2.3. Участники налоговых отношений, их права и обязанности
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Для правильного установления взаимоотношений с налоговыми органами налогоплательщикам необходимо знать свои права, которые определены в статье 21 НК РФ (всего 15 пунктов). В их числе:
• получение от налоговых органов бесплатно информации, в том числе в письменной форме, о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов;
• использование налоговых льгот при наличии оснований;
• получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;
• право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах, соблюдения налоговой тайны.
Обязанности налогоплательщиков перечислены в статье 23 НК РФ (9 пунктов). Важнейшими из них являются правильное исчисление и своевременная уплата законно установленных налогов, а также: постановка на учет в налоговых органах; ведение учета доходов, расходов и объектов налогообложения; представление в налоговые органы по месту учета налоговых деклараций, а также бухгалтерской отчетности.
Налоговыми агентами признаются физические и юридические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из выплачиваемых налогоплательщикам денежных средств и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля правильного исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Согласно статье 31 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Права налоговых органов перечислены в статье 31 НК РФ (14 пунктов).
В их числе право:
• требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
• проводить налоговые проверки;
• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
• взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;
• требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков.
В обязанности налоговых органов входит:
• соблюдение законодательства о налогах и сборах;
• осуществление контроля соблюдения законодательства о налогах и
сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
• ведение в установленном порядке учета организаций и физических лиц;
• бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
• принятие решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;
• соблюдение налоговой тайны; другие обязанности (всего 12 пунктов).
Система управления налогообложением в РФ представляет собой централизованную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу. Центральным органом управления налогообложением в России является Министерство финансов РФ, которое осуществляет общее руководство налогообложением, а также издает правоустанавливающие документы в области бухгалтерской отчетности и налогообложения.
Минфину РФ подчинены службы, непосредственно занимающиеся налоговым администрированием, налоговым контролем, учетом и зачислением налоговых платежей в бюджет. К ним относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Функции сбора налогов и налогового администрирования возложены на Федеральную налоговую службу. Основным звеном, обеспечивающим практический сбор налогов, являются налоговые инспекции республик, краев, областей, городов и районов.
Таможенные органы имеют права и обязанности налоговых органов по вопросам взимания налогов, связанным с перемещением товаров через таможенную границу (в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом и другими федеральными законами).
- Тема 1. Основы налогообложения
- 1.2. Элементы налога
- 1.3. Способы уплаты налогов
- 1.4. Классификация налогов
- 1.5. Федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги в Российской Федерации
- Тема 2. Налоговая система и налоговый контроль
- 2.2. Налоговый механизм: налоговое планирование, регулирование и налоговый контроль
- 2.3. Участники налоговых отношений, их права и обязанности
- 2.4. Налоговая декларация
- 2.5. Формы и методы налогового контроля, постановка на учет
- 2.6. Налоговые проверки, их виды
- 2.7. Учетная политика организаций для целей налогообложения
- Тема 3. Налогообложение физических лиц
- 3.2. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц
- Социальные налоговые вычеты
- Имущественные налоговые вычеты
- Профессиональные налоговые вычеты
- 3.3. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности
- 3.4. Имущественные налоги с физических лиц
- Тема 4. Налогообложение физических и юридических лиц. Взносы в фонды социального страхования
- 4.2. Налог на имущество организаций
- 4.3. Акцизы
- 4.4. Налог на добавленную стоимость
- 4.5. Таможенные пошлины
- 4.6. Отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения
- 4.7. Особенности налогообложения прибыли кредитных и страховых организаций, иностранных юридических лиц
- Тема 4*. Налогообложение физических и юридических лиц (продолжение)
- 4.2*. Налог на добычу полезных ископаемых
- 4.3*. Водный налог
- 4.4*. Платежи за пользование землей. Земельный налог
- 4.5*. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов
- 4.6*. Платежи за пользование лесным фондом
- 4.7*. Государственная пошлина
- 4.8*. Налог на игорный бизнес
- 4.9*. Транспортный налог
- Тема 5. Специальные налоговые режимы
- Патентная система налогообложения
- 5.2. Единый налог на вмененный доход
- 5.3. Другие виды специальных налоговых режимов