12. Налоговая система рф
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней сорганизаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. Факторам формирования и функционирования налоговых систем относятся:
- собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства;
- законодательная база для строительства налоговой системы;
- механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;
- виды налогов;
- порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;
- система налоговых органов;
- формы и методы налогового контроля и др.
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах:
1) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
3) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав – недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
4) принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
5) принцип определённости правил налогообложения – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
6) принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
В условиях развитых рыночных отношений налогам присуши следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.
Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития
Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
• регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.
• регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.
Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест.
Распределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем
Контрольная функция, способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы.
- 1. Финансы и финансовая система государства
- 2. Управление финансами и фин контроль
- 3. Бюджет и бюджетная система рф
- 4. Сбалансированность бюджета
- 5. Бюджетный процесс
- 6. Исполнение бюджета
- 7. Государственный кредит
- 8. Кредитно-банковская система россии
- 9. Условия получения кредита в банке
- 10. Место страхования в рыночной эконом
- 11. Принципы добровольного и обязательного страхования
- 12. Налоговая система рф
- 13. Федеральные налоги и сборы
- 4. Налог на доходы физических лиц (ндфл)
- 5. Налог на добычу полезных ископаемых
- 7. Сбор за пользование объектами животного мира и за пол об водных биологических ресурсов
- 8. Водный налог
- 14. Региональные налоги и сборы
- 1. Транспортный налог
- 2. Налог на игорный бизнес
- 15. Местные налоги и сборы
- 1. Земельный налог
- 2. Налог на имущество физических лиц
- 16. Система налогов, собираемых с населения
- 17. Экономическая сущность и виды инвестиций, инвестиционные ресурсы предприятия
- 18. Система и методы инвестиционного анализа, планирования и контроля
- 19. Управление реальными инвестициями предприятия
- 20. Формы финансовых инвестиций и политика управления ими
- 21. Ценные бумаги и их виды
- 22. Рынок ценных бумаг и его регулирование
- 23. Основы инвестиционного анализа на рынке ценных бумаг
- 24. Доходы расходы предприятия
- 25. Прибыль и рентабельность в системе финансовых расчётов
- 26. Денежный оборот и система расчётов на предприятии
- 27. Финансовые ресурсы предприятия
- 28. Финансовый леверидж (финансовый рычаг)
- 29. Понятие и классификация издержек. Эффект производственного рычага
- 30. Финансовая устойчивость предприятия