представительный орган местного самоуправления.

Р-м признается комиссией муниц-ого образ-я несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины участников Р-ма, внесенных в списки участников Р-ма на территории проведения Р-ма. Если Р-м признан несостоявшимся, то по тому же вопросу он может быть проведен не ранее чем через два года.

Комиссия муниц-ого образ-я признает решение не принятым на Р-ме, если за него проголосовало менее половины участников Р-ма, принявших участие в голос-и.

Комиссия муниц-ого образ-я признает итоги голос-я, результаты Р-ма недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голос-я или установлении итогов голос-я нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников Р-ма;

б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части участков Р-ма;

в) по решению суда.

Итоги голос-я по каждому участку местного Р-ма

предоставляются для ознакомления участникам местного Р-м

Комиссия муниц-ого образ-я направляет общие данные о результатах местного Р-ма в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов местного Р-ма.

Официальное опубликование результатов местного Р-ма, а также данных о количестве голосов участников Р-ма, поданных за позиции "да" и "нет", осуществляется комиссией муниц-ого образ-я не позднее 20 дн. после определения результатов Р-ма.

Принятое на Р-ме решение вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на Р-ме.

Решение, принятое на местном Р-ме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на местном Р-ме, действует на территории соответствующего муниц-ого образ-я.

Решение, принятое на местном Р-ме, регистрируется в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня

Признание итогов голос-я недействительными более чем на одной четверти участков местного Р-ма влечет за собой признание недействительными результатов местного Р-ма

Если для реализации решения, принятого на местном Р-ме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дн. со дня вступления в силу решения, принятого на местном Р-ме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта.

Вопрос№66

Мун выборы: понятие, правовая основа, назначение выборов, образование избирательных округов и участков, выдвижение и регистрация кандидатов, агитация

Местные выборы — вид непосредственного участия населения в МС. Голосование по отзыву депутата или выборного должностного лица МС — самостоятельный вид участия, хотя и имеющий сходные с выборами и референдумом черты. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа МС, выборных должностных лиц МС на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования согласно уставу муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МС, выборного должностного лица МС проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума. Основания для отзыва и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа МС, выборное должностное лицо МС считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в МО (избирательном округе). В целях получения согласия населения при изменении границ МО, преобразовании МО проводится голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО. Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО проводится на всей территории МО или на части его территории. Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО назначается представительным органом МО. Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей МО или части МО, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ МО, преобразование МО считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей МО или части МО. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа МС, выборного должностного лица МС, итоги голосования по вопросам изменения границ МО, преобразования МО и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Вопрос№67

Пров муниципальных выборов: голосование, определение итогов выборов, обжалование их результатов

Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные выборы являются обязательными и периодическими.

Срок, на который избираются органы местного самоуправления, не может быть меньше двух и более пяти лет.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации гарантируют проведение демократических, свободных выборов в органы местного самоуправления, защиту демократических принципов и норм избирательного права.

Участие граждан Российской Федерации в выборах в органы местного самоуправления является свободным и добровольным.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, быть избранным в выборные органы местного самоуправления.

Минимальный возраст кандидата на выборах в органы местного самоуправления – 21 год. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в данном округе выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным законом, законом субъекта Федерации продолжительности и срока проживания гражданина Российской Федерации на территории ее субъекта, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на муниципальных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Избиратели участвуют в выборах в органы местного самоуправления на равных основаниях, голосуют за или против кандидатов непосредственно. Голосование на выборах является тайным, т. е. исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации.

Вопрос№68

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ муниципального образования осуществляется региональным законом по инициативе населения, органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Региональный закон об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

В Федеральном законе "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закреплена гарантия для недопущения инициирования процедуры изменения границ поселений по инициативе органов публичной власти в случае снижения числа жителей таких поселений. В части 5 ст. 12 этого Федерального закона установлено, что уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% минимальной численности населения (т.е. сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый) после установления законами субъектов Федерации границ поселений не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, федеральными и региональными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Преобразование муниципальных образований

Преобразование муниципальных образований - это объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Согласно ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" преобразование муниципальных образований осуществляется региональными законами по инициативе населения, органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Региональный закон о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования либо на сходах граждан.

Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования либо на сходах граждан.

Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Вопрос№69

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

В отзыве депутата имеют право участвовать граждане Российской Федерации (далее - граждане), постоянно или преимущественно проживающие на территории избирательного округа, от которого избран депутат, и достигшие на день голосования 18-ти лет.

Право внесения предложений об отзыве депутата принадлежит:

Предложение об отзыве депутата не может быть внесено ранее, чем через 12 месяцев со дня его избрания или голосования об отзыве данного депутата, если он в результате такого голосования не был лишен полномочий, а также в последний год срока полномочий представительного органа местного самоуправления.

Инициативные группы избирателей, избирательные объединения, избирательные блоки реализуют свое право на инициативу об отзыве депутата посредством сбора подписей в поддержку этой инициативы.

Число подписей, необходимое для назначения голосования об отзыве депутата 5 процентов

Инициативная группа избирателей направляют письменное заявление через своих уполномоченных представителей об инициативе отзыва в соответствующий представительный орган.

Инициаторы отзыва подают заявление в представительный орган в 3-х экземплярах

Третий экземпляр заявления о данной инициативе незамедлительно передается самому депутату.

В течение не более 10 дней после приема заявления представительный орган на своем заседании регистрирует инициаторов отзыва с выдачей регистрационного свидетельства либо принимает мотивированное решение об отказе в регистрации. Представительный орган в пятидневный срок после принятия решения извещает об этом депутата и инициаторов отзыва

Отказ в регистрации допускается только в случае нарушения инициаторами отзыва существующего законодательства

Депутат, для отзыва которого начат сбор подписей граждан, вправе сделать заявление или дать объяснение в муниципальных средствах массовой информации.

Сбор подписей начинается с момента получениярегистрационного свидетельствапродолжается не более чем 30 дней.

Итоговый протокол вместе с заполненными подписными листами направляется в соответствующий представительный орган.

Представительный орган в течение 5-ти дней со дня принятия итогового протокола и подписных листов проводит проверку соблюдения порядка и срока сбора подписей граждан о голосовании об отзыве депутата

В тридцатидневный срок со дня представления подписных листов представительный орган принимает соответственно решение о назначении голосования по отзыву и определению его даты или решение об отклонении инициативы при нарушении законодательства.

Для проведения голосования об отзыве депутата территория избирательного округа, где был избран отзываемый депутат, делится на участки.

Агитация по вопросам отзыва депутата начинается со дня назначения голосования и прекращается за один день до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая агитация об отзыве запрещается.

проводится голосование

На основании подлинных протоколов участковых комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная комиссия не позднее одних суток со дня голосования устанавливает результаты голосования по округу.

Отзыв депутата признается состоявшимся, если число голосов, поданных в поддержку отзыва, составляет более 50 процентов голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, и превышает число голосов, поданных за данного депутата в день выборов, на которых он был избран.

Окружная комиссия признает голосование по отзыву депутата несостоявшимся, если в нем приняло участие менее 50 процентов зарегистрированных избирателей

Полномочия депутата прекращаются с момента утверждения решения о прекращении полномочий представительным органом в течение 15-ти дней со дня установления общих результатов отзыва депутата.

Вопрос№70

Прав инициатива граждан на местном уровне

Правотворческая инициатива граждан - это предоставление определенному числу граждан права непосредственно вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления.

Согласно ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Вопрос№71

Собрания, сходы, конференции граждан. Правовая основа, порядок проведения, юридическая сила принятых решений

ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" - форма непосредственного осуществления муниципальной власти населением наряду с местным референдумом, местными выборами и др. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на сходе граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить правовым актам, принятым на сходе граждан. В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек устав муниципального образования принимается населением непосредственно на сходе граждан. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) этого акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Этот срок не может превышать трех месяцев. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек — на сходе граждан.

Вопрос№72

Обращения граждан в органы местного самоуправления: понятие, виды, правовая основа, порядок рассмотрения

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Согласно данному Федеральному закону:

обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Орган местного самоуправления или должностное лицо:

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

По общему правилу письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение одного месяца со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Вопрос№73

Публичные слушания: понятие, виды (обязательные и необязательные) , организация и проведение

Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься следующие проекты и вопросы:

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Обычно орган местного самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний, публикует объявление о проведении публичных слушаний в официальном печатном средстве массовой информации. В данном объявлении указываются вопросы, выносимые на публичные слушания, а также время и место их проведения. Если на публичные слушания выносится проект муниципального правового акта, в объявлении должен быть определен порядок ознакомления граждан с этим проектом правового акта. Нередко орган местного самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний, назначает председательствующего на публичных слушаниях. Председательствующий ведет публичные слушания, организует ведение протокола слушаний и подписывает его, а также представляет итоговый документ публичных слушаний. При проведении публичных слушаний всем их участникам должны быть предоставлены равные возможности для выражения своего мнения.

Вопрос№74

Территориальное общественное самоуправление: понятие и характеристика

Под ТОС понимается самоорганизация гр-н по месту их жит-ва на части тер-и муниц-ого обр-я для самостоятельного и под свою отв-ть осущ-я собственных инициатив в вопросах мест. значе-я непосредственно нас-ем или через создаваемые им органы ТОС. В соотв-и с уставом муниц-ого обр-я указанные органы могут я-ся ю\л.

Система ТОС включает в себя общие собрания (сходы), конференции гр-н, органы ТОС а также иные органы с\у нас-я по месту жит-ва.

Границы тер-и, на к-рой действует орган ТОС, устан-ся городской Думой, исходя из интересов и предложений жителей и особенностей адм.-тер. деления районов.

Общее собрание (сход), конференция и опрос общественного мнения гр-н соотв-щей тер-и проводятся по инициативе городской Думы, адм-и города или районной адм-и, органов ТОС или иниц. группы гр-н.

В работе общих собраний (сходов), конференций и в опросах насе-я могут принимать участие гр-не, прожив-е на соотв-щей тер-и, а также депутаты всех уровней, избранные жителями соотв-щей тер-и.

Общее собрание (сход), конференция правомочны при явке более 25% от числа жителей, имеющих право участвовать в общем собрании (сходе), или не менее 50%, избранных на конференцию делегатов. Порядок голос-я определяется собранием. Результаты голос-я оформляются протоколом.К исключительной компетенции общих собраний (сходов), конференций гр-н соотв-щей тер-и относятся реш-я следующих вопросов:Принятие реш-я об обр-и и ликвидации органов ТОС.Принятие Устава, структуры и численности органов ТОС.Досрочное прекращение полномочий органов ТОС.Избрание совета общественного с\у (далее - Совет) и председателя Совета.Избрание ревизионной ком-и.Утверждение отчета о деятельности органов ТОС. Утверждение отчета о финансовых результатах деятельности органов ТОС.

Реш-я общих собраний (сходов), конференций гр-н принимаются большинством голосов присутствующих.Реш-я общих собраний (сходов), конференций в течение 10-ти дней доводятся до сведения органов м\с и соотв-щих организаций и служб.

Совет в своей деятельности подотчетен и подконтролен населению соотв-щей тер-и и органам м\с города по выполнению делегированных полномочий и использованию передаваемых средств.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности Совета проводится не реже одного раза в год ревизионной ком-ей, к-рая избирается на конференции гр-н на срок полномочий Совета.

Результаты проведения общественных опросов нас-я рассматриваются и учитываются органами местного с\у и органами ТОС.

Органами ТОС, действующими на тер-и города НиНо, являются Советы общественного с\у.Органы ТОС в городе НиНо создаются по инициативе гр-н на основе их добровольного волеизъявления. Выборы органов ТОС проводятся на общих собраниях (сходах) или конференциях гр-н по месту жит-ва.Подготовка и проведение выборов органов ТОС осуществляется открыто и гласно.

В состав Совета могут быть избраны:Гр-не не моложе 18-ти лет, постоянно прожив-е на тер-и

деятельности Совета.Депутаты предст. органов независимо от их постоянного места жит-ва.Старшие по улице и дому.Представители общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на данной тер-и. Представители ОВД и правопорядка, осуществляющих свою деятельность на данной тер-и

Избранными в состав Совета считаются гр-не, за к-рых проголосовало более половины жителей (делегатов), присутствующих на общем собрании (сходе), конференции.

Срок полномочий Совета общественного с\у определяется общим собранием (сходом), конференцией гр-н, но не может превышать 4-х лет.Досрочное прекращение полномочий Совета может быть осуществлено:По решению общего собрания (схода), конференции гр-н в связи с признанием нецелесообразности его существования.По решению Совета, принятому большинством в две трети от числа избранных членов Совета, в случае его самороспуска.По реш-ю судебных органов, в соотв-и с зак-вом РФ.Реш-я о досрочном прекращ-и полномочий Совета м.б. обжалованы в судебном порядке.

Уставы органов ТОС утв-ся на общих собр-ях (сходах), конф-ях гр-н.

Совет общественного с\у проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц в открытой для жителей форме. Заседания Совета считаются правомочными при участии в них более половины членов Совета. Все вопросы, входящие в компетенцию Совета, решаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов и оформляются протоколом.

Совет общественного с\у правомочен:Принимать реш-я о проведении собраний (сходов), конференций жителей, проводить опросы общественного мнения на тер-и деятельности Совета и на основе их анализа давать соотв-щие предложения органам государственной власти и местного с\у, организациям и учреждениям.Участвовать в подготовке и реализации планов социально-экономического развития микрорайона, жилого комплекса, поселка, в разработке и исполнении социальных программ, затрагивающих интересы жителей данной тер-и, и осуществлять общественный контроль за исполнением данных планов и программ.Проводить изучение общественного мнения по проектам строительства, реконструкции и ремонта объектов социально-культурного и бытового назначения, жилых домов и объектов благоустройства, производственной и социальной сферы.Осуществлять контроль за использованием жилого фонда, ходом подготовки жилого фонда к работе в осенне-зимний период, за использованием по назначению помещений для работы с детьми и подростками, для спортивной и другой работы.Участвовать в решении вопросов санитарного содержания и благоустройства тер-и, охраны зеленых насаждений, водоемов.Заслушивать на своих заседаниях объяснения лиц, допустивших нарушения общественного порядка, правил санитарной гигиены, другие нарушения, принимать реш-я о применении к ним мер общественного воздействия, в необходимых случаях направлять мат-лы в соотв-щие компетентные органы для привлечения нарушителей к административной ответственности.Обращаться в суд в случае наруш-я общезначимых для нас-я данной тер-и прав и законных интересов гр-н, прожив-х на подведомственной тер-и.Открывать счет в банке.Владеть и польз-ся им-вом.Кооперировать на Добров. основе ср-ва нас-я, предприятий, учреж., орг-й для развития соц.инфраструктуры соотв-щей тер-и, создавать фонды мест. иниц-вы.Самост. осущ. хоз. деят-ть в соотв-и с зак-вом РФ.Участвовать в создании общ. орг-ций, создавать клубы по интересам, любительские объед-я, центры досуга на тер-и Совета и взаимодействовать с ними.Выступать заказчиком на выполнение работ по благоустр-ву и ремонту жилищного фонда, объектов соц. инфраструктуры.Организовывать общест. работы на своей тер-и.Вести учет и оказывать адресную помощь малоимущ., одиноким престарелым, инвалидам и другим категориям социально незащищенных гр-н.Согласовывать с уполн. на это органами выделение и изъятие земельных участков на тер-и Совета.Участвовать в создании детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спорт. комплексов.Организ. отдых нас-я, проведение культ.-массовых и спорт. меропр-й..Вносить предлож-я о переименов-и улиц и площадей, об объявлении памятниками истории и культуры объектов, нах-ся на тер-и Совета общест. с\у.Содейст-ть в поддержании надлеж. сост-я кладбищ и других мест захор-я.

Гор.Дума содействует органам ТОС в осущ-и их полном-й.Предст-ли органов ТОС имеют право присутствовать на заседаниях гор.Думы и участвовать в ее работе.

Адм-я города и районные адм-и города НиНо:Оказывают содействие органам ТОС и координирует их деят-ть.Получают инф-ю о деят-ти органов ТОС, на основе к-рой разрабатывается единая программа деят-ти органов ТОС города.Вправе делегировать органам ТОС часть своих полномочий.Осущ-ют сбор предложений органов ТОС, их обобщение и анализ, включение их в перспективный или текущий план работы.Предост-ют после рег-и Устава органа ТОС помещение, оборудованное мебелью и телефонной связью.

Органы ТОС осущ. свою деятельность за счет собственных, заемных, бюджетных средств, выделяемых органами гос. власти и м\с, добров. взносов и пожертв-й орг-й, гр-н, а также иных поступлений.К собст-ти органа ТОС относятся:Им-во и финансовые ср-ва, приобрет. в рез-те собственной деят-ти организаций органов ТОС.Средства, выделяемые органами государственной власти и местного с\у, в том числе полученные в результате делегирования полномочий.Иные доходы и имущество.Правом владения, пользования и распоряжения собственностью ТОС от имени населения обладают собрания (сходы) или конференции гр-н по месту жит-ва или Советы в пределах прав, предоставленных им Уставом.

По окончании финансового года органы ТОС представляют общему собранию (сходу), конференции и районной администрации отчет о финансовых результатах деятельности.Споры, связанные с деятельностью органов ТОС, решаются в суде или в арбитражном суде.Органы тер-ального общественного с\у несут ответственность за принимаемые ими реш-я

Ликвидация Совета может производиться по решению общего собрания, а также по решению суда в случае неоднократного нарушения Советом зак-ва, либо при осуществлении деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных зак-вом РФ.При принятии реш-я о ликвидации Совета создается ликвидационная ком-я, к к-рой на срок ликвидации переходят все полномочия по управлению делами Совета.При ликвидации органа ТОС бюджетные средства и имущество, переданное органам ТОС по договору безвозмездного пользования или приобретенное за счет бюджетных средств, переходит в состав муниц-ой собственности.

Вопрос№76

Собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования: понятие и правовой режим

Наряду с рассмотренными выше формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам.

В отечественной литературе по местному самоуправлению в числе таких форм называют митинги, демонстрации, шествия, пикетирования *(30). Однако вряд ли вообще возможно осуществлять публичную власть посредством проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т.п. Однако отдельные элементы этого права направлены и на участие в осуществлении местного самоуправления. В частности, посредством проведения публичного мероприятия граждане могут выразить свое отношение к деятельности должностных лиц и органов местного самоуправления, а также к процессам, происходящим на территории муниципального образования.

Статья 31 Конституции Российской Федерации устанавливает право российских граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. С конца 80-х гг. прошлого столетия по мере демократизации общества граждане использовали такую форму политического протеста самостоятельно, без властей и против властей. Законодательные рамки проведения публичных мероприятий очерчены в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Как следует и из названия Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в нем регулируется пять видов публичных мероприятий. Они различаются по способу проведения и числу участников. Виды публичных мероприятий указаны в ст. 2 данного Федерального закона.

Митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Как правило, на митинге принимается обращение с определенным требованием к властям или призывом к гражданам.

Демонстрация - это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Демонстрация может начаться или завершиться митингом. Иногда демонстрация может быть "сидячей" - участники не движутся, а сидят массой в людном месте. В последнее время в некоторых странах стали проводиться стоячие демонстрации: демонстранты, держась за руки, образуют кольцо вокруг какого-либо объекта либо непрерывную линию, обычно вдоль шоссе, порой на десятки или сотни километров *(31).

Шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Разновидностью шествий являются марши - шествия через многие населенные пункты, через всю страну или несколько стран. В шествиях и маршах обычно участвуют заранее сорганизовавшиеся люди.

Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Особой разновидностью пикета является палаточный городок, существующий более или менее продолжительное время *(33).

Собрание - это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Заметим, что такое законодательное определение собрания может рассматриваться в качестве родового понятия для всех мероприятий с количеством участников более трех человек. Но не все собрания носят публичный характер, что, на наш взгляд, неправомерно расширяет круг регулируемых Федеральным законом О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях правоотношений, большинство из которых не являются предметом этого закона. Такие недостатки Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" нередко вводят в заблуждение граждан, желающих провести какое-либо собрание, в том числе и для осуществления местного самоуправления. Поэтому необходимо учитывать, что Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" регулирует порядок созыва и проведения собрания граждан как публичного мероприятия, а Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 29 устанавливает порядок осуществления гражданами Российской Федерации своего права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления. При этом понятие "собрание" в данных федеральных законах имеет различный правовой характер, как, собственно, и правовые последствия принятых на этих собраниях решений.

Вопрос№77

Экономической основы местного самоуправления

Результативность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.

Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.

Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. При этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют:

1) муниципальная собственность;

2) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;

3) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и других условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления устанавливает:

– органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

– финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им Конституцией или законом полномочиям;

– по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

– финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, с тем чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальным изменением издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий.

Настоящие положения можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

Вопрос№78

Мун собственность: понятие, состав, реестры имущества, субъекты права муниципальной собственности

В соответствии с Конституцией РФ в РФ равным образом признаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности. Для осуществления органами МС своих полномочий им необходимо наделение их определенной компетенцией по управлению материальными ресурсами. Независимость местного самоуправления не может быть обеспечена без наделения МО собственностью. Экономическую основу МС составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права МО. В собственности МО может находиться:1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий;3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов МС и должностных лиц МС, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. В собственности поселений могут находиться:1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением объектов федерального и регионального значения, имущество, предназначенное для их обслуживания;3) жилищный фонд социального использования;4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров 7) библиотеки;; 8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения;12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;13) имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;15)земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности;16) обособленные водные объекты на территории "поселения;17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения. В случаях возникновения у муниципальных образовании права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий и не относящееся к видам имущества муниципального образования, имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Вопрос№79

Участие муниципального образования в гражданско- правовых отношениях

1. Государственные и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях наравне с другими субъектами гражданского права.

Особенности участия Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований в гражданском обороте:

2.В имуществе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выделяют казну, то есть имущество, не распределенное между государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Вопрос№80

Способы и порядок защиты муниципальной собственности

Орган местного самоуправления может требовать устранения всяких нарушений его права, вплоть до истребования муниципального имущества из чужого незаконного владения, при этом он вправе потребовать от незаконного владельца (как добросовестного, так и недобросовестного) возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за время владения.

В случае прекращения права муниципальной собственности в силу закона Российской Федерацией, убытки, причиненные муниципальному образованию, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.

Сущность местного самоуправления - самостоятельное решение вопросов местного значения: вопросов обеспечения ежедневной жизнедеятельности населения муниципального образования.

Деятельность органов местного самоуправления осуществляется по следующему принципу: законодатель определяет перечень того, чем органы местного самоуправления могут заниматься. Другие вопросы, не определенные в законе, относятся к сфере деятельности других органов власти, не местного самоуправления. Этот принцип соответствует поговорке: «запрещено все, что не разрешено». Еще этот принцип называют иногда принципом наделения компетенцией «сверху». Если «верхи» получают много власти, а «низы» - ничего, то может получиться «крепостной строй». Если же «низам» отдано право самим решать свои проблемы, то говорят о демократическом государстве. Главный недостаток этого способа тот, что при смене законодателей, есть опасность в ограничении компетенции органов местного самоуправления, в ущемлении их свободы.

Органы местного самоуправления согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»36 не могут быть лишены права на решение всех вопросов местного значения, поименованных в ст.6 (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где компетенция органов местного самоуправления определяется законодательством этих городов), однако, только сами органы местного самоуправления закрепляют в уставе муниципального образования перечень вопросов местного значения, которые будут ими решаться. Включенные в устав муниципального образования предметы ведения становятся обязанностями органов местного самоуправления, и за их неисполнение или ненадлежащее исполнение должна наступать ответственность.

На сегодняшний день законодатель установил перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности.

Конституция РФ запрещает субъектам федерации, другим органам ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией (статья 133). На практике реализация конституционных предписаний встречается с трудностями. Одна из причин — принципиальное различие новой конституционной концепции местного самоуправления и сложившегося за долгие годы стереотипа управления на местах как централизованного управления “сверху”. Имеет место практика распоряжения муниципальной собственностью, изменения территориальных границ местного самоуправления без учета мнения населения.

Одним из специфических субъектов Федерации является Москва – столичный город федерального значения. Уставом Москвы предусмотрено, что система органов местного самоуправления законодательно закрепляется по мере формирования социально-экономических, финансовых и организационных предпосылок. В настоящее время Московская городская Дума и Московская городская администрация (во главе с Мэром Москвы) имеют двойной статус, одновременно обладая законодательно установленными полномочиями как органов городского (местного) самоуправления, так и полномочиями органов государственной власти субъекта РФ.

Вопрос№81

Форм муниципальной собственности: законодательная основа, порядок, регистрация права собственности. Управление и распоряжение муниципальным имуществом

2.1 Приобретение права муниципальной собственности

Право муниципальной собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Более отвечают интересам местного самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

Право муниципальной собственности может быть приобретено следующими способами:

в результате разграничения государственной собственности в РФ согласно Постановлению ВС РФ16 по процедуре передачи, установленной распоряжением Президента РФ от 18.03.92 № 114-рп. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ17;

2.2 Муниципальное имущество

Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»18 субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.19

Весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета20 к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов.

Разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капитальных вложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.

Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п.4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п.4.9 Основных положений, а также п.3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий.21

2.3 Муниципальная собственность на землю

Органы местного самоуправления владеют, пользуются, распоряжаются муниципальными землями и другими природными ресурсами в интересах развития муниципального образования и социально-экономических интересов его граждан22.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю"23.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации24.

Органы местного самоуправления или по его поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Землевладение бессрочное (постоянное) и временное пользование земельными участками и их аренда являются платными. За земельные участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог25.