logo search
Амортизационная политика и ее влияние на финансовое состояние предприятия (на примере СПК им. Г.Ф. Орлова Абзелиловского района)

1.3 Амортизационная политика предприятия, ее проблемы и перспективы

Амортизационные отчисления являются одним из важнейших источников финансирования коммерческих организаций. Они входят в состав себестоимости производимой продукции и после ее реализации в виде выручки поступают на расчетный счет хозяйствующего субъекта.

Использование амортизационных отчислений в качестве источника финансирования технического перевооружения и модернизации основных фондов обусловлено еще и тем, что начисление амортизации имеет непрерывный и постоянный характер, что в свою очередь обеспечивает создание устойчивых инвестиционных ресурсов для замены физически и морально устаревшего оборудования. Из чего следует, что амортизационные отчисления выступают важным источником финансирования капитальных вложений, как по размерам, так и по доступности для организаций /6/.

По экономической природе амортизационные отчисления обеспечивают простое воспроизводство ценностей, однако они относятся к финансовым ресурсам. Дело в том, что износ зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств не возмещается сразу же по мере начисления и образования амортизационных отчислений. Последние могут накапливаться и расходоваться на расширение и обновление производства, на вложения в ценные бумаги и высокодоходные проекты, помещаться на депозиты и т.д. /10/

В большинстве развитых стран, экономика которых характеризуется высокой инновационной активностью, амортизационная политика является одним из важнейших инструментов стимулирования инвестиций в обновление основных средств производства, в наукоемкие технологии, в научные исследования и опытно-конструкторские работы.

Амортизация - это инструмент, эффективное использование которого может позволить повернуть финансовые потоки таким образом, чтобы амортизационные отчисления направлялись на инвестиции в основной капитал, на привлечение новых технологий и внедрение современных образцов производственного оборудования, занятых в процессе производства конкурентоспособных товаров /6/.

В последние 50 лет в развитых странах амортизационная политика превратилась в один из главных инструментов стимулирования экономического роста. Если в середине ХХ в. доля амортизационных отчислений в общих инвестициях составляла всего 25-30 %, то сегодня она стабильно держится на уровне 70-80 %, и, наоборот, доля прибыли в общих инвестициях, уменьшилась с 50 % до 5-10, а заемных средств - соответственно с 25-30 до 12-15 %.

Преобладающая роль амортизационных отчислений в общих инвестициях развитых стран тесно связана с активным использованием политики ускоренной амортизации. Государство, проводя активную политику ускоренной амортизации и сознательно через нее сокращая свои поступления по налогу на прибыль в бюджет, способствует перетоку денежных средств в амортизационный фонд, что позволяет без уплаты налога расширять, модернизировать, обновить свои фонды. В результате ускоряются темпы развития экономики, заметно растет ее эффективность, качество производимой продукции и ее конкурентоспособность на мировых рынках и т.д. Все это вместе взятое с лихвой компенсирует государству сокращение поступлений от налога на прибыль в бюджет.

В бюджетном послании Президента Российской Федерации на 2008-2010 гг. говорится о необходимости либерализации амортизационной политики для целей налогообложения, в том числе о расширении возможностей для ускорения амортизации технологического оборудования и введении дополнительных мер стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ /3/.

Применение ускоренной амортизации позволяет ускорить обновление изношенных основных фондов, что является актуальным, поскольку степень износа основных фондов высока.

В России степень износа основных фондов в 2007 г. в отрасли добычи полезных ископаемых составлял 61,4%, в обрабатывающих производствах - 52,8%, в производстве и распределении электроэнергии - 38,6 %. За 2008г. произошло значительное снижение степени износа по всем видам экономической деятельности, кроме производства и распределения электроэнергии (показатель износа увеличился на 12,8 %).

Коэффициент обновления в 2005-2008 гг. увеличивался в добыче полезных ископаемых с 5,3 до 6,7%, обрабатывающих производствах - с 5,0 до 6,6 %, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - с 1,9 до 2,9 %. Как свидетельствует статистика, в динамично развивающихся странах коэффициент обновления основных фондов составляет в среднем 15% /10/.

Несмотря на интенсивный рост инвестиций в основной капитал, о чем свидетельствуют данные за последние годы, этих ресурсов все же недостаточно для интенсивного обновления основных средств промышленных предприятий.

Предприятия не рассматривают инвестиции в инновации в качестве приоритета корпоративного развития, отсюда и невнимание к инструментам, способным облегчить инновационную деятельность. В то же время основным источником инвестиций для российских компаний остаются собственные средства, 20 % из которых финансируется за счет амортизации. Именно поэтому в российской экономике уже появился узкий, но растущий сегмент предприятий, для которых инновационная активность, наукоемкие технологии становятся конкурентным преимуществом - для них придание амортизационной политике стимулирующего характера может стать важным инструментом поддержки и развития.

Учитывая тяжелую ситуацию с обновлением основных фондов в России и чрезвычайную их изношенность, на современном этапе необходимо предусмотреть меры по совершенствованию амортизационной политики как на макро-, так и на микроуровнях. Главными направлениями повышения эффективности формирования и использования амортизационного фонда в концентрированном виде являются /10/:

государственное стимулирование целевого использования амортизационного фонда коммерческих организаций;

правильное начисление, денежное обеспечение, сохранение и страхование, резервирование и целевое инвестиционное использование амортизационного фонда.

Вступившие в силу с 1 января 2009 г. поправки во вторую часть Налогового кодекса, в том числе изменения правил начисления амортизации, имеют как положительные, так и отрицательные последствия для налогоплательщиков.

Одним из важных направлений амортизационной политики, стимулирующих расширение инвестиционной деятельности и деловой активности экономических субъектов, является осуществление комплекса инвестиционно-ориентированных налоговых новаций, направленных на повышение заинтересованности налогоплательщиков в использовании инвестиционных ресурсов, образованных за счет средств накопленной амортизации /6/.

Мероприятия по созданию эффективной амортизационной политики могут быть реализованы в сфере налогового законодательства, основными направлениями которого являются упрощение системы налогообложения и экономической обоснованности норм законодательства. При этом не стоит забывать, что налоговая система это один из инструментов государственного регулирования. Воздействуя через систему налогообложения на поведение экономического субъекта, государство гибко управляет хозяйственными процессами, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне /6/.

И в связи с этим следует уделить внимание вопросам по созданию благоприятных условий повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и решению проблем обновления и модернизации основных производственных фондов.

Действующее законодательство всего лишь предполагает возможность альтернативных подходов к формированию амортизационной политики предприятий, но на самом деле, из-за различий правил и методов определения основных экономических показателей для целей бухгалтерского и налогового учета эта многовариантность на практике не реализуется. Кроме того, хозяйствующие субъекты амортизацию рассматривают с позиции компенсации затрат, связанных с приобретением основных фондов, а не с позиции инструмента регулирования налогообложения организаций и формирования собственных источников инвестиций в основной капитал.

Разграничение правил определения экономических показателей и отражения операций по амортизируемому имуществу между бухгалтерским и налоговым учетом приведет к созданию единообразных и достоверных сведений. Кроме того, устранение разницы между учетом объектов основных средств в бухгалтерских и налоговых целях позволят во многом упростить как порядок формирования информации по амортизируемому имуществу, так и процедуру администрирования налога на имущество и налога на прибыль организаций. Осуществление контроля за правильностью расчета налоговой базы и определения налоговых обязательств, сформированных на основе единых норм и правил, установленных в рамках налогового законодательства будет намного эффективнее /6/.

К числу важнейшей проблемы, которая должна решаться при формировании амортизационной политики относится сокращение сроков аккумулирования амортизации и стимулирования инвестиционных процессов. В рамках решения этого вопроса представляется возможным пересмотреть состав объектов основных средств, в отношении которых организации вправе использовать специальные коэффициенты, применяющиеся к основной норме амортизации /15/.

Сокращение сроков накопления амортизации через систему специальных коэффициентов, применяемых к основной норме амортизации, окажет позитивное влияние на процесс формирования инвестиций за счет собственных средств. Инвестиционные ресурсы будут формироваться в большем объеме, а главное, в более короткие сроки Вместе с тем, право применения специальных коэффициентов к основной норме амортизации должно быть ограничено в силу того, что имеет целевой характер, а именно стимулирование инвестиционных процессов.

Еще одна проблема связана с тем, что в настоящее время российским законодательством не предусмотрены механизмы, стимулирующие повышение заинтересованности экономических субъектов в использовании финансовых ресурсов, образованных за счет накопленной амортизации, на восстановление основных фондов, модернизацию и реконструкцию производства /4/.

В целях активизации процесса формирования инвестиционных ресурсов за счет накопленной амортизации и расходов на капитальные вложения может быть предоставлена налоговая преференция в части налогообложения доходов, полученных от размещения этих средств в кредитных организациях. При этом обязательным условием права использования указанной преференции должна быть обязанность налогоплательщиков использовать накопленные средства на реализацию проектов, связанных с воспроизводством основных фондов, внедрением новых образцов технологического оборудования, расширением производственных мощностей. Иными словами, налоговая преференция должна иметь строго целевой характер использования /6/.

Следует особо подчеркнуть, что нормативное регулирование амортизационной политики требует всестороннего анализа, эффективность налоговых новаций необходимо оценивать на всех уровнях управления экономики. Должны быть учтены как экономические последствия амортизационной политики зля экономики в целом, так и изменения доходов государственного бюджета, обусловленные ее влиянием /4/.

Анализ динамики использования амортизации на инвестиционные цели дает основание прогнозировать более высокий уровень использования амортизации на инвестиционные цели, чем в настоящее время.

Рост инвестиций в основной капитал материального производства окажет положительное влияние на интенсивность обновления производственных мощностей. Увеличение темпов роста технического перевооружения основных производственных фондов и повышение эффективности их использования позитивно отразятся на формировании финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

На макроэкономическом уровне одним из обязательных элементов комплексного анализа эффективности предлагаемых налоговых новаций в рамках проводимой амортизационной политики является оценка изменения доходов государственного бюджет.

Сегодня государство должно быть более активным в вопросах целенаправленного использования инструментов экономического регулирования.

Сложившаяся ситуация определяет необходимость формирования амортизационной политики, направленной на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. При этом система стимулирования должна быть построена таким образом, чтобы эта политика была выгодна как экономическим субъектам, так и государству.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК им. Г.Ф. ОРЛОВА