logo search
15 ВОПРОСОВ ПО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

13. Государственный кредит и организация управление государственным долгом.

Гос. кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы.

В рамках рассматриваемых отношений государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты иностранным государствам, юридическим или физическим лицам.

Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Гос. кредиты предоставляются либо непосредственно Минфином РФ, либо через коммерческие банки.

Основным отличием гос. кредита -средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются для покрытия всей совокупности гос. расходов. Источником погашения гос. займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма гос. кредита приводит к появлению гос. долга.

Функции ГК: 1 стабилизирует бюджет и всю деят-ть гос(покрывает дифецит), 2. экономическая(ГК важный элемент в поддержке производителя), 3.социальная(соц накопления на будующее-софинансирование пенсии), 4. Финансовая (в перераспределении финансовых ресурсов)

Механизмы функционирования гос. кредита на практике реализуются посредством размещения гос. займов, которые приводят к появлению гос. долга.

Под расширенным понятием гос. долг нужно подразумевать сумму всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учетом процентов, начисленных на них, к определенному моменту времени.

Существование гос. долга автоматически подразумевает обязанность государства по его управлению.

Под управлением гос. долгом понимают совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания гос. долга.

Цель управления гос. долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом - уполномоченным органом местного самоуправления.

В основу управления гос. долгом положены сл. принципы: безусловности, единства, единства долговой согласованности, снижения рисков; оптимальности, гласности

Способы управления государственным долгом:

1) важную роль в управлении государственным долгом играет вторичный рынок государственных облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. Операции на первичном и вторичном рынке осуществляются дилером, среди которых крупные инвестиционные и универсальные банки;

2) погашение займов, выплата процентов по государственным займам за счет бюджетных средств;

3) в ряде стран управление государственным долгом относятся попытки ограничить его рост путем установления лимита, когда государственный долг достигает определенного лимита, ценные бумаги не выпускаются и государство сокращает свои расходы;

4) государство вправе уточнять первоначальные условия займа, касающиеся доходности займа – называется конверсией.

5) часто государство не изменяя доходности облигации превращает краткосрочные обязательства в средние и долгосрочные – это называется консолидацией государственного долга.;

6) способом решения проблемы государственного долга является банкротство, когда государство аннулирует займ или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.

7) важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего госдолга, которая определяется конъюнктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по государственным ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.д.

*** Гос ценная бумага(ГЦБ)- облигация кот выпускается гос, для привлечения доп финанс ресурсов.Это одна из форм заимствования. Сущ для покрытия гос бюдж дефицита, для создания доп фондов. Характеристики: 1 период обращения до 30 лет, 2.номинальная стоим-ть на бумаге, 3. распространяет ЦБ, размещает их в коммерч банках, за рубежем. 4 текущая доходность ГЦБ обратно пропорциональна курсу

Управление гос. долгом осуществляется с помощью сл. методов:

  1. рефинансирования – погашения части гос. долга за счет вновь привлеченных средств;

  2. конверсии – изменения доходности займа;

  3. новации – соглашения между государством – заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

  4. консолидации – превращения части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;

  5. унификации – решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

  6. отсрочки – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

  7. дефолта – отказа государства от уплаты гос. долга.