logo search
МУ Обосн ЭЭИ РИО

1. Общая часть

Настоящие методические указания составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) [1, с. 26, 29] к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях (в строительстве)» и действующими в НГАСУ учебными планами. Они предусмотрены рабочими учебными программами дисциплин «Экономика отрасли (строительство)» (по теме «Технико-экономическое обоснование инвестиций») и «Экономическая оценка инвестиций» для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов всех форм обучения.

Методические указания рекомендуются также к использованию студентами этой специальности при выполнении специального раздела дипломной работы, предусмотренного её составом, – раздела по оценке эффективности, который должен содержать качественное обоснование и расчёты по финансово-экономической оценке разрабатываемого проекта или предлагаемых дипломником мероприятий с определением необходимых инвестиционных ресурсов, экономической и социальной эффективности, построением финансовых потоков и т.п. [2, с. 28].

Данные методические указания могут быть использованы для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов всех инженерно-строительных специальностей при изучении дисциплины «Специальные вопросы экономики (Технико-экономическое обоснование инвестиций)».

Будущим специалистам (как экономистам-менеджерам, так и инженерам-строителям), которым предстоит трудиться в строительном комплексе или заниматься предпринимательской деятельностью, в своей практической работе обязательно придётся решать вопросы, связанные с вложением средств (инвестиций) в предпринимательские проекты и развитие предприятий. Они должны уметь качественно и количественно оценить направления и результаты инвестиций, обосновать их выгодность для предприятия (предпринимателя).

Инвестиции в основной капитал (основные фонды) предприятий выступают в форме капитальных вложений и называются прямыми. Практически все прямые инвестиции связаны со строительной деятельностью. Строительство – неотъемлемая часть инвестиционной деятельности при реализации проектов по прямым инвестициям. Поэтому выпускники строительного вуза должны владеть методикой их технико-экономического обоснования.

Цель преподавания дисциплин, посвящённых основам инвестиционной деятельности и технико-экономического обоснования инвестиций – сформировать у будущих экономистов-менеджеров и инженеров-строителей базовые знания по бизнес-планированию и экономической оценке инвестиционных проектов по инвестициям в форме капитальных вложений. Эти знания необходимы им для успешного изучения последующих дисциплин экономического цикла, выполнения дипломных работ и проектов и будут способствовать принятию ими в их практической деятельности эффективных хозяйственных решений.

В процессе изучения данных дисциплин студенты должны:

Методические указания содержат планы практических и семинарских занятий, описание теоретических основ и отдельных формул по расчётам эффективности инвестиций, а также сквозную практическую задачу по разработке элементов бизнес-плана инвестиционного проекта в форме капитальных вложений. С целью активизации познавательного процесса и повышения эффективности усвоения основных понятий и категорий каждым студентом, предусмотрено решение задачи по вариантам. Вариант для каждого студента устанавливается преподавателем, ведущим практические занятия в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим указаниям. Задача решается в часы практических занятий и оформляется на отдельных листах или в отдельной тетради. Представление решения сквозной задачи является необходимым условием получения студентом зачёта по дисциплине.