logo search
Администраторы доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета

1.2 Полномочия администраторов доходов бюджета

Главными администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иные организации, имеющие в ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета (ст. 6 БК РФ).

Основная функция, возложенная на главного администратора доходов бюджета, заключается в нормативно-правовом регулировании полномочий по администрированию поступлений подведомственных ему администраторов. В некотором смысле понятия "главный администратор доходов бюджета" и "главный распорядитель средств бюджета" схожи. Однако имеются и существенные различия. Например, в соответствии с БК РФ федеральный орган государственной власти или его территориальный орган не может являться главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ, тогда как отдельные федеральные органы государственной власти и их территориальные органы являются главными администраторами соответствующих доходов бюджетов субъектов РФ (муниципальных образований) в силу того, что они взимают (взыскивают) указанные доходы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней бюджетной системы. Причем орган власти может быть администратором как доходов бюджета нижестоящего уровня, так и доходов бюджета вышестоящего уровня.

Нововведением является наделение полномочиями главного администратора доходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) территориальных органов, федеральных органов государственной власти. В соответствии с п. 5 ст. 160.1 БК РФ в редакции Закона N 63-ФЗ установлено, что определение территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Это означает, что территориальные органы ФНС будут являться главными администраторами региональных налогов и сборов и, соответственно, должны представлять бюджетную отчетность о региональных налогах и сборах, прогнозы, иные сведения, необходимые для составления проектов бюджетов субъектов РФ, в финансовые органы субъектов РФ.

Перечень главных администраторов доходов бюджета устанавливается законом (решением) о бюджете на соответствующий год (период). В 2008 году такой перечень утвержден Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

К основным бюджетным полномочиям главного администратора доходов бюджета относятся (ст. 160.1 БК РФ):

- формирование перечня подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

- представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

- представление сведений для составления и ведения кассового плана;

- формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета.

В целях реализации своих полномочий главный администратор доходов бюджета должен произвести последовательно следующие действия:

- издание нормативного правового акта, обеспечивающего ведение подведомственными администраторами бюджетного учета поступлений;

- принятие от подведомственных учреждений бюджетной отчетности о поступлениях в установленном Минфином порядке представления и составления бюджетной отчетности;

- формирование бюджетной отчетности главного распорядителя средств бюджета;

- представление главным распорядителем средств бюджета бюджетной отчетности в соответствующий финансовый орган (в Федеральное казначейство в части доходов федерального бюджета) и формирование прогнозов поступлений, закрепленных по главе главного распорядителя средств бюджета;

- представление главным администратором средств бюджета прогнозов в соответствующий финансовый орган: краткосрочных прогнозов - в порядке, установленном финансовым органом для составления кассового плана; прогнозов на среднесрочную перспективу - в порядке, установленном финансовым органом для формирования проекта бюджета.

Порядок осуществления полномочий устанавливается:

- Правительством РФ - для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений;

- высшим исполнительным органом субъектов РФ - для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами государственной власти субъектов РФ, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений;

- местными администрациями - для главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами местного самоуправления, и (или) находящихся в их ведении бюджетных учреждений.

Администраторы доходов бюджета - это органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Как следует из определения, основной обязанностью администратора доходов является начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Кроме того, на администраторов доходов возложены следующие функции:

- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;

- принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление уведомления в орган федерального казначейства;

- формирование и представление главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

- и другие, установленные Бюджетным кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Свои полномочия администраторы доходов осуществляют в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).