logo search
москвитин

Как формируются цены в нефтяной промышленности?

В России на сегодняшний день отсутствует внутренний рынок нефти. Нефтяная промышленность принадлежит девяти крупным нефтяным компаниям. Среди них: Лукойл, Сиданко, ТНК, Роснефть и др. На предприятиях, входящих в состав этих компаний, сосредоточена добыча нефти, переработка, реализация нефти и нефтепродуктов. Вертикально интегрированные компании (ВИНК) самостоятельно устанавливают свои цены на нефть и продукцию перерабатывающих предприятий. Эти цены относятся к внутренним или трансфертным ценам. Механизм трансфертных цен заключается в следующем.

ВИНК покупают у своих нефтедобывающих предприятий нефть по корпоративной цене. Часть (до 40% от общего объема добытой нефти) реализуется на экспорт, другую часть на давальческой основе перерабатывают на НПЗ, получаемые нефтепродукты реализуют как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Трансфертная цена устанавливается с целью минимизации налогов, но не ниже текущих затрат предприятия. Это одни из принципов установления трансфертной цены. Другой принцип назначения цен – из планомерное регулирование в целях сокращения издержек производства в нефтедобыче: до нефтедобывающее управление доводятся плановые закупочные цены со стороны НПЗ, в свою очередь, нефтедобывающее управление разрабатывают соответствующие планы сокращения издержек производства. В этом случае цена нефти, с которой начисляются налоги, будет ниже «рыночной» и тем более экспортной цены.

Методы ценообразования в нефтяной промышленности: метод полных издержек (формирование цен на основе всех затрат, которые независимо от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия), метод стандартных издержек (формировать цены на основе расчета нормативных затрат с учетом отклонений фактических затрат от нормативных), метод прямых издержек (формировать цены на основе определения прямых затрат исходя из конъектуры рынка и ожидаемых цен продажи продукции).