logo
МУ Обосн ЭЭИ РИО

3. Бизнес-план инвестиционного проекта

В данном разделе методических указаний приведены теоретические положения, которые следует знать студенту при решении индивидуальной задачи по разработке фрагмента бизнес-плана по условному примеру (описание примера – в разделе 4).

Единой формы бизнес-плана реализации инвестиционного проекта нет, но в определённых ситуациях инвесторами и финансирующими органами такая структура может задаваться. Отметим три таких структуры бизнес-плана:

1) применяемая в мировой практике при обосновании инвестиций по методике МБРР (Международного банка реконструкции и развития), изложена в [8, с. 76] и рекомендуется для инновационных проектов. Основные разделы – исполнительное резюме (краткое содержание) бизнес-плана; описание фирмы-держателя проекта; описание продукции (услуг), производимой в рамках проекта; план маркетинга; организационный план; производственный план; анализ рисков; финансовый план; приложения;

2) представляемая в Министерство экономики РФ для участия в инвестиционных конкурсах на получение бюджетного финансирования или государственных гарантий, приведена в [9, 10] и предусматривает семь обязательных разделов – титульный лист, вводная часть или резюме проекта, анализ положения дел в отрасли, производственный план, план маркетинга, организационный план, финансовый план;

3) используется при обосновании частных инвестиций в коммерческие проекты, изложена в [11, с. 39 – 44] и содержит 15 разделов – титульный лист, вводная часть, анализ финансового состояния организации, анализ внешней среды бизнеса, оценка экономического потенциала организации, обоснование сущности нового бизнеса, оценка рыночного сегмента и вероятной доли продаж, план маркетинга, план инвестиционной и операционной деятельности, обоснование организационно-правовой структуры бизнеса, кадровое обеспечение, финансовый план, оценка и способы снижения риска, экологическая и социальная среда бизнеса, приложения.

Бизнес-план призван показать плодотворность идеи инвестиционного проекта, надёжность и экономическую целесообразность вложения в него средств. Приведём краткое содержание структуры бизнес-плана, используемой в мировой практике (МБРР) [8, с. 77 – 87]:

По такой структуре разрабатываются бизнес-планы инвестиционных проектов, реализуемых за счёт частных внебюджетных источников.

Российские инвесторы, желающие получить бюджетное финансирование или государственные гарантии, участвуют в инвестиционных конкурсах. Для этого, начиная с 1998 года, они должны представлять в Министерство экономики РФ определённые документы, в составе которых предусмотрен и бизнес-план [9]. Данный бизнес-план составляется по установленной форме [10] и содержит семь обязательных разделов:

  1. титульный лист с кратким названием проекта. На нём приводится информация об организации-претенденте, её учредителях, руководителе, сути проекта, о финансировании проекта (в процентах собственные и заёмные, в том числе отечественные и иностранные средства, средства государственной поддержки). Указывается сметная стоимость проекта, сроки строительства и окупаемости проекта, разработчик проектно-сметной документации. Отмечается наличие заключений государственной вневедомственной и экологической экспертизы;

  2. вводная часть или резюме проекта – показываются цели проекта и его выгодность, приводятся преимущества продукции в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, указывается объём ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях и срок возврата заёмных средств. Отмечается, какие социальные вопросы позволяет решить реализация проекта;

  3. анализ положения дел в отрасли – даётся характеристика отрасли (развивающаяся, стабильная, стагнирующая), потребности и объёма производства продукции в регионе и в России, значимости для экономического и социального развития. Указываются ожидаемая доля организации в производстве данной продукции, потенциальные конкуренты, появившиеся аналоги продукта за последние три года;

  4. производственный план, в котором излагаются программа производства и реализации продукции, принятая технология производства, требования к организации производства, состав основного оборудования и условия его приобретения, поставщики сырья и материалов и альтернативные источники снабжения. В нём определяются также численность работающих и затраты на оплату труда, оценивается стоимость производственных фондов и порядок его амортизации, себестоимость производства продукции. Приводится общая стоимость инвестиционного проекта, стоимость строительства, технологическая структура капитальных вложений. Обосновывается экологическая и техническая безопасность;

  5. план маркетинга – содержит подробную информацию о спросе на продукцию, конкурентах, организации сбыта, об инвестициях, связанных с реализацией продукции, торгово-сбытовых издержках. Рассматриваются элементы стратегии противодействия конкурентам. Приводится обоснование цены на продукцию, расходов и доходов при послепродажном обслуживании, затрат на рекламу. Описывается программа реализации продукции по годам в поквартальном разрезе;

  6. организационный план содержит сведения об организации-претенденте на государственную поддержку, её финансовом состоянии, форме собственности и составе учредителей. Даются биографические справки о членах совета директоров, распределении обязанностей между руководителями. Приводятся сведения о поддержке проекта местной администрацией;

  7. финансовый план – является ключевым разделом, в котором планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность. Приводится объём финансирования проекта по источникам с документальным подтверждением от отдельных заимодателей. Обосновывается ходатайство о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной и платной основе с оценкой риска. Определяются финансовые результаты реализации инвестиционного проекта (распределение выручки от продаж и чистая прибыль поквартально), денежные поступления и выплаты в процессе реализации проекта с разбивкой по кварталам (необходимым условием является положительное значение денежного потока для каждого интервала времени). Оценивается эффективность проекта по показателям срока окупаемости, точки безубыточности и бюджетного эффекта.

Настоящие методические указания предусматривают разработку учебного бизнес-плана по второй структуре, но часть разделов не выполняется. Всего студент на практических занятиях должен выполнить шесть разделов (п.п. 5.1 – 5.6 настоящих методических указаний).