2.3. Анализ практики реализации и финансирования целевых программ на федеральном и региональном уровне.
Вопросы практической реализации существующей методики финансирования целевых программ, а также теории и практики эффективной оценки их реализации как составной части бюджетного планирования в существующей литературе, в том числе и в периодических изданиях, не проанализированы. В этом контексте необходим анализ современного состояния финансирования и реализации целевых программ, обоснование их роли в бюджетном процессе и масштабов использования методов программно-целевого планирования в рамках новых подходов к формированию бюджета, которые предусматривают в 2011 году эксперимент по переводу федерального бюджета полностью на программную основу и создание соответствующей нормативно-правовой базы, а с 2012 года – принятие программированных бюджетов: федерального и бюджетов субъектов РФ.
Первоочередным вопросом в анализе бюджетных расходов на реализацию ФЦП является установление доли расходной части федерального бюджета, направляемой на финансирование федеральных целевых программ.
Таблица 1.15
Данные таблицы 1 отражают удельный вес расходов на ФЦП и место программно-целевого планирования в бюджетном планировании на федеральном уровне. Низкий уровень программных расходов объясняется тем, что федеральный бюджет имеет принципиально иную, по сравнению с бюджетами субъектов РФ, структуру расходов. В рамках федерального бюджета большая часть расходов распределяется в рамках межбюджетных трансфертов по разделу 11 функциональной структуры расходов. Это же касается и расходов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ. Анализируя же абсолютные показатели таблицы, видно, что практически 90% бюджетных ассигнований федерального бюджета рассчитываются с использованием иных методов бюджетного планирования, таких как нормативный и индексный.
Рисунок 1. 16
Динамика роста доли программных расходов федерального бюджета в 2005-2010 годах
Следующим важным элементом анализа структуры и финансового обеспечения ФЦП является количество программ и их социально-экономическая направленность. Динамика количества ФЦП и подпрограмм и объемы их финансирования приведены в таблице 2. Данные таблицы отражают тенденцию как к снижению общего количества федеральных целевых программ, так и к снижению в их составе количества подпрограмм.
Эта тенденция объясняется тем, что Правительство рассматривает вопрос о сокращении количества федеральных целевых программ с 46 до 26, то есть будут реализоваться те программы, которые в действительности имеют комплексный межотраслевой и межтерриториальный характер. Сокращенные программы будут преобразованы в ведомственные целевые программы. Учитывая то, что около половины действующих федеральных целевых программ, по своей сути, имеют ведомственный характер и госзаказчиком и исполнителем этих программ является определенное ведомство, такое преобразование будет экономически целесообразным и обоснованным.
Таблица 2.17
Приведенные ниже данные отражают динамику роста объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые выделялись на финансирование федеральных целевых программ. Учитывая ситуацию в экономике России и мировой экономике в 2005-2009 годах, связанную с благоприятной конъюнктурой цен на энергоресурсы и позволявшую формировать как нефтегазовые доходы в составе федерального бюджета, так и резервные фонды, Правительство России имело возможность финансировать множество инфраструктурных и социальных программ, которые требовали значительных капитальных вложений.
Рисунок 2.18
- Оглавление
- Глава 1. Теоретические основы применения программно-целевого подхода в системе бюджетного планирования 6
- Глава 2. Реализация программно-целевого метода планирования и финансирования бюджетных расходов 23
- Глава 3. Направления совершенствования программно-целевого бюджетного планирования 59
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы применения программно-целевого подхода в системе бюджетного планирования
- 1.1. Содержание программно-целевого планирования и финансирования расходов бюджета, основные инструменты
- 1.2. Нормативно-правовая база программно-целевого планирования и финансирования расходов бюджета
- 1.3. Анализ зарубежного опыта применения программно-целевых методов планирования, бюджетирования, ориентированного на результат
- Глава 2. Реализация программно-целевого метода планирования и финансирования бюджетных расходов
- 2.1. Методология составления федеральных и ведомственных целевых программ и механизм их реализации
- 2.1.1 Особенности формирования и реализации федеральных целевых программ
- Особенности формирования и реализации ведомственных целевых программ
- 2.2. Финансовое обеспечение федеральных и ведомственных целевых программ
- 2.3. Анализ практики реализации и финансирования целевых программ на федеральном и региональном уровне.
- Динамика роста объемов финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в 2005-2010 годах.
- 2.4. Осуществление финансового контроля за реализацией целевых программ
- Глава 3. Направления совершенствования программно-целевого бюджетного планирования
- 3.1. Направления совершенствования правового обеспечения программно-целевого бюджетного планирования
- 3.2. Перспективы программно-целевого планирования и финансирования бюджетных расходов на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение 1. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие программно-целевое бюджетное планирование в Российской Федерации
- Приложение 2. Классификация федеральных целевых программ по социально-экономическому содержанию
- 1. Развитие социальной инфраструктуры
- Новое поколение