logo
Действующий механизм исчисления и уплаты акцизов

Глава 3. Особенности формирования акцизов в зарубежных странах

Как известно, косвенные налоги считаются налогами стабилизирующего характера в решении проблем финансового благополучия бюджета государства. Наряду с прямыми налогами, косвенные налоги являются важнейшим источником налоговых поступлений в бюджеты развитых стран.

В соответствии с мировой практикой к косвенным налогам относят три группы налогов: Давыдова И.А. Порядок определения и уплаты в бюджет суммы акциза по налогооблагаемым операциям с подакцизными товарами // Налоговый вестник. 2011. № 3.

1) так называемые налоги на потребление: налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж и налог с оборота;

2) акцизы и таможенные пошлины;

3) взносы работодателей на социальное обеспечение.

В современный период в большинстве развитых стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС (от 15 до 40% всех налоговых поступлений). От 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы. Минаев С. Проклятый налог, придуманный негодяями // Коммерсант. Власть. 2010. № 22. Таким образом, на НДС и акцизы приходится от одной пятой до половины всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран. Только в США, Японии и Канаде роль косвенного налогообложения заметно ниже. Это вызвано устойчиво негативным отношением общественного мнения этих стран к косвенным налогам из-за их инфляционного влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости: сбор этих налогов не зависит ни от размера доходов, ни от размера имущества налогоплательщиков.

Особую группу косвенных налогов составляют акцизы. Базовыми подакцизными товарами во всех развитых странах, являются алкогольная и табачная продукция в пределах государственной монополии на её производство и распределение. Подобное обложение обосновывается не только необходимостью получения высоких налоговых поступлений, но и стремлением ограничить с помощью повышенных цен потребление вредной для здоровья граждан продукции.

В разных странах нет единства в отборе подакцизных товаров. Однако всё же можно выделить два основных признака, по которым они отбираются: это либо товары массового потребления с низкой эластичностью спроса по цене (сахар, соль, бензин и др.), либо товары ограниченного спроса, например, ювелирные изделия, меха.

Акцизные ставки устанавливаются в двух принципиально отличных видах: 1) либо как отношение к стоимости подакцизного товара, выраженное в процентах (адвалорные налоговые ставки), 2) либо в абсолютном стоимостном выражении на определённую единицу измерения (например, в США на 1 пинту алкогольной продукции, на 1 галлон бензина и т.п.) (специфические налоговые ставки).

Рассмотрим систему акцизного налогообложения на примере одной из самых развитых стран Европы - Швеции.

Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (государственного налогового управления Швеции), имеют трехуровневую систему. Гну Швеции было создано в 1971 г. Численность его составляет 547 человек. Гну Швеции подчиняется министерству финансов, правительству страны, но является не зависимым от правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству, находящемуся в Стокгольме, подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы).

Контроль за поступлением акцизов, а также одобрение владельцев акцизных складов и регистрация получателей подакцизных товаров осуществляются в особой налоговой инспекции, находящейся в г. Людвике. Численность ее - примерно 110 сотрудников. Затраты государства на работу с акцизами (персонал, помещения, компьютеры и др.) Составляют 36 млн крон в год, или 0,04% поступлений по акцизам. Помимо акцизов особая налоговая инспекция занимается возвратом НДС и вопросами, связанными с налогом на купоны облигаций, налогом на проценты по лесным угодьям, а также подоходным налогом некоторых артистов.

Налоговые органы осуществляют также ведение актов гражданского состояния, перепись населения и содействие в обеспечении общих выборов.