logo
Программно-целевое бюджетное планирование

Введение

Необходимым условием роста конкурентоспособности экономики России и обеспечения ее устойчивого развития является повышение эффективности государственных расходов за счет совершенствования методов бюджетного планирования и реформирования бюджетного процесса в целом. Переход на достижение конкретных результатов предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов планирования.

Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации, связанное с переходом на программно-целевое бюджетное планирование и финансирование началось в 2004 году с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса.

Основой реформирования бюджетного процесса в 2004-2008 годах являлся переход на среднесрочное бюджетное планирование и бюджетирование, ориентированное на результаты, основным элементом которого и является программно-целевой метод бюджетного планирования. В 2010-2012 годах Правительство России намеревается провести очередной этап реформирования бюджетного процесса, который будет связан с полным переводом федерального бюджета России на программную основу.

О перспективности программно-целевого метода и его преимуществах по сравнению со сметным финансированием при решении ряда долгосрочных социально-экономических задач свидетельствует опыт множества стран, в которых отдельные социальные и экономические проблемы решаются именно посредством инструментов программно-целевого планирования. Этот метод позволяет также решать задачи, которые малопривлекательны для бизнеса, так как требуют значительных ресурсов и имеют долгосрочный характер окупаемости затрат. При всех положительных качествах частного капитала, он не во всех случаях в состоянии обеспечить реализацию, например, ряда крупных инфраструктурных проектов в процессе экономического развития страны.

Применение программно-целевых методов позволяет оптимизировать формирование бюджета, обеспечить преемственность бюджетной и экономической политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Общетеоретические и методологические вопросы программно-целевого бюджетного планирования изложены в научных трудах отечественных и зарубежных авторов: Абалкина Л.И., Булатова А.С., Видяпина В.И, Злобина Б.К., Комкова Н.И., Кушлина В.И., Логвинова С.А., Орешина В.П., Парсаданова Г.А., Акоффа Р., Бенвенисте Г., Рендера Б., Хаксевера К., Лейбкинда А.Р., Морозовой Т.Г., Мильнера Б.З., Пикулькина А.В., Райзберга Б.А., Лобко А.Г., Руднева В.Д., Иванова А.П., Суэтина А.А. и других авторов.

Однако, вопросы практической реализации программно-целевого метода бюджетного планирования требуют дополнительных исследований. В этом контексте необходим анализ практического использования инструментов программно-целевого планирования и финансирования бюджетных расходов, обоснование их роли в бюджетном процессе и масштабов использования методов программно-целевого планирования в рамках новых подходов к формированию бюджета.

Цель и задачи выпускной квалификационной работы. Основная цель состоит в обобщении различных подходов к программно-целевому методу бюджетного планирования и финансирования расходов бюджета и разработке рекомендаций по совершенствованию программно-целевых методов в условиях реформирования бюджетного процесса.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:

  1. определить сущность программно-целевого метода бюджетного планирования;

  2. обосновать необходимость использования инструментов программно-целевого бюджетного планирования как наиболее эффективного способа расходования средств бюджетов бюджетной системы РФ;

  3. провести анализ зарубежной практики применения программно-целевого планирования бюджетных средств для использования положительного зарубежного опыта в процессе реформирования бюджетного процесса в России;

  4. провести оценку практической реализации программно-целевого метода бюджетного планирования в бюджетном процессе Российской Федерации;

  5. Указать перспективы совершенствования программно-целевых методов в условиях реформирования бюджетного процесса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Объектом исследования выступает Федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования является система программно-целевого метода бюджетного планирования в условиях реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования выступает обобщение как теории, так и практики использования инструментов программно-целевого планирования и финансирования бюджетных расходов, имеющих конечной целью обоснование приоритетности использования программно-целевого метода в условиях реформирования бюджетного процесса.

В выпускной квалификационной работе использованы:

Информационной базой исследования являются справочно-статистические материалы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, аналитические материалы Счетной палаты Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в раскрытии теоретической и практической сущности программно-целевого метода, который в перспективе будет приоритетным для бюджетного планирования на федеральном и региональном уровне. По данным периодической печати и экспертным взглядам сотрудников Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации выявлены и систематизированы основные проблемы в механизме практической реализации программно-целевого метода на федеральном и региональном уровнях. Обоснована перспективность программно-целевого метода бюджетного планирования как инструмента реформирования бюджетного процесса, который наряду с другими формами государственного регулирования имеет все возрастающую роль в российской экономике.