5. Система государственного финансового контроля.
Финансовый контроль - регламентированная законом совокупность действий, контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных средств.
Гос.фин.контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой политики, защиту финн-ых интересов гос-ва и его граждан.
ГФК представляет собой контроль за:
1)образованием и использованием всех гос. средств независимо от того, в какой форме они существуют;
2)деятельностью органов власти, на кот-ые возложено проведение финансовой, бюджетной, кредитной, налоговой, валютной политики;
3)законностью привлечения и использования средств юридическими и физическими лицами, кредитными и иными организациями, кот гос-вом предоставлено это право
Так же за:
Организацией денежного обращения и рынка ценных бумаг;
Законностью предоставления от имени государства финансовых льгот и преимуществ и их использованием;
Обоснованность и правомерностью действий кредитных организаций по привлечению и использованию ср-в физ. и юр. лиц;
Проверка исполнения международных финансовых обязательств и состояние внут-го и внеш-го долга;
Проведение фин-ой экспертизы проектов законодательных и иных НПА, влияющих на формирование и использование гос. средств или предусматривающих расходы, покрываемые за счет этих средств.
ПО результатам ГФК принимаются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступлению доходов от их использования в соответствующие бюджеты.
Основные задачи ГФК:
Проверка выполнения фин-ых обязательств перед гос-вом и органами МСУ, организациями и гражданами;
Проверка правильности использования гос. и мун. предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хоз-ом ведении или оперативном управлении;
Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
Выявление внутренних резервов производства;
Устранение нарушений фин.дисциплины и их предупреждение.
Признаки ГФК-тотальность/эффективность/законность/независимость/публичность
Классификация финансового контроля:
- по времени проведения(предварительный, текущий, последующий);
- по субъектам контроля(президентский, контроль представительных, исполнительных органов власти, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский, контроль фин-кредитных орг-ов)
- по форме фин-ой деятельности (бюджетный, инвестиционный, контроль за денежной массой,страховой)
по форме проведения (обязательный - внешний, инициативный - внутренний)
по методам проведения (наблюдение, проверка фин. дея-ти, обследование, надзор, ревизия-наиболее глубокий и всеобъемлющий метод)
СЧЁТНАЯ ПАЛАТА, КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ГФК (Степашин Сергей Вадимович)
СП является постоянно действующим органом ГФК, образованный Федеральным собранием и подотчетным ему.
Состоит из Коллегии, кот включает Председателя, его зама и аудиторов. Срок полномочий -6 лет.
ЗАДАЧИ СП:
контроль за своевременным использованием доходных и расходных статей фед. бюджета и бюджета фед. внебюджетных фондов.
Определение эффективности и целесообразности расходов гос.средств и использования фед-ой собственности
Оценка обоснованности доходных и расходных статей фед.бюджета и бюджетов внебюджетных фондов
Финансовая экспертиза проектов ФЗ, а так же нормативно правовых актов фед.органов гос.власти, предусматривающих расходы фед.бюджета или влияющих на формирование и использование средств бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов
Аудит эффективности - определяет результат использовании гос.средств, проверяет не только законность и целевое назначение, но и эффективность затрат финансовых ресурсов, с т.з. решения общегосударственных задач.
Контроль со стороны ПРЕЗИДЕНТА
Главное контрольное управление при ПРЕЗИДЕНТЕ-структурное подразделение Администрации
Функции:
1)Контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органов исполнительных органов власти
2)Контроль над деятельностью подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов
3)Рассмотрение жалоб и обращение граждан и юридических лиц
Контроль со стороны органов исполнительной власти-Правительство :
1)контролирует процесс разработки и использования федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита
2)контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств
3)направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ существует КОНТРОЛЬНО-НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ, кот выполняет ряд контрольных функций в области Финансов.
МИНИСТРЕСТВО ФИНАНСОВ РФ: (Силуанов Антон Германович)
1)Разрабатывает финансовую политику страны, а так же непосредственно контролирует её осуществление
2)Осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета
3)Контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов
4)Участвует в проведении валютного контроля
5)Контролирует направление и использование гос.инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ
6)Большую роль в осуществлении финансового контроля играет осуществление МИНФИНом методическое руководство организацией бух.учета в стране
КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МИНФИНА распространяются на фин.средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и органов МСУ.
Федеральное казначейство (Артюхин):
1)Контроль за доходной и расходной частью фед.бюджета в ходе его использования
2)Контроль состояния гос.финансов в целом(предоставление отчётов о фин.операциях и состояния бюджетной системы)
3)Контроль совместно с Банков России состояния внешнего и внутреннего долга
4)Контроль гос.фед.внебюджетных фондов и фин-ых отношений м/у ними и фед.бюджетом.
КОНТРОЛЬ СО СТОРОНЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ:
Главная задача (Федеральная налоговая служба (Мишустин))-обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей
Федеральная служба по финансовым рынкам (Панкин)– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по приянятию нормативно правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков(за исключ.страхования,банков и аудиторской деятельности)
- 1. Система государственных финансов и ее роль в государственном управлении.
- Распределительная
- Перераспределительная
- 2. Финансовая система Российской Федерации: структура и механизм функционирования.
- 3. Бюджетная система Российской Федерации, принципы бюджетного устройства.
- 4. Бюджет как инструмент государственного регулирования.
- Бюджет как инструмент государственного регулирования
- 5. Система государственного финансового контроля.
- 5. Налоговая система и налоговая политика в рф
- 7. Денежно-кредитная политика, ее специфика в условиях экономического кризиса.
- 8. Бюджетная политика на разных уровнях управления.
- III. Основные цели и задачи бюджетной политики из бюджетного послания Президента рф о бюджетной политике 2012-2014 от 29.06.2011
- 9. Управление и финансирование целевых программ на разных уровнях управления.
- 10. Нацпроекты, их специфика в решении проблем социально-экономического развития рф.
- 1 1.Центральный банк рф: его статус, функции и специфические задачи.
- Банки как общественный институт и их роль в рыночной экономике.
- 13. Государственный кредит и организация управление государственным долгом.
- 14. Цели, организация, методы и практика антимонопольного регулирования в рф.
- 2. Регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией.
- 15. Внебюджетные фонды и их роль в реализации социально-экономической политики.
- 1)Социальные:
- 2)Экономические: