54. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их характеристика, основные функции и задачи. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь.
Государственный финансовый контроль - неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Основная его цель - контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлению финансовых и налоговых льгот. В странах с социально ориентированной экономикой как приоритетными выделены задачи контроля за своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита государственного бюджета, своевременным финансированием затрат на социальную сферу, структурой и целевым назначением, в том числе, на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные комиссии в кооперативных и общественных объединениях.
Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждения государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии. При законодательных органах создаются также Контрольные палаты.
Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называют бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработки оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающий максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.
В состав аппарата министерств финансов функционируют контрольно-ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера- ревизора. Контрольно-ревизионные управления и аппараты контролеров-ревизоров проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.
Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов.
Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба. Налоговые инспекции на местах подчиняются только своему вышестоящему органу. Задачи налоговых служб являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния предприятия и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных, потенциальных объектов налогообложения.
В целях осуществления комплексных мер по защите экономических интересов Республики Беларусь, повышения эффективности координации деятельности государственных органов и иных организаций, которые проводят проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, постановляю:
1. Образован Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.
2. Утверждены:
Положение о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь;
Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности.
Координация деятельности контролирующих органов осуществляется Советом по следующим направлениям:
обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;
планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;
организация проведения совместных (с участием нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - субъекты предпринимательской деятельности);
согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого банка таких данных;
обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок (ревизий);
анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов и иных организаций, в том числе по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений;
организация обмена опытом контрольной работы;
обеспечение эффективности подготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов.
- 1. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Проблема эффективности.
- 2. Экономическая система общества: понятие, структура, основные черты и типы. Модель рыночной экономики Республики Беларусь.
- 6. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки.
- 3. Собственность: понятие, субъекты и объекты, типы и формы. Разгосударствление и приватизация собственности в Республике Беларусь.
- 4. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристика ресурсов.
- 5. Рынок: понятие, функции, структура и инфраструктура.
- 7 Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности спроса по цене. Практическое значение анализа эластичности.
- 8. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике. Проблемы преодоления монополизма в экономике. Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
- 9.Рынок труда. Функционирование рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь.
- 10. Рынок природных ресурсов. Экономическая рента. Земельная рента. Цена земли.
- 11. Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Номинальная и реальная ставки процента. Экономические основы дифференциации ставок процента.
- 12. Инвестиции: понятие, формы. Инвестиционная политика Республики Беларусь.
- 13. Долгосрочные инвестиции. Дисконтирование стоимости будущих доходов. Критерий чистой дисконтированной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям.
- 16. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла. Антициклическая политика государства.
- 14. Национальная экономика: цели, структура. Особенности национальной экономики Республики Беларусь.
- 15. Валовой внутренний продукт и методы его измерения. Другие показатели системы национальных счетов.
- 17 Безработица: типы, определение уровня. Экономические издержки безработицы и закон Оукена. Особенности безработицы в Республике Беларусь.
- 18. Инфляция и ее измерение. Формы и причины инфляции. Инфляция в Республике Беларусь.
- 19. Финансовая система и ее структура. Госбюджет и его особенности в Республике Беларусь.
- 20. Бюджетный дефицит: причины, виды, финансирование. Государственный долг и его экономические последствия. Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь.
- 21. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, ее цели и инструменты. Дискреционная и автоматическая бюджетно-налоговая политика.
- 22. Денежный рынок. Предложение денег и денежные агрегаты. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка.
- 23. Денежно-кредитная система и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь.
- 24. Социальная политика государства и ее особенности в Республике Беларусь.
- 30 Финансовая система Республики Беларусь, ее содержание. Сферы и звенья финансовой системы
- 25. Понятие, показатели и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экономический рост в Республике Беларусь.
- 27. Роль финансов в регулировании и развитии экономики.
- 26.Сущность и функции финансов. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.
- 28.Финансовый механизм, его составные звенья и элементы. Развитие финансового механизма в условиях рыночных отношений.
- 29. Финансовые ресурсы государства, их состав, источники формирования и направления использования.
- 34. Экономическая сущность государственного кредита.
- 31. Финансовая политика государства, ее содержание и значение. Особенности финансовой политики Республики Беларусь на современном этапе.
- 32. Понятие об управлении финансами. Организация управления финансами в Республике Беларусь.
- 33. Финансовое планирование и прогнозирование. Виды финансовых планов и их характеристика.
- 35.Бюджет Республики Беларусь и особенности его развития в современных условиях. Закон рб «о бюджете Республики Беларусь на 2008 год», его структура и характеристика.
- 36.Бюджетный дефицит и управление им в мировой экономике. Макроэкономические аспекты регулирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь.
- 37. Местные бюджеты, их формирование и исполнение. Пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
- 38. Межбюджетные отношения и направления их реформирования в современных условиях.
- 40. Расходы бюджета на отрасли социальной сферы, их планирование и финансирование в современных условиях.
- 39. Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей экономики и пути повышения их эффективности в Республике Беларусь.
- 43. Принципы налогообложения. Классификация налогов.
- 41. Бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, порядок его формирования, проблемы и перспективы развития.
- 42. Элементы налога и налоговая терминология.
- 44. Организация налоговой службы. Задачи и функции налоговых органов, их права и обязанности.
- 45. Права и обязанности плательщиков налогов, сборов (пошлин).
- 46. Экономическое содержание и сущность ндс. Плательщики. Объекты налогообложения ндс.
- 47. Ставки ндс. Льготы. Порядок исчисления и сроки уплаты ндс.
- 48. Экономическая сущность акцизов. Плательщики. Объект налогообложения. Ставки акцизов. Порядок исчисления и уплаты.
- 49. Налог на использование природных ресурсов (экологический налог): порядок исчисления и уплаты.
- 50. Платежи за землю: плательщики, порядок исчисления и уплаты.
- 51. Налог на недвижимость: плательщики, объекты налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты.
- 52. Налог на прибыль: плательщики, объекты налогообложения. Состав затрат, учитываемых при налогообложении.
- 53. Ставки налога на прибыль. Льготы. Порядок исчисления и уплаты в бюджет.
- 54. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их характеристика, основные функции и задачи. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь.
- 55.Налоговый контроль: необходимость, сущность, особенности. Виды налоговых проверок.
- 58. Экономическая сущность страхования, его особенности в системе финансовых отношений.
- 61. Страхование имущества граждан, основные условия его проведения.
- 56.0Сновные этапы организации и проведения проверки (ревизии). Порядок применения экономических санкций.
- 57. Проверка правильности формирования финансовых результатов.
- 59. Фонды и резервы страховщика, их роль и особенности формирования.
- 60. Страхование имущества юридических лиц, особенности организации и основные условия проведения.
- 62. Основы организации личного страхования.
- 63. Финансовые ресурсы предприятия, источники их формирования и особенности использования.
- 64. Денежные расходы предприятий: их классификация, источники финансирования и методы управления.
- 65. Затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Контроль за уровнем затрат на предприятии.
- 66. Выручка от реализации продукции, работ, услуг, ее планирование и использование, факторы роста.
- 67. Прибыль и рентабельность предприятий, их планирование, факторы роста.
- 70. Амортизационные отчисления: порядок планирования и использования. Амортизационная политика предприятий.
- 68. Порядок распределения и использования прибыли на предприятиях.
- 69. Инвестиционная деятельность предприятий, виды и источники инвестиций.
- 71. Оборотные средства предприятий: сущность, назначение, принципы организации и источники формирования.
- 72. Определение потребности предприятия в оборотных средствах.
- 73. Показатели использования оборотных средств, факторы ускорения оборачиваемости оборотных средств.
- 74. Экономическая сущность рынка ценных бумаг, его формирование и развитие в Республике Беларусь.
- 75. Портфель ценных бумаг: цели, стратегии формирования, методы управления.