logo
вопросы по фк

Вопрос №4. История развития бюджетных отношений в России

В 1991-1993 гг. с переходом к рынку начался процесс полустихийной децентрализации прежней бюджетной системы. В конце 1991 года были приняты законы «Об основах налоговой системы» и «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Эти законы заложили базу многоуровневой бюджетной системы и расширения бюджетной автономии регионов. Однако на процесс межбюджетного строительства сильное влияние оказала политическая и социальная нестабильность, общий полисистемный кризис и слабость федеральной власти. Ряд республик (Татарстан, Башкортостан, Якутия) прекратили платить налоги в федеральный бюджет, а другие регионы выбивали себе преференции[3].

После принятия в 1993 году Конституции РФ[4] межбюджетные отношения несколько упорядочились. В 1994-1995 гг. была проведена первая системная реформа межбюджетных отношений. Были введены единые нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты регионов. Создан Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР). Расширены налоговые полномочия регионов. Были формализованы отношения между федеральным центром и регионами (подписаны договора). Однако система межбюджетных отношений продолжала оставаться противоречивой и недоработанной.

Недостатки системы межбюджетных отношений привели к кризису в этой сфере в 1996-1998 гг. Недовольство вызывали преференции ряда регионов (налоговые преференции  имели Татарстан, Башкортостан, Якутия). Были ущемлены права субъектов РФ в пользу Федерального центра: принимались федеральные законы, а социальные обязательства по ним перекладывались на регионы. Причем действовал порочный принцип распределения трансфертов регионам на покрытие «расчетного дефицита». Поэтому регионы стремились увеличивать при разработке бюджетов  расходные части бюджетов и снижать доходные. Методика распределения трансфертов была, фактически, создана для прикрытия политического торга между Федеральным центром и регионами  и волюнтаризма при их распределении.

В 1998 г. была принята, а в 1999-2001 гг. реализована Концепция реформирования межбюджетных отношений[5]. Ее результатами стали:

- переход на новую, более объективную методологию распределения трансфертов регионам, направленную на выравнивание бюджетной их обеспеченности и создание стимулов для ответственной бюджетной политики;

- инвентаризация «федеральных мандатов» - федеральных обязательств (8% ВВП), создан федеральный Фонд компенсации с целью предоставления субвенций и субсидий  для выполнения федеральных законов;

- активизация реформирования межбюджетных отношений (создан Фонд реформирования региональных финансов, апробирован механизм отбора региональных программ бюджетных реформ, разработаны новые документы и рекомендации по регулированию межбюджетных отношений);

- повышена унификация межбюджетных отношений (отменены преференции);

- реализована централизация доходов в федеральный бюджет.

В процессе распределения доходов по бюджетам в 1992-2001 гг. наблюдались следующие тенденции: доля регионов в доходах консолидированного бюджета страны возрастала в периоды политической, социальной и экономической нестабильности (1992-1993 гг. и 1996-1998 гг.)

В БК РФ определен круг бюджетных правоотношений, т.е. отношений, возникающих между субъектами бюджетного права в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований , регулирования государственного и муниципального долга. В бюджетное законодательство включается не только сам БК РФ, но и два типа нормативных правовых актов: долгосрочного действия, регулирующих отдельные вопросы бюджетных правоотношений, и ежегодных – о бюджете на очередной финансовый год