9.2. Компоненты электронной системы расчетов в торговле и их взаимодействие
Электронная система расчетов в торговых точках включает в себя три основных компонента — торговое предприятие, клиента и банки, обслуживающие клиента и торговое предприятие.
Для выполнения подобных расчетов используется оборудование, в состав которого входит терминал и коммутационный центр.
Последний должен занимать центральное положение по отношению как к терминалам в системе розничной торговли, так и к системам банковских ЭВМ. Основные функции коммутационного центра состоят в подключении информационных потоков терминалов к системам банковских ЭВМ клиента и торговли для информации о состоянии и изменении счетов клиента и взаиморасчетов между банками.
Место расположения коммутационного центра произвольно, т. е. в банке или на торговом предприятии.
В торговой точке устанавливается специально оборудованный терминал, включающий в себя следующие компоненты:
— ручную клавиатуру для набора стоимости покупки, специальных кодов и другой информации;
— функциональные ключи для ввода кодов операций и включения запрограммированных функций терминала;
— световые индикаторы, показывающие исправность терминала и правильность выдаваемой им информации;
— цифровой экран для подтверждения вводимой и получаемой информации;
— блок памяти терминала или буфера, который содержит запрограммированный собственный код — пароль терминала. Терминал может иметь также несколько приставок:
— считывающее устройство, способное акцептировать и обрабатывать пластиковую карту;
— принтер для печати бумажных копий квитанций на основе информации, поступающей в терминал;
— штемпелеватель, который выдает бумажные копии квитанций, содержащую информацию, пробитую с карты, и (или) информацию, вводимую оператором терминала;
— дополнительную клавиатуру безопасности клиента, которая позволяет владельцу карты набирать специальный, секретный код, подтверждающий его право на пользование кредитной или дебетной карты.
Фирма "Data Card", работающая в России, предлагает целый спектр терминальных приборов для основных торговых предприятий.
Наиболее эффективное среди них — устройство DATATROL 485-1С-680-К, обеспечивающее работу и с магнитной полосой, и с микросхемой. В мире широко используются карточки с микросхемой и с магнитной полосой. Однако функционально это — разные карточки: либо вы пользуетесь ею как магнитной, либо как смарт-картой.
Значительный интерес представляет терминал фирмы МО-NETEL/P-500 и приходящий на смену EFT-10, имеющий привлекательный дизайн и современное модульное исполнение, которое позволяет осуществлять одновременно обслуживание двух карт — покупателя и продавца.
Отличительной особенностью программного обеспечения торгового терминала EFT-10 является возможность его настройки и применения в качестве терминала для приема платежей в торговой точке; выдачи наличных денег в банковском учреждении; расчетов на автозаправочных станциях; осуществления таможенных платежей по кодификатору.
Рассмотрим подробнее возможности терминала в сфере торговли. Автоматизированное рабочее место продавца торгового предприятия на базе торгового терминала EFT-10 предназначено для автоматизации операций в системе расчетов по микропроцессорным пластиковым картам. При этом выполняются следующие функции:
— перемещение средств с карты клиента на карту магазина;
— перемещение средств с закрытого счета клиента на открытый;
— печать информации о карте магазина; о карте клиента;
— печать отчета проведенных операций с картами; списка операций с карты клиента;
— пересылка и ввод стоп-листа карт в торговый терминал;
— удаленная инкассация терминала по каналу связи;
— возможность изменений пароля клиента.
Торговый терминал EFT-10 представляет собой устройство со встроенными: двумя картридерами и блоком питания, клавиатурой, дисплеем, принтером, а также имеется выносная клавиатура для ввода пароля клиентом типа РР10. Терминал оснащен литиевой батарейкой. При установке системы торговая точка приобретает микропроцессорные карты магазина.
Торговый терминал поставляется в торговое предприятие полностью подготовленным к работе с занесенным в его память программным обеспечением. Программное обеспечение терминала позволяет настраиваться на специфику работы торгового предприятия. Ряд настроек выполняется в банке, предоставляющем терминал в магазин при помощи специальной карточки работника банка. Остальные настройки, такие как наличие отделов, количество печатаемых чеков и др., производятся на рабочем месте продавца при помощи специальной карточки магазина.
Для работы автоматизированного рабочего места продавца торгового предприятия необходима свежая версия стоп-листа карт, которая автоматически загружается при вставлении в торговый терминал новой или проинкассированной карты магазина.
В терминале имеется список операций, называемый меню, выполняемых на данном рабочем месте. Каждый пункт представляет собой надпись, соответствующую одному из типов операций или видов работ. На дисплее терминала эти надписи располагаются в одну или две строки. Также есть специальные клавиши, помогающие выбирать пункт меню.
Основное меню видов работ — первое, которое появляется на экране после включения торгового терминала и его инициализации в следующем виде:
<ОПЛАТА ПАРАМ>
<МАГАЗИН КЛИЕНТ>
В дальнейшем в процессе работы происходит переключение в другие меню и выполнение пунктов меню. После завершения выбранной из меню операции происходит возврат к меню, инициировавшему данную операцию.
Процесс работы на терминале начинается с того, что на дисплее появляется приглашение:
ВСТАВЬТЕ КАРТУ МАГАЗИНА "—
В этот момент продавец вставляет карту магазина в отверстие картридера (устройство для считывания информации с карт), расположенного горизонтально в нижней части терминала, и производится распечатка списка проведенных терминалом операций. По окончании распечатки терминал запросит разрешение удалить список операций:
ОЧИСТИТЬ СПИСОК?
ДА НЕТ
Торговый терминал проверяет наличие стоп-листа на установленной карте магазина. В случае необходимости он переписывается в память терминала, при этом на экране в течение долей секунды высвечивается ЧИТАЮ СТОП-ЛИСТ, после этого на экране появляется основное меню. При расчете с клиентами выбирается пункт ОПЛАТА, при этом на дисплее высвечивается приглашение:
ВСТАВЬТЕ КАРТУ КЛИЕНТА "—
Кассир вставляет карту в свободный картридер и при помощи клавиатуры вводит сумму и номер отдела, затем передает выносную клавиатуру покупателю. Если на открытом счете карты достаточно средств, то требуемая сумма списывается автоматически и печатается чек; если списывание суммы производится с закрытого счета карты, то терминал запрашивает пароль. Покупатель должен ввести свой пароль (ПИН списания средств), набирая его на выносной клавиатуре. При успешном завершении высвечивается надпись УСПЕШНО, и печатается чек. Если операция не завершается нормальным образом, например, если терминал установит нахождение карточки клиента в стоп-листе (списке запрещенных к приему карт), или сумма платежа превышает остаток на карте клиента, то терминал распечатает код ошибки.
На терминале получают справки о клиенте, его операциях при помощи клавиши КЛИЕНТ, а также покупатель имеет возможность перевести деньги с закрытого счета на открытый на своей же карте. При помощи клавиши основного меню МАГАЗИН можно получить информацию о карте магазина, т. е. данные о количестве и сумме операций, а также при необходимости дамп-карту (распечатку содержимого памяти микропроцессора карты магазина). В настоящей версии программного обеспечения торгового терминала обеспечивается возможность дистанционного доступа к центру обслуживания пластиковых карт для выполнения операций удаленной инкассации магазинной карты и получения обновленной версии стоп-листа. Эта операция производится вызовом соответствующего пункта меню. Возможность терминала общаться с удаленным компьютером, т. е. компьютером, расположенным в едином межбанковском процессин-говом центре, обеспечивается по линии связи (кале правило, телефонной) и модема — составной компоненты терминала, позволяющей подключаться к линии связи и обмениваться информацией с удаленным компьютером.
Существуют общие требования, предъявляемые к терминалам:
— работа с несколькими видами карт различных платежных систем в одном терминале;
— работа в режимах обработки различных карт;
— автоматическое переключение между режимами;
— подключение прочих периферийных устройств (для считывания штрих-кода и др.);
— подключение к кассовому аппарату.
Все же большинство платежных систем отдает предпочтение размещению собственных терминалов, настроенных на прием карт именно этих систем и работу с конкретным центром авторизации. Конечно, в этом случае необходимость в ряде требований отпадает.
Кроме POS-терминалов в магазинах используют импринтер. Последний представляет собой механическое устройство, предназначенное для получения оттисков с пластиковой карты при "прокатывании" ее через него. Эмбоссированная на карте информация отпечатывается на торговом слипе — документе, подтверждающем совершение транзакции. Заполненный торговый слип обычно содержит:
— оттиск с клише импринтера, содержащего информацию о торговой точке;
— оттиск информации, эмбоссированной на карте клиента;
— дату, сумму транзакции.
Авторизация транзакции производится в процессе телефонного запроса сотрудника торгового предприятия в процес-синговый центр, где транзакции присваивается код подтверждения, записываемый на слипе. Заполненный слип клиент заверяет своей подписью, которая сравнивается с подписью на обратной стороне карты. Персональный идентификационный номер, в отличие от Р OS-терминала, в идентификации не участвует. При этом основанием для расчетов между торговым предприятием и обслуживающим банком является правильно заполненный слип. Одна из копий слипа отдается покупателю, вторая остается на торговом предприятии, третья — сдается в банк.
Магазин периодически заказывает инкассацию торговых слипов, при этом оформляется акт. Расчеты с предприятием производятся по результатам учета транзакции.
Применение импринтеров на предприятиях имеет положительные и отрицательные стороны. Среди положительных — простота конструкции, невысокая стоимость. Среди отрицательных выделим следующие:
— задержка расчетов обслуживающих банков с предприятиями;
— появление дополнительных возможностей для злоупотреблений;
— необходимость изготовления нового клише при смене, например, адреса предприятия;
— невозможность интеграции в системе автоматизации.
В настоящее время многие современные предприятия стремятся к автоматизации торговых и расчетно-кассовых операций.Сравнительная характеристика операций, выполняемых на импринтере и терминале MONETEL EFT-10,приведена в табл.1.Таблица 1
-
Операция
Импринтер
Терминал MONETEL EFT-10
Оформление торгового слипа Распечатка чека Подпись на слипе (чеке)
ДА НЕТ ДА
НЕТ ДА НЕТ
Составляя два вида пластиковых карт, можно сделать вывод, что смарт-карты отличаются от большинства карт встроенным микропроцессором и являются расчетными в отличие от магнитных кредитных карт, у которых счет владельца карты находится в банке. Счет владельца смарт-карты — реальные деньги, информация о которых хранится на самой карте. Баланс на карте обновляется при каждой покупке, которую владелец совершает, и он может вносить деньги в память карты, если баланс подходит к нулю. Смарт-карты защищены от мошенничества более надежно, чем магнитные, но себестоимость микропроцессорных карт намного выше себестоимости "магниток".
Можно сделать вывод, что POS-терминалы в отличие от им-принтеров прекрасно вписываются в существующие системы автоматизации и могут стать одним из важнейших элементов при создании новых. Простота конструкции обеспечивает удобство и невысокую стоимость их обслуживания. Программирование устройства существенно упрощает разработку прикладных программ. Комплексная конструкция и возможность питания от батарейки позволяет применять терминал MONETEL EFT-10 не только на крупных торговых предприятиях, но и в торговых киосках, такси. Обслуживание карт с помощью импринтеров обстоит сложнее, так как постоянно требуется связь с процессинговым центром.
Система безналичных платежей, несмотря на свое развитие, нуждается в мощной сети ЭВМ (как локальной, так и глобальной) и отличается предъявлением повышенных требований к надежности элементов, в первую очередь, обеспечивающих автоматизацию функционирования расчетно-финансовых компаний. В этих условиях для формирования базового ядра системы целесообразно использовать ЭВМ и телекоммуникационное оборудование, имеющее соответствующие характеристики по отказоустойчивости.
- 9.1. Пластиковые карты как электронные деньги
- 9.2. Компоненты электронной системы расчетов в торговле и их взаимодействие
- 9.3. Система безналичных расчетов
- 9.4. Преимущества и недостатки операций по работе с картами
- 9.5. Банкомат — элемент электронной системы платежей
- 9.6. Система автоматизации банковской деятельности
- 9.8. Системы банковских телекоммуникаций
- 9.9. Принципы построения всемирной банковской системы swift