Добровольное медицинское страхование
В отличие от обязательного медицинского страхования, как части системы социального страхования, добровольное медицинское страхование (ДМС) является частью личного страхования и видом финансово-коммерческой деятельности, которая регулируется Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС. Оно реализуется за счет собственных средств, полученных непосредственно от граждан или средств работодателя, дополнительно страхующего своих работников.
Размеры страховых взносов по ДМС устанавливаются страховыми медицинскими организациями самостоятельно и зависят от вида рисков, правил страхования, принятых конкретным страховщиком, стоимости медицинских и других услуг, числа застрахованных и т.п.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем (работодателем), страховщиком и организацией здравоохранения. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно, но в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Развитие медицинского страхования предполагает сотрудничество государственной системы здравоохранения и системы добровольного медицинского страхования. Определяющими условиями такого взаимодействия являются, в первую очередь, расширение рынка платных медицинских услуг и активизация в связи с этим деятельности компаний, работающих по программам ДМС, а также желание страховых компаний участвовать в финансировании региональных целевых медико-социальных программ. В этом случае реализуются интересы всех участников медицинского страхования. Для организаций здравоохранения – это получение дополнительного финансирования по целевым медико-социальным программам, возможность повышения качества медицинской помощи и развития сервисных услуг. Для территориальных фондов ОМС – возможность совместной реализации программ ОМС и ДМС и устранение тем самым практики «двойной оплаты» одной и той же медицинской услуги в учреждениях здравоохранения. Для страховых компаний – это возможность увеличения числа страхователей и застрахованных. Для предприятий – получение дополнительных, высокого качества медицинских услуг, предоставляемых работникам в рамках трудовых коллективных договоров.
Основные различия обязательного и добровольного медицинского страхования представлены в таблице.
Основные различия обязательного и добровольного медицинского страхования.
№ п/п | Обязательное медицинское страхование | Добровольное медицинское страхование |
| Некоммерческое | Коммерческое |
| Один из видов социального страхования | Один из видов личного страхования |
| Всеобщее массовое | Индивидуальное или групповое |
| Регламентируется Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" | Регламентируется Законами РФ "Об организации страхового дела в РФ" и "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" |
| Осуществляется государственными или контролируемыми государством организациями | Осуществляется страховыми организациями различных форм собственности |
| Правила страхования определяются государством | Правила страхования определяются страховыми организациями |
| Страхователи - работодатели, органы государственной власти, органы местного самоуправления | Страхователи - юридические и физические лица |
| Осуществляется за счет взносов работодателей, государственного бюджета | Осуществляется за счет индивидуальных доходов застрахованных граждан, прибыли работодателей |
| Программа (гарантированный минимум услуг) утверждается органами государственной власти | Программа (гарантированный минимум услуг) определяется договором страховщика и страхователя |
| Тарифы устанавливаются по единой утвержденной методике | Тарифы устанавливаются договором между страховщиком и страхователем |
| Система контроля качества устанавливается государственными органами | Система контроля качества устанавливается договором страхования |
| Доходы могут быть использованы только для развития основной деятельности - обязательного медицинского страхования | Доходы могут быть использованы в любой коммерческой или некоммерческой деятельности |
| При наступлении страхового случая – субсидарная ответственность | При наступлении страхового случая – возмещение суммы страхового взноса |
- Формирование рыночных отношений в здравоохранении
- Общие положения финансирования
- Источники финансирования здравоохранения
- Финансовый контроль в здравоохранении
- Тематические задачи по основам финансирования здравоохранения:
- Раздел 1. Определение тарифов на восстановительное лечение в медицинских учреждениях стационарного типа, в объеме Территориальной программы омс, в зависимости от длительности лечения.
- Задачи для самостоятельного решения.
- Раздел 2. Экономический анализ использования коечного фонда лпу.
- 1. Рассчитать стоимость содержания больничной койки фактическую и по плану.
- 2. Рассчитать стоимость одного койко-дня фактическую и по плану.
- 3. Рассчитать стоимость лечения одного больного фактическую и по плану (для данного
- 4. Рассчитать экономические потери в результате простоя коек за год.
- Задачи для самостоятельного решения.
- Занятие № 2 Научные основы планирования и прогнозирования в общественном здоровье и здравоохранении. Общие положения
- Основы прогнозирования общественного здоровья и здравоохранения
- Планирование в здравоохранении
- Принципы планирования в здравоохранении
- Виды планирования в здравоохранении
- Методы планирования в здравоохранении
- Планирование и расходование финансовых средств организациями здравоохранения
- Оплата труда в здравоохранении
- Тематические задачи по научным основам планирования и прогнозирования в общественном здоровье и здравоохранении. Методика расчета планирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи
- I. Используя нормативный и аналитический методы рассчитайте:
- Потребность в амбулаторно-поликлинической помощи для детского населения:
- 2. Потребность в амбулаторно-поликлинической помощи для взрослого населения:
- 3. Потребность в амбулаторной акушерско-гинекологической помощи:
- II. Потребность в терапевтических, педиатрических и акушерско-гинекоологических койках.
- III. Нормативным методом рассчитать количество терапевтических и педиатрских стационаров.
- IV. Составить штатное расписание на соматического отделения на 60 коек при 2-х и 3-х степенной системе обслуживания.
- Задачи для самостоятельного решения.
- Занятие № 3 Анализ экономической деятельности организаций здравоохранения. Эффективность в здравоохранении.
- Медицинская, социальная и экономическая эффективность здравоохранения
- Роль здравоохранения в предотвращении экономического ущерба
- Экономический анализ деятельности лпу.
- Основные направления экономического анализа деятельности лпу.
- Использование коечного фонда
- Тематические задачи по основам экономики здравоохранения:
- Задачи для самостоятельного решения.
- Раздел 2. Расчет экономической эффективности от сокращения сроков лечения в больнице Методика расчета экономической эффективности в результате сокращений сроков пребывания в стационаре
- Задачи для самостоятельного решения.
- Занятие № 4 Медицинское страхование. Медицинское страхование
- Обязательное медицинское страхование
- Добровольное медицинское страхование
- Методика расчета тематических задач по качеству медицинской помощи:
- Скорая медицинская помощь.
- Для стационарной медицинской помощи.
- Скорая медицинская помощь – Бюджет Санкт-Петербурга.
- Тематические задачи по медицинскому страхованию:
- Занятие № 5 Качество и система его обеспечения.
- Система обеспечения качества медицинской помощи
- Стандартизация в здравоохранении.
- Функции стандартов и услуг.
- Классификация медицинских стандартов
- Контроль качества медицинской помощи.
- Права и обязанности врачей экспертов страховой медицинской компании
- Обоснование экспертных суждений о врачебных ошибках осуществляется путем установления их непосредственных негативных следствий для состояния компонентов кмп.
- Алгоритм ведомственной/вневедомственной экспертизы качества амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.
- Алгоритм проведения ведомственной/вневедомственной экспертизы качества стационарной медицинской помощи.
- Стратегия непрерывного улучшения качества медицинской помощи
- Методика расчета тематических задач по качеству медицинской помощи:
- Задачи для самостоятельного решения.