56.0Сновные этапы организации и проведения проверки (ревизии). Порядок применения экономических санкций.
Внеплановые ревизии (проверки) проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях - по поручению уполномоченных должностных лиц самого контролирующего органа.
Для проведения ревизий привлекаются специалисты предприятий, подведомственных Министерству промышленности, сотрудники отраслевых и функциональных управлений Министерства в соответствии со спецификой возложенных на них задач.
Производственные, научно-производственные объединения и концерны проводят ежегодные комплексные ревизии деятельности своих рганизаций силами генеральных дирекций. Годовые графики проведенияревизий утверждаются руководителем объединения (концерна) и до 15 января представляются в контрольно-ревизионное управление Министерства промышленности.
Ревизия (проверка) проводится по письменному приказу (распоряжению) руководителя контролирующего органа.
Срок проведения ревизии (проверки), состав ревизионной комиссии определяются в приказе (распоряжении) о ее проведении, исходя из объема работы, с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого субъекта.
В состав ревизионных комиссий в целях обеспечения комплексности проводимых ревизий включаются специалисты производственно-технических, экономических, финансовых, юридических, маркетинговых служб, бухгалтерии и других функциональных служб предприятий в соответствии с перечнем вопросов, поставленных программой проверки.
Общий срок проведения ревизии (проверки) не должен превышать 30 календарных дней. Указанный срок может быть продлен руководителем контролирующего органа, назначившим ревизию (проверку).
Ревизия (проверка) проводится за период деятельности, следующий за тем периодом, в котором была осуществлена предыдущая ревизия (проверка), до начала месяца, в котором проводится данная ревизия (проверка).
Подача жалобы не приостанавливает проведение ревизии (проверки).
Проведению ревизии (проверки) должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих ревизии (проверке), а при необходимости разрабатывается программа ее проведения. В необходимых случаях ревизия (проверка) проводится по постановлению органа предварительного следствия или определению суда (постановлению судьи). Конкретный перечень подлежащих проверке вопросов в этих случаях согласовывается с органом, назначившим ревизию (проверку). В ходе ревизии (проверки) рабочая программа может уточняться.
Перед тем как приступить к проведению ревизии (проверки), руководитель ревизионной комиссии либо работник, производящий ревизию (проверку), обязан предъявить документ, подтверждающий его полномочия, руководителю ревизуемого субъекта предпринимательской деятельности и ознакомить его с задачами предстоящей ревизии (проверки).
Руководитель ревизуемого субъекта предпринимательской деятельности обязан представить ревизоров ответственным должностным работникам предприятия и обеспечить ревизионную комиссию помещением для нормальной работы. экономическая санкция - установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности при нарушении им содержащихся в норме права предписаний;
Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим нарушения порядка: применения свободных (рыночных) цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги) производственно-технического назначения и товары народного потребления; формирования и применения регулируемых цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги; регулирование цен на продукцию и услуги предприятий - монополистов.
Основанием для применения экономических санкций является получение предприятием незаконной выручки (дохода) в результате нарушения порядка установления и применения всех видов цен (тарифов), а также доплат, надбавок, скидок, накидок к ним, порядка расчетов, отпуска продукции (работ, услуг).
Нарушениями дисциплины цен, по которым применяются экономические санкции, в частности, являются:
завышение уровня регулируемых цен (тарифов) против предельных уровней, утвержденных в установленном порядке;
завышение фиксированных цен на продукцию (товары, услуги);
применение свободных цен при наличии регулируемых;
завышение (снижение) свободных оптовых (отпускных) цен (тарифов) на импортную продукцию (товары);
непредоставление или предоставление в уменьшенном размере скидок, начисление непредусмотренных наценок или завышение установленных надбавок к ценам (тарифам);
получение предприятием - поставщиком дополнительных средств в собственные фонды от потребителей сверх стоимости продукции, реализуемой по регулируемым ценам;
включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также реализация некомплектной продукции;
применение цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении регулируемых цен и тарифов;
завышение свободных оптовых (отпускных) цен на продукцию, когда из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при поступлении жалоб потребителей);
завышение торговых надбавок и снабженческо-сбытовых наценок против установленных предельных уровней;
завышение уровня свободных розничных цен против зарегистрированных в реестре предприятия (продавца);
отсутствие должного оформления свободных цен (протокола, договора и реестра).
Кроме того, к нарушениям государственной дисциплины цен предприятиями - монополистами относятся:
изъятие продукции (товаров, услуг) из обращения при наличии спроса на нее, в том числе путем умышленного сокращения объемов производства с целью создания искусственного дефицита или его поддержания;
необоснованное повышение (снижение) действующих цен на продукцию (товары, услуги), пользующуюся спросом;
превышение предельного уровня рентабельности в случаях установления его по отдельным видам продукции;
нарушение порядка регистрации декларированных цен.
Предприятия - монополисты, допустившие нарушение антимонопольного законодательства в части установленного порядка ценообразования, уплачивают штраф в размере до 1 млн. руб. в соответствии с Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
- 1. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Проблема эффективности.
- 2. Экономическая система общества: понятие, структура, основные черты и типы. Модель рыночной экономики Республики Беларусь.
- 6. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки.
- 3. Собственность: понятие, субъекты и объекты, типы и формы. Разгосударствление и приватизация собственности в Республике Беларусь.
- 4. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристика ресурсов.
- 5. Рынок: понятие, функции, структура и инфраструктура.
- 7 Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности спроса по цене. Практическое значение анализа эластичности.
- 8. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике. Проблемы преодоления монополизма в экономике. Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
- 9.Рынок труда. Функционирование рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь.
- 10. Рынок природных ресурсов. Экономическая рента. Земельная рента. Цена земли.
- 11. Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Номинальная и реальная ставки процента. Экономические основы дифференциации ставок процента.
- 12. Инвестиции: понятие, формы. Инвестиционная политика Республики Беларусь.
- 13. Долгосрочные инвестиции. Дисконтирование стоимости будущих доходов. Критерий чистой дисконтированной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям.
- 16. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла. Антициклическая политика государства.
- 14. Национальная экономика: цели, структура. Особенности национальной экономики Республики Беларусь.
- 15. Валовой внутренний продукт и методы его измерения. Другие показатели системы национальных счетов.
- 17 Безработица: типы, определение уровня. Экономические издержки безработицы и закон Оукена. Особенности безработицы в Республике Беларусь.
- 18. Инфляция и ее измерение. Формы и причины инфляции. Инфляция в Республике Беларусь.
- 19. Финансовая система и ее структура. Госбюджет и его особенности в Республике Беларусь.
- 20. Бюджетный дефицит: причины, виды, финансирование. Государственный долг и его экономические последствия. Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь.
- 21. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, ее цели и инструменты. Дискреционная и автоматическая бюджетно-налоговая политика.
- 22. Денежный рынок. Предложение денег и денежные агрегаты. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка.
- 23. Денежно-кредитная система и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь.
- 24. Социальная политика государства и ее особенности в Республике Беларусь.
- 30 Финансовая система Республики Беларусь, ее содержание. Сферы и звенья финансовой системы
- 25. Понятие, показатели и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экономический рост в Республике Беларусь.
- 27. Роль финансов в регулировании и развитии экономики.
- 26.Сущность и функции финансов. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.
- 28.Финансовый механизм, его составные звенья и элементы. Развитие финансового механизма в условиях рыночных отношений.
- 29. Финансовые ресурсы государства, их состав, источники формирования и направления использования.
- 34. Экономическая сущность государственного кредита.
- 31. Финансовая политика государства, ее содержание и значение. Особенности финансовой политики Республики Беларусь на современном этапе.
- 32. Понятие об управлении финансами. Организация управления финансами в Республике Беларусь.
- 33. Финансовое планирование и прогнозирование. Виды финансовых планов и их характеристика.
- 35.Бюджет Республики Беларусь и особенности его развития в современных условиях. Закон рб «о бюджете Республики Беларусь на 2008 год», его структура и характеристика.
- 36.Бюджетный дефицит и управление им в мировой экономике. Макроэкономические аспекты регулирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь.
- 37. Местные бюджеты, их формирование и исполнение. Пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
- 38. Межбюджетные отношения и направления их реформирования в современных условиях.
- 40. Расходы бюджета на отрасли социальной сферы, их планирование и финансирование в современных условиях.
- 39. Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей экономики и пути повышения их эффективности в Республике Беларусь.
- 43. Принципы налогообложения. Классификация налогов.
- 41. Бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, порядок его формирования, проблемы и перспективы развития.
- 42. Элементы налога и налоговая терминология.
- 44. Организация налоговой службы. Задачи и функции налоговых органов, их права и обязанности.
- 45. Права и обязанности плательщиков налогов, сборов (пошлин).
- 46. Экономическое содержание и сущность ндс. Плательщики. Объекты налогообложения ндс.
- 47. Ставки ндс. Льготы. Порядок исчисления и сроки уплаты ндс.
- 48. Экономическая сущность акцизов. Плательщики. Объект налогообложения. Ставки акцизов. Порядок исчисления и уплаты.
- 49. Налог на использование природных ресурсов (экологический налог): порядок исчисления и уплаты.
- 50. Платежи за землю: плательщики, порядок исчисления и уплаты.
- 51. Налог на недвижимость: плательщики, объекты налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты.
- 52. Налог на прибыль: плательщики, объекты налогообложения. Состав затрат, учитываемых при налогообложении.
- 53. Ставки налога на прибыль. Льготы. Порядок исчисления и уплаты в бюджет.
- 54. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их характеристика, основные функции и задачи. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь.
- 55.Налоговый контроль: необходимость, сущность, особенности. Виды налоговых проверок.
- 58. Экономическая сущность страхования, его особенности в системе финансовых отношений.
- 61. Страхование имущества граждан, основные условия его проведения.
- 56.0Сновные этапы организации и проведения проверки (ревизии). Порядок применения экономических санкций.
- 57. Проверка правильности формирования финансовых результатов.
- 59. Фонды и резервы страховщика, их роль и особенности формирования.
- 60. Страхование имущества юридических лиц, особенности организации и основные условия проведения.
- 62. Основы организации личного страхования.
- 63. Финансовые ресурсы предприятия, источники их формирования и особенности использования.
- 64. Денежные расходы предприятий: их классификация, источники финансирования и методы управления.
- 65. Затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Контроль за уровнем затрат на предприятии.
- 66. Выручка от реализации продукции, работ, услуг, ее планирование и использование, факторы роста.
- 67. Прибыль и рентабельность предприятий, их планирование, факторы роста.
- 70. Амортизационные отчисления: порядок планирования и использования. Амортизационная политика предприятий.
- 68. Порядок распределения и использования прибыли на предприятиях.
- 69. Инвестиционная деятельность предприятий, виды и источники инвестиций.
- 71. Оборотные средства предприятий: сущность, назначение, принципы организации и источники формирования.
- 72. Определение потребности предприятия в оборотных средствах.
- 73. Показатели использования оборотных средств, факторы ускорения оборачиваемости оборотных средств.
- 74. Экономическая сущность рынка ценных бумаг, его формирование и развитие в Республике Беларусь.
- 75. Портфель ценных бумаг: цели, стратегии формирования, методы управления.