9.5. Банкомат — элемент электронной системы платежей
АТМ (automated teller machine — в пер. автоматизированная машина-кассир). Банкоматы — многофункциональные автоматы для операций с наличными деньгами, управляемые магнитными пластиковыми картами.
Первый в мире банкомат был запущен в одном из банков северного Лондона 27 июня 1967 г. Он мог выдавать только десятифунтовые купюры. Лишь через два года банкоматы появились в Америке, и первый из них был установлен в Нью-Йорке.
На территории бывшего СССР первые банкоматы появились в системе "Дельта—Банк" сначала в Киеве (в 1991 г.), а затем (в 1993 г.) в Москве, в Коломенском и Мещанском отделениях Сбербанка (производитель — Olivetti, поставщик — JBS).
К началу 1998 г. мировой парк установленных банкоматов измерялся количеством в 600 000 единиц. Общая стоимость установленных банкоматов составила 15 млрд. долл. США, стоимость эксплуатации — более 10 млрд. долл.
Данные цифры говорят об опережающем росте инвестиций в данный тип устройств самообслуживания по отношению к суммарным объемам закупок других типов устройств самообслуживания.
На сегодняшний день Азиатско-Тихоокеанский регион является самым большим потребителем банкоматов в мире. На него пришлось 34% всех вновь поставленных банкоматов, на европейский — 31% от всех поставленных банкоматов.
Лидером по количеству установленных банкоматов в Европе является Германия. На втором месте находится Испания, на третьем — Италия, обогнавшая за последний год Францию и Великобританию. Эти пять стран вместе взятые имеют 77% от общего числа установленных в Европе банкоматов.
Третий год подряд Испания лидирует по количеству установленных банкоматов на одного жителя страны. На начало 1998 г. плотность банкоматов в Испании составляла 765 единиц оборудования на 1 миллион граждан. В мировом масштабе наибольшая плотность банкоматов в Японии—более 1000 устройств на1 млн. граждан. Большинство банкоматов расположены внутри филиалов банков и недоступны в вечернее время и по выходным.
Средняя плотность расположения банкоматов в Европе соответствует 414 устройствам на 1 млн. граждан, либо один банкомат на 2411 жителей. На втором месте после Испании находится Швейцария, где на 1 млн. граждан приходится 667 банкоматов.
По техническому оснащению банкоматов на сегодняшний день только 13% из всех установленных могут обслуживать смарт-карты. Такие банкоматы размещены в 12 западноевропейских странах. Лидерами по количеству банкоматов, обслуживающих смарт-карты, являются Испания и Португалия. Другие страны, включая Финляндию, Бельгию, Швейцарию и Австрию, только начали работы по внедрению смарт-карт технологий.
Другим направлением технического совершенствования банкоматов является использование цветного дисплея. В целом по Европе 37% банкоматов снабжены цветными дисплеями.
Не взирая на участившиеся в последнее время проблемы с различного рода нападениями и взломами банкоматов, только 10% всех европейских банкоматов снабжены камерами видеонаблюдения.
Установка новых банкоматов приводит к снижению количества транзакций на одно устройство.
В то время как общий оборот средств через банкоматы в Европе увеличился на 10% или на 7,1 млрд. долл. США за 1996 г., среднее количество транзакций в расчете на один банкомат за месяц уменьшилось.
Шведские граждане являются самыми активными пользователями банкоматов в Европе, как по количеству транзакций, так и по общему обороту денежных средств. При этом средний швед ежегодно проводит 73 транзакции, пользуясь банкоматом чаще одного раза в неделю. Фины — единственные, кроме шведов, пользователи в Европе, обращающиеся к банкоматам более одного раза в неделю. Датчане, ирландцы, швейцарцы, англичане и норвежцы пользуются банкоматом один раз в две недели.
По обороту денежных средств, проходящих через банкоматы, картина немного другая: на первом месте находятся шведы и швейцарцы с 8 тыс. долл. в год на одного жителя. Среднее количество денежных средств в расчете на одну транзакцию является наивысшим в Швейцарии — 220 долл., при 110 долларах в среднем по Европе.
В то время как количество транзакций в расчете на один банкомат уменьшается год от года, банки пытаются найти новые формы использования банкоматов, которые позволят понизить расходы на обслуживание устройств.
Один из путей — развитие новых услуг через банкоматы, другой — использование банкоматов для проведения рекламных кампаний, банковских услуг и продуктов третьих компаний. При этом используются как дисплей банкомата, так и выдача бумажных носителей при проведении транзакции.
Диапазон услуг, предлагаемых через европейские банкоматы, самый широкий в мире. Лидерами в этом направлении являются Испания и Португалия, которые предлагают через банкоматы такую информацию, как обменные курсы валют, котировку акций, а также услуги по заказу и покупке акций, билетов и т. п. В большинстве европейских стран банкоматы информируют клиентов об услугах только своего банка. Однако общее число банкоматов, предлагающих информационные услуги, все еще невелико.
Что касается фирм-производителей, то распределение их долей в общем объеме установленных банкоматов характеризуется следующим образом:
-
Фирма производитель
%
Ynter Bold
31,8
(Diebold+JBM)
NCR
19,3
Fujitsu
10,9
Omron
8,9
Hitachi
5,5
Old
4,5
Toshiba
3,4
Olivetti
3,0
Docutel
2,8
Siemens Nix
2,7
и др.
7,2
Существуют следующие причины распространения банкоматов в России:
1. Население в последнее время предпочитает хранить сбережения в надежных банках на личных счетах — это безопасно и прибыльно.
2. Специфика российского рынка и общеэкономической ситуации заключается в том, что наличные деньги еще долго будут оставаться основным средством платежа и в торговле, и в сфере услуг.
3. Использование банкоматов позволяет заметно расширить набор банковских услуг для индивидуальных клиентов, так как при соответствующей настройке технического и программного обеспечения банкомат фактически может выполнять функции филиала одного или нескольких банков с удобным месторасположением и круглосуточным режимом работы. Но при этом необходимо очень тщательно проработать вопросы отчетной документации, чтобы не нарушить формальные правила учета валюты, наличных средств и банковских кассовых операций.
4. При внедрении сети банкоматов клиент получает быстрый и удобный доступ к средствам, хранящимся на его счету в банке, и к банковскому кредиту. Банки, в свою очередь, освобождают персонал своих филиалов от рутинной операции выдачи наличных, а также привлекают денежные средства клиентов за счет представления им удобных розничных услуг.
5. Конкуренция банков и платежных систем в борьбе за частного клиента опирается сегодня на использование прогрессивных технологических решений.
Функции работы банкомата:
— считывание с карты PIN — кода и сравнение его с кодом, введенным клавиатурой;
— выдача денег;
— печать чека.
В зависимости от конструкции банкомата в дополнение к вышеуказанным могут выполняться следующие операции:
— прием наличных денег на депозит клиента;
— информация о балансе отчета;
— прием заказа на чековую книжку или отчет о движении средств в определенный период;
— перевод средств со счета на счет;
— выдача справки о последних банковских инструкциях;
— арест карты, находящейся в стоп-листе и целый ряд других операций.
Производительность банкомата весьма высока: не более 15 секунд на одну операцию. Кроме того, банкомат программируется так, чтобы быть абсолютно предсказуемым и надежным. Отрабатываться должны все сигналы без каких-либо сбоев.
Устройство банкомата
Банкомат представляет собой электронно-механическую машину, имеющую три устройства для ввода информации и три выходных устройства. Устройства ввода информации включают в себя считыватель информации с карточек, цифровую клавиатуру, функциональную клавиатуру.
Выходные устройства — это электронное табло для сообщений; устройство для выдачи наличности; принтер, подтверждающий факт выполнения операции.
Обязательными элементами каждого банкомата являются:
— совместный компьютер с процессором и многозадачной операционной системой;
— специальное, или комбинированное устройство считывания магнитных, оптических или интеллектуальных карт;
— устройство выдачи купюр, как правило, фрикционное;
— цифровая и функциональная клавиатура для ввода в банкомат клиентом необходимых сигналов;
— дисплей для информации клиента;
— кассеты для размещения наличных денег;
— принтер для печати кассовых чеков, сводных отчетов или выписок из счетов.
Все оборудование размещается в сейфе, который выполнен в соответствии со специальными требованиями, гарантирующими безопасность.
Качество работы банкомата в основном зависит от компьютера, который выполняет следующее:
— проведение составными элементами банкомата всех вышеперечисленных операций;
— постоянный автоматический контроль всех внутренних и внешних соединений;
— контроль расхода бумаги в принтере и купюр в депозитных кассетах;
— реакция на нештатные механические воздействия;
— фиксация факта изъятия денег;
— сеансовый и внеплановый вызов центрального компьютера;
— вывод информации на пользовательский экран.
Банкоматы различаются по функциональным особенностям и месту установки.
По функциональным особенностям выделяют банкоматы полнофункциональные и банкоматы с ограниченными функциональными возможностями, или оконечные.
Полнофункциональные в своей памяти содержат всю информацию об обслуживаемых клиентах и при работе с клиентом проводят все расчеты, а по окончании операции сообщают банку о ее завершении и выдают результаты счета клиента.
Оконечные банкоматы после каждого действия клиента (введение карты, запрос снятия денег и т. д.) запрашивают банк о возможности дальнейшей работы с клиентом.
По месту установки банкоматы делятся на банкоматы для помещений и банкоматы уличные. Банкоматы обоих видов аналогичны по конструкции, но уличные более массивны, сейфы для них имеют более высокую прочность.
Размещение банкоматов в помещении весьма разнообразно (устанавливаются в стене, в спецхоллах, учреждениях, банках и т. д.).
Принципы работы банкомата
В банке, как правило, к банкомату должна быть приложена инструкция на пользование им, в соответствии с которой и должен действовать клиент. В дополнение к этому экран банкомата содержит подсказки на русском языке каждому последующему действию клиента, являясь фактически путеводителем.
Последовательность действий при работе с банкоматом выглядит следующим образом:
— карта вставляется в приемное отделение банкомата вверх стороной, на которой нанесены цифровой код, логотипы банка и платежной системы. Банкомат "читает" карту так же, как и человек, т. е. слева направо;
— экран дисплея предлагает ввести pin-код (как правило, четырехзначное число, которое безопаснее держать в памяти):
эту операцию лучше осуществлять без свидетелей, даже если таковыми являются ближайшие родственники;
— если pin-код введен правильно, экран предлагает клиенту перечень операций, которые он должен выполнить, например:
а) снять деньги; б) получить выписку со счета; в) распечатать текущий баланс;
— выбор операций осуществляется функциональными клавишами, которые находятся, как правило, на боковой, вертикально расположенной панели, справа от экрана; нажимать следует ту клавишу, которая расположена напротив выбранной клиентом операции;
— для снятия денег необходимо указать нужную сумму, как правило, кратную 10 руб. (именно в рублях, даже если счет клиента валютный).
Для набора требуемой суммы есть цифровая клавиатура. Но необходимо помнить — при вводе суммы после точки следует проставить два нуля, иначе операция завершится неудачно и придется повторять все сначала.
Для осуществления двух других операций достаточно нажать только соответствующую клавишу.
Между командой на выполнение операции и собственно ее выполнением существует временной интервал в несколько секунд, поэтому не следует принимать каких-либо действий для ускорения процесса.
При удачном прохождении операции клиент получит в результате и деньги, и карту; при неудачном — карту и предложение заново повторить операцию.
Забирая деньги из устройства выдачи, клиент забирает и карту. Появление карты сопровождается звуковым сигналом, однако, если ее сразу не забрать, банкомат через 10-12 секунд втянет ее обратно; через некоторое время карта вновь появится, и процедура повторится еще раз.
Что касается перспектив внедрения банкоматов в России, то последние год-два наблюдается интенсивное развитие и внедрение новых технологий безналичных платежей и технологий банковского самообслуживания.
Существует два основных направления распространения банкоматов:
— создание раздельных "внутриплатежных" систем;
— создание корпоративных муниципальных сетей банкоматов.
Развитие первого направления объясняется выходом межбанковской конкуренции на уровень борьбы за частного клиента. Привлечение клиентов ведется, в первую очередь, благодаря расширению набора услуг, повышению их качества и доступности. По этому пути может пойти некоторое число средних и относительно небольшое число крупных банков, пока еще не имеющих собственных сетей банкоматов.
Второе направление более предпочтительно для крупных банков и платежных систем, уже имеющих собственные сети банкоматов, но на начальном этапе создания корпоративных сетей уже потребуются существенные финансовые вложения. Тем не менее банкоматы, принимающие любые карты, очень привлекательны как дополнительная услуга для частного клиента любого из банков.
Немаловажную роль на этапе внедрения такого вида обслуживания играют два обстоятельства:
1. Для потребителя ценность банкомата в том, что расширяются временные и пространственные рамки, в которых клиент может осуществлять ряд банковских операций.
2. Для банков внедрение такого оборудования, как система банкоматов, способствует достижению благоприятных условий, которые позволят сократить персонал и получить большую прибыль; сохранить и улучшить позиции на рынке; получить преимущества в конкурентной борьбе.
Экономичность использования банкоматов подтвердилась данными экспертных исследований в США еще в 1983 г. Определено, что в течение года банкомат выполняет 72 тыс. операций, средняя стоимость каждой операции — менее 60 центов. Ежегодно кассир выполняет примерно 36 тыс. операций, при этом стоимость одной — 120 центов.
Согласно исследованию основных причин посещения банка клиентами установлено: около половины клиентов приходят, чтобы снять наличные; четверть собираются сделать депозитный вклад; примерно 10% приходит для оплаты текущих счетов или получения каких-либо выписок, и совсем небольшое число клиентов приходит в банк для перевода денежных средств.
Применение банкоматов позволяет создать новый вид услуг для клиента, так как они практически заменяют банковское отделение частных вкладов. Однако банкоматы являются лишь частью структуры самообслуживания, которую необходимо соблюдать банкам. Поэтому банки, совершенствующие работу по обслуживанию клиентов, ищут рациональный подход к размещению банкоматов в оптимальном количестве и нужном месте.
В целом российский рынок банковских услуг несет в себе колоссальные возможности для успешного развития банковского бизнеса.
- 9.1. Пластиковые карты как электронные деньги
- 9.2. Компоненты электронной системы расчетов в торговле и их взаимодействие
- 9.3. Система безналичных расчетов
- 9.4. Преимущества и недостатки операций по работе с картами
- 9.5. Банкомат — элемент электронной системы платежей
- 9.6. Система автоматизации банковской деятельности
- 9.8. Системы банковских телекоммуникаций
- 9.9. Принципы построения всемирной банковской системы swift