Проблемы управления оборотным капиталом предприятий машиностроительной отрасли.
Оборотный капитал – экономическое назначение оборотного капитала состоит в обеспечение непрерывности производственного процесса и процесса продажи произведенной продукции. Нехватка оборотного капитала, отсутствие собственных источников его финансирования обязательно приведут к остановке производственно-хозяйственной деятельности. В этой связи основной задачей управления оборотного капитала является минимизация финансовых ресурсов вложенных в основные элементы оборотного капитала с определенным запасом прочности.
К основным элементам оборотного капитала относятся:
-
Производственные запасы
-
Не завешенное производство
-
Готовая продукция на складе
-
Дебиторская задолженность
Главными особенностями процесса формирования и использования оборотного капитала предприятий машиностроительной отрасли являются:
-
Длительный производственный цикл, что приводит к большому объему фин ресурсов, необходимых для финансирования производственного процесса и незавершенного производства предприятия.
-
Изготовление достаточно сложных технических объектов требуют большого объема комплектующих и полуфабрикатов, что объективно приводит к большим объемам финансовых ресурсов, необходимых для формирования производственных запасов.
-
Не развитость рынков сбыта машиностроительной продукции, отсутствие эффективных каналов сбыта и распределения производимой продукции, приводят так же к большому объему финансовых ресурсов, обслуживающих процесс реализации, т.е. к большому объему готовой продукции на складе предприятия и дебиторской задолженности предприятия.
Указанные особенности оборотного капитала предприятия свидетельствуют о высокой степени актуальности проблем управления оборотными средствами машиностроительного предприятия.
До принятия решений по управлению оборотными средствами машиностроительного предприятия необходимо провести горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ состава и структуры оборотных средств, а так же оценить эффективность их использования. Для проведения такого анализа используется информация 2-го раздела активов баланса предприятия, которая называется оборотные активы.
Для оценки эффективности формирования использования оборотных средств предприятия используется показатель оборачиваемости. По изменению данного показателя можно однозначно судить о положительной или отрицательной негативной тенденции процесса формирования и использования оборотных средств предприятия.
Коб=РПгод/ОСср.год(Н.О.С.; ОСк.г.)
ОСср.год=(ОСн.г.+ОСк.г.)/2
Рассчитать финансово-экономические последствия от мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотного капитала, если при планируемом объеме продаж в 900 млн. руб. и среднегодовом значении оборотного капитала в 1500 млн. руб. предприятие планирует сократить длительность одного оборота на 3 дня.
Коб=900/150=6.
360/6=60
360/57=6.3
Ускорение оборачиваемости приводит:
-
Рост выручки от продажи произведённой продукции, при неизменной величине оборотного капитала ΔРП=150*6.3-900=45
-
Либо к высвобождению оборотного капитала при той же самой выручке. ΔОС=150-900/6.3=7.1.
Замедление оборачиваемости приводит к прямо противоположным последствиям, т.е. либо к уменьшению выручки, либо увеличению оборотки.
При установлении негативной тенденции процесса формирования и использования оборотного капитала необходимо установить причину. Причина замедления устанавливается на основе расчета показателей оборачиваемости отдельных структурных элементов оборотного капитала предприятия.
- Внутриотраслевая структура экономики рф.
- Формы общественной организации производства машиностроение.
- Особенности инвестиционной политики в машиностроительной отрасли.
- Проблемы управления оборотным капиталом предприятий машиностроительной отрасли.
- Управление производственными запасами предприятия.
- Управление дебиторской задолженностью предприятия.
- Оценка эффективности кредитной политики предприятия.
- Источники формирования оборотного капитала.
- Управление инвестиционной политикой малых предприятий.
- Особенности банкротства предприятия машиностроительной отрасли.