logo search
1-103

1)Товарно-транспортная накладная

– главный документ перевозки. Выписывается грузоотправителем. В транспортном разделе указывается маршрут, данные автомашины и водителя. В товарном разделе — перечень, количество, вес и стоимость перевозимого груза, а так же перечень дополнительных документов на груз.

2) Путевой лист

Необходимый документ со стороны перевозчика. Выписывается автопредприятием.

3)Договор между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком (экспедитором) Или копия договора, заверенная одной из сторон. Договор является основанием для транспортировки груза данным перевозчиком. Может быть заменен Доверенностью на перевозку груза, выписанную на водителя..    

Для международной перевозки автомобильным и ж/д транспортом понадобятся следующие документы:

1) Счет-фактура (Invoice)

содержит информацию о цене перевозимого товара, а также о наименовании груза, его отправителе и получателе.

2) Упаковочный лист (Packing List)

Упаковочный лист схож с инвойсом и часто много информации в этих документах дублируется, но в упаковочном листе, кроме данных об отправителе,  получателе груза, наименовании груза также указаны весовые характеристики груза и упаковок, их объемы и информация о том, во что и как груз упакован.

2) Международная товарно-транспортная накладная (CMR)

Подтверждает факт заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара. Используется для учета материальных средств и подтверждения факты осуществления перевозки.

3) Экспортная декларация (EX-А, раньше ЕХ-1, ЕХ-2)

оформляется для грузов, произведённых и проданных из стран ЕС - это общепринятый международный документ, который подтверждает факт вывоза из стран ЕС товара. С погашением европейской декларации на таможне отправления из стран ЕС (при отправке груза с транзитного склада) поставщику подтверждается факт вывоза товара с территории ЕС. Данный факт позволяет покупателю товара избежать уплаты внутриевропейского НДС (НДС возмещается поставщику при подтверждении факта экспорта). Декларация должна сопровождать грузы европейского происхождения, которые следуют с транзитного склада за пределы стран ЕС.

4) Книжка международной дорожной перевозки МДП (TIR Carnet)

Документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур. Документ применяется в сфере автомобильных и мультимодальных грузоперевозок между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)

Для морских перевозок:

1) Коносамент (bill of lading)оборотный документ, удостоверяющий право собственности на товар и дающий возможность продать товар в пути следования. Выдается судовладельцем грузоотправителю.

2) Морская накладная SWB (seaway bill) не является ни товарораспорядительным, ни оборотным документом, а только подтверждает договор перевозки грузов перевозчиком, в силу которого перевозчик обязуется доставить груз получателю, обозначенному в документе.

3) Штурманская расписка (mate`s receipt) документ подтверждает передачу товара перевозчику, иногда выдается вместо коносамента (условия поставки FOB,FCA) грузоотправителю, для предоставления покупателю. Выписывает этот документ помощник капитана в подтверждение получения конкретной партии на борт судна. Не носит вещно-правового характера.

4) Складская расписка (warehouse warrant) оборотный документ, используемый при накоплении товара на склада для продавца и покупателя.

5) Упаковочный лист (packing list) см. выше

6) Доковая расписка (dock receipt) - документ, который выдается управлением порта в удостоверение принятия товара для отправки и помещения на портовый склад.

7) также может быть Чартер или чартер-партия - договор на перевозку грузов трамповыми судами.

8) Адендум - дополнение к договору, в частности к чартеру, изменяющее или дополняющее те или иные условия договора.

45. Международные правила толкования коммерческих терминов. (INCOTERMS 2000; 2010)

Инкоте́рмс — международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли, прежде всего, относительно франко — места перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе.

Правила впервые опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой.

Всё важное, чем отличается новый ИНКОТЕРМС 2010 от прошлого ИНКОТЕРМС 2000 изложено в следующих 4-х абзацах:

••   Условия: DAP и DAT:   В Инкотермс 2010 количество терминов было уменьшено с 13 до 11. Но при этом создано два новых положения (DAP - delivered at place - поставка до пункта, DAT - delivered at terminal - поставка до терминала), которые могут использоватся как мультимодальные. Четыре наименее используемых в практике термина были отменены (DAF, DES, DEQ, и DDU).

•   Термин DAT (поставка до терминала) заменяет собой термин DEQ: товар предоставляется в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства. DAT в отличие от DEQ применимо для мультимодальных перевозок. По оценкам экспертов по логистике поставка до терминала DAT соответствует больше всего практике логистики в порту.

•   Термин DAP (поставка до пункта) является общим положением, при котором важно точно указать место назначения. Термин DAP заменяет собой три термина: DAF, DES, DDU, и предусматривает, что товар предоставляется покупателю уже готовым для разгрузки (в наших условиях для перегрузки под таможенным контролем, или-же для растаможки).

••   Новые расходы и риски в FOB, CFR и CIF:

•   В условиях поставки FOB (франко-борт), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт) затраты и риски устанавливаются по-новому. В Инкотермс 2000 при этих трех условиях поставки риск переходил после доставки до борта судна, а в Инкотермс 2010 переход рисков осуществляется после полной погрузки груза на борт судна (о распределении ответственности и переходе рисков в Инкотермс 2000, смотрите далее).

ИНКОТЕРМС 2010:

• группа Е - обязательства продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя;

• группа F - обязательства продавца ограничиваются отправкой товара, основная перевозка им не оплачена;

• группа С - продавец организует и оплачивает перевозку без принятия на себя связанных с ней рисков;

• группа D - расходы и риски продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в оговоренном месте назначения (обеспечить прибытие).

• Внутри групп основные обязательства различаются незначительно. Например, в группе С по базисам СIF и CIP продавец обязан дополнительно застраховать товар, а в группе D по условию DDP - уплатить импортные пошлины. Внутри групп F и D есть отличия, связанные с погрузкой (разгрузкой).

В Инкотермс-2010 определены 11 терминов, 7 из них применимы к любому виду транспорта основной перевозки.

46. Виды лицензий и лицензионных платежей при реализации научно-технической продукции.

Продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания и решения, является  результатом интеллектуальной деятельности. Такие результаты могут быть представлены в :

§ в овеществленной форме;

§ в не овеществленной форме;

§ в виде научно-технических услуг, передача знаний, опыта.

Если на изобретение оформлен патент, и другое лицо (компания, страна) захочет использовать изобретение, она обязана купить разрешение — лицензию — у того лица, которое имеет на него патент. Использовать запатентованное изобретение без приобретения лицензии нельзя. 

В лицензионном соглашении фиксируются ограничения на использование, эксплуатацию, устанавливается вид прав на использование, и период, на который они передаются (чаще всего 5-10 лет). Нередко оговариваются возможности и условия продления договора.

На практике используются следующие виды лицензий:

- патентные лицензии (лицензионный договор) - лицензии на использование научно-технической или другой интеллектуальной продукции, что имеют правовую охрану (защищенные патентами изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки);

- беспатентные лицензии - лицензии на использование научно-технической или другой интеллектуальной продукции, что не имеет правовой охраны;

[Лицензиар – тот, кто предоставляет лицензию, лицензиат – тот, кто приобрел лицензию]

Исключительная лицензия - лицензиату передаётся право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. Лицензиар не имеет права на территории действия этого соглашения единолично использовать объект лицензии и выдавать лицензии третьим лицам.

Неисключительная лицензия - лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

- чистая лицензия - лицензия, предметом соглашения которой является передача невоплощенных знаний (хотя они могут сопровождаться образцами продукции);

- сопутствующая лицензия - лицензия, которая предоставляется при заключении договоров о поставке оборудования, производственной или иной продукции, без которой реализация этой продукции приведет к нарушению права собственности поставщика.

- сублицензия - лицензия, предоставленная третьему лицу лицензиатом, обладающий полной или исключительной лицензии, на основании права, предоставленного ему лицензиаром.

- принудительная лицензия - разрешение компетентного органа заинтересованному лицу использовать запатентованное изобретение без согласия патентообладателя в том случае, если в течение установленного законодательством срока патентообладатель не использует изобретение.

- кросс-лицензия - взаимное предоставление (передача) прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Практикуется тогда, когда стороны не могут осуществлять свою деятельность, взаимно не нарушая прав.

В практике лицензионной торговли установились следующие виды лицензионных платежей:

1)периодические платежи (процентные отчисления) в течение срока действия лицензионного соглашения — роялти. В лицензионных соглашениях устанавливается размер, база исчисления и периодичность выпла­ты роялти. Чем больше наукоемкость отрасли, тем выше роялти. Электронная промышленность, авиатехника, вооруже­ние — 4—10%, приборостроение, станкостроение — 4—7%, а потребительских товаров с малым сроком использования — 0,2—1,5%. Самой распространенной базой исчисления роялти является продажная цена продукции, рассчитанная на дату заключения соглашения. Ставки роялти должны как минимум покрывать лицензиару его издержки, связанные с подготовкой соглашения и передачей лицензии.

2)твердые (фиксированные) суммы платежей, выплачиваемые единовременно или в рассрочку — паушальные платежи. По паушаль­ным платежам лицензиар стремится получить такую сумму, кото­рая, будучи положенной на банковский счет, обеспечила бы ему прибыль, равную по величине и времени выплате в виде роялти. Паушальная форма платежа страхует лицензиара от коммерческо­го и прочих рисков. В то же время ли­цензиар лишается возможности получения дополнительных сумм, если производство лицензионной продукции превысит расчетные объемы.

3)периодические платежи (процентные отчисления) в сочетании с первоначальным платежом — комбинированные (смешанные) платежи.

Еще бывают:

Участие в прибыли — отчисление в пользу лицензиара части прибыли от коммерческого использования предмета лицензии. Как правило, участие лицензиара в прибыли лицензиата фиксируется на уровне до 30% при предоставлении исключительной лицензии и 10% — при неисключительной лицензии.

Участие в собственности — передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предостав­ленную лицензию. Этот вид применяется в целях установления контроля над собственностью иностранных предприятий, исполь­зующих технологию лицензиара.

47. Страхование в ВЭД: виды и особенности.

ВЭД – внешнеторговая, инвестиционная или иная деятельность, включая производ. кооперацию в области м/н обмена товарами, информацией, работами, услугами, рез-ми интеллект. собственности, вкл. исключит. права на них.

Отрасли страхования ВЭД:

- имущественное страхование;

- страхование ответственности;

- личное страхование.

Формы страхования:

*в зависимости от объекта:

- карго – защита от различ убытков, связ-х с транпортировкой груза, к-рый явл. предметом купли-продажи по внешторг. договору

- каско – примен при страх-нии подвижных составов транспорта, судов, а/м, ж/д вагонов, самолетов, контейнеров и т.д., участв-щих в м/народ. перевозках

- страхование ответственности – страховщик берет на себя обяз-во возместить застрахованной компании суммы, подлежащие выплате 3-тьим лицам за причиненный ущерб.

* в зависимости от вида транспорта:

- морской

- воздушный

- сухопутный

Условия страх-ния:

*страхование на условиях ответ-ти за все риски (all risk) при этом усл-вии возмещаются убытки от повреждения либо полной или частичной потери груза, независимо от причин. Особо нужно оговорить, что перечисление всех рисков не имеет ввиду убытки, возникшие при любых обстоятельствах, а подразумевает только случайности и бедствия при перевозке грузов.

*страхование за частную аварию (risk particular average) – круг рисков, принимаемых поставщиками при данном условии предусматривает фиксированный перечень рисков:

*от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушений или столкновения судов и др перевозочных средств, удара о неподвижные или плавучие предметы, посадка судна на мель, провал мостов, взрывов, повреждение судна льдом, а также в следствие мер, принятых для спасения или тушения пожаров

- в следствие пропажи без вести транспортного средства

- от повреждения или полной гибели всего или части груза в следствии несч. случаев при погрузке, укладке, выгрузки

* на условиях безответственности за повреждение, кроме случае крушения (free of particular average)

Круг страх-вых рисков, принимаемых на себя поставщиком совпадает с тем, к-рые предусм. вторым условием, но возмещению подлежат лишь убытки от полной гибели всего или части груза.

35. Свободные экономические зоны в мировой экономике: классификация, современные проблемы и перспективы.

Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания с точки зрения государства

Цели создания с точки зрения инвесторов

Классификация ОЭЗ

По функциям

По степени интеграции в экономику

По системам льгот

Мировой опыт создания СЭЗ

По данным на июль 2012 года., в мире насчитывается, по различным экспертным источникам, 1200 — 2000 свободных экономических зон различных типов: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, офшорных зон и технополисов.

Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамические темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.

Дополнительно:

Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.

Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

Причины создания СЭЗ в России:

Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счетместных налогов:

В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

Основные характеристики российских ОЭЗ

Место расположения ОЭЗ

Специализация ОЭЗ

Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны

г. Санкт-Петербург

Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов.

Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50% из федерального бюджета

г. Дубна, Московская область

Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии.

2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета

г. Зеленоград

Разработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации.

5 млрд. руб., в том числе 50%% из ФБ

г. Томск

Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов

Около 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)

г. Липецк

Производство бытовой техники и комплектующих к ней

1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)

г. Елабуга, Татарстан

Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологическое химическое производство.

1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)

49. Риски, связанные с ВЭД. Методы устранения возможных рисков.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) имеет как свои риски, так и общие для многих видов деятельности. Все риски делятся на две следующие группы: 1) риски, которые зависят от работы предприятия (или внутренние);

2) риски, не зависящие от предприятия (или внешние).

Принципиальное различие между ними заключается в том, что на первую категорию рисков фирма может воздействовать, т.е. может принять меры по устранению источников этих рисков. На вторую категорию рисков фирма воздействовать не сможет, поскольку их возникновение практически не зависит от ее усилий.

Основные виды рисков:

1 Риски, связанные с выбором страны для осуществления внешнеэкономических операций

2 Риски, связанные с выбором иностранного партнера

3 Маркетинговые риски

4 транспортных риски

5 Риски, связанные с заключением МГК

6 коммерческих риски в ВЭД

7 Риск, связанные с таможенным регулированием

Деятельность по управлению внешнеэкономическими рисками выполняет следующие функции: 1) разбор обстановки и выявление вероятных рисков;

2) оценку возможного убытка и принятие решений, сориентированных на его уменьшение; 3) осуществление принятых решений и контроль их выполнения.

Ключевая задача управления рисками во ВЭД предприятия заключается в управлении внешними рисками. Можно выделить следующие способы, направленные на снижение вероятных потерь, вызываемых этими рисками: 1) страхование, т.е. применение разнообразных типов полисов, контрактов страхования, используемых в международных торгово-экономических отношениях;

2) хеджирование, т.е. применение биржевых фьючерсных соглашений и опционов;

3) применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, которые сводят к минимуму вероятность неплатежа за поставленную продукцию или неполучения продуктов (подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.);

4) анализ и прогнозирование конъюнктуры на внешнем рынке, планирование и своевременную разработку действий за счет своих или заемных ресурсов с целью избежать вероятных ущербов, вызванных неблагоприятными конъюнктурными модификациями, и др.

Для борьбы с внутренними рисками используются популярные способы управления: методы безопасного ведения производства для ликвидации рисков аварий и пожаров; противопожарные операции. Для снижения риска невыполнения плановых заданий по объему и особенностям выпускаемых товаров разрабатываются надлежащие организационно-технологические операции, включающие структуру текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие сходные действия. Для уменьшения степени других внутренних рисков выступает определение их эффективности, т.е. отношение результата к расходам на их исполнение (снижение убытков и увеличение прибыли).

50. Виды сделок на поставку комплектного оборудования.

  1. поставка разрозненного оборудования.

Платежи должны быть разбиты во взаимоувязке с этапами осуществления поставок. Предусматривается предоставление услуг (пуско-наладочных испытаний, шеф-монтажных работ) со стороны поставщика оборудования. Причем поставщики не несут ни юридической, ни материальной ответственности за сооружение объекта в целом.

  1. Строительство объектов под ключ

Эти условия предусматривают выполнение поставщиком всего комплекса работ, начиная с разработки проекта, выполнения технико-экономического обоснования, заказа необходимого оборудования и материалов И кончая вводом объекта в эксплуатацию.

Поставщик ответствен за введение полностью завершенного объекта, оборудование которого должно пройти все необходимые испытания, он же выдает гарантийные характеристики и только он песет всю юридическую и материальную ответственность за свои действия. Ответственность заказчика в этом случае сводится к обязательному созданию необходимых условий для строительства.

  1. Строительство объектов на компенсационной основе

Расчеты за предоставляемые промышленно развитыми странами долгосрочные кредиты, предназначенные для приобретения комплектного оборудования и технологий, осуществляются поставками готовой продукции с вновь построенных или других предприятий.

Впервые такая сделка была заключена в 1968 г. между СССР и Австрией, за поставки австрийскими фирмами различного оборудования и материалов для газопромыслов, мы компенсировали поставками газа.

В последнее время на компенсационной основе заключаются контракты в основном в обрабатывающих отраслях промышленности, где от контрагентов удается добиться больших уступок в получении торговых заказов, лицензий, «ноу-хау», в овладении современными принципами контроля качества продукции, подготовки кадров и в развитии маркетинга.