3.1 Недостатки налоговой системы России
Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
Взаимосвязь между ставкой налога и поступлениями налогов в бюджет иллюстрируется в теории экономики кривой Лаффера. Американский экономист А. Лаффер был сторонником теории эффективного предложения и считал, что государство должно стимулировать не совокупный спрос, а совокупное предложение путем понижения налогов, прежде всего на прибыль предприятий.
Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции -- больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета. [16]
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного ВВП.
В Российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.
Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.
Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся должным образом не собираются.
Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.
Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.
Проблематичен также вопрос неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов.
Особенно сильные дебаты в настоящее время ведутся в связи с введением налога с продаж и единого налога на вмененный доход. Вместо посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.
К основным недостаткам налоговой системы РФ можно отнести следующие.
1. Нестабильность налоговой политики.
2. Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.
3. Уклонение от уплаты налогов юридическими л щами, вызванное в том числе отменой инвестиционной льготы.
4. Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены). Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики.
5. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.
6. Эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку.
7. Чрезмерный объем начислений на заработную плату.
8. Единая ставка налога на доходы физических лиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость. [18], [19].
Несмотря на необходимость реформирования налоговой системы ее ломка привела бы к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться. Сейчас наблюдается тенденция к снижению налоговых ставок и снижению налогового бремени. [10]
- Введение
- 1. Экономическое содержание налогов
- 1.1 Экономическая сущность и функции налогов
- 1.2 Виды и классификация налогов
- 2. Современная налоговая система и её составляющие
- 2.1 Структура и функции налоговой системы
- 2.2 Особенности современной налоговой системы РФ и основные направления налоговой политики на 2010-2013 годы
- 3. Совершенствования налоговой системы России
- 3.1 Недостатки налоговой системы России
- 3.2 Пути оптимизации налоговой системы России
- 3.2. Направления совершенствования налоговой системы России
- 41. Налоговая система. Проблемы совершенствования налоговой системы в России
- 11.2. Налоговая система России
- Тема 31. Налоговая система: ее развитие и совершенствование в современной россии.
- Тема 30. Развитие и совершенствование налоговой системы в современной россии.
- Налоговая система России.
- 2.2 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России
- Тема 42. Налоговая система россии: проблемы развития и совершенствования
- 3.3 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России.