logo search
лекции Краеведческий туризм

Тема 8. История развития промышленности Нижегородского края

Нижегородская область – это один из староосвоенных и наиболее экономически развитых индустриальных регионов центра европейской части РФ. Хозяйственное «лицо» области в общероссийском разделении труда определяется развитием перерабатывающих отраслей тяжелой промышленности: машиностроения и металлообработки, передельной металлургии, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, лесной и целлюлозно-бумажной отраслей промышленности.

Среди регионов РФ Нижегородская область по уровню социально-экономического развития находится во второй десятке регионов. Доля Нижегородской области в формировании совокупного валового регионального продукта составляет около 2%. Но по ряду показателей область заметно выделяется среди других территорий. На долю области в последние годы приходится более 60% общероссийского производства автобусов, 55% - грузовых автомобилей, 54% листов из термопластов, 20% стальных труб, 15% - полимерных пленок,14% бумаги, 7% - первичной переработки нефти.

Первоначально осваивалось преимущественно Правобережье, более пригодное для хлебопашества и разведения скота на освобожденных от леса землях. Во владениях феодалов боярина Морозова, графов Шереметьева, Бутурлина, Воротынского, Горбатова-Шуйского и других были построены кузницы, винокурни, будные станы по выварке поташа (калийной соли) и другие промысловые заведения. Феодальные вотчинники вывозили на продажу много зерна, вина и поташа (буды).

Широкомасштабное освоение лесных заволжских территорий началось несколько позднее, во второй половине ХVΙI и было связано с массовым переселением на эти земли раскольников (старообрядцев) и многочисленных беглых крестьян (смердов). Хозяйственная деятельность в Нижегородском крае долгое время была представлена примитивным земледелием, малоземелье и скудность агроклиматических ресурсов вынуждали местных жителей заниматься различными промыслами.

в ХV – ХVΙ веках в Балахне, на основе использования местных соляных рассолов, получил развитие соляной промысел. В поволжских селах издавна занимались строительством деревянных судов. В Павлове-на-Оке сформировался кузнечно-слесарный промысел, в Мурашкине – винокуренный, в Богородске – кожевенный, в Лыскове – мукомольный, в Арзамасе – кошмовальный, в Горбатовском уезде – канатно-веревочный, в Семеновском – рогожный, щепной, посудный, ложкарный и иные ремесла на основе обработки древесины, бересты и лыка и т.п. Великая река Волга дала жизнь многим занятиям нижегородцев, недаром ее называли уважительно: «Волга-матушка», «Кормилица». В ХVΙI и до середины ХΙХ века крупнейшим промыслом в Нижегородской губернии было бурлачество. Свыше пятисот тысяч мужиков ежегодно с ранней весны и до ледостава тянули вверх по Волге на ярмарку и дальше расшивы, груженые солью, зерном и другими товарами.

В ХVΙII веке в Приокских лесах по рекам Железнице и Выксунке на основе местных железных руд братьями Баташовыми были построены металлоделательные заводы и на их базе постепенно сформировалась металлургическая промышленность. Выксункие заводы из-за большого спроса на металл и близости к центральным потребляющим районам быстро развивались и составили заметную конкуренцию уральским и тульским металлургическим заводам.

В начале ХΙХ века на первый план в развитии региона выдвигается влияние торговой ярмарки, возникшей в 1622 году у стен Макарьевского монастыря на Волге и перенесенной в 1817 году, после опустошительного пожара, в Н.Новгород. Торговый обмен произведенными в регионе товарами происходил на ежегодном всероссийском торжище, который постепенно превратился в важный меновой двор Европы с Азией.

В 1849 г. недалеко от ярмарочного комплекса в селе Сормово Балахнинского уезда был построен судостроительный завод, на котором для обеспечения нужд торговых грузопотоков создавались металлические суда и баржи на паровой тяге.

Выгоды географического положения Н.Новгорода ещё более укрепились благодаря пуску в 1862 г. железной дороги Москва – Н.Новгород, а позднее, в начале ХХ века, - от Н.Новгорода на юг к «хлебным» губерниям России. Хлеб и металл в те годы были важнейшими товарами Нижегородской ярмарки. Это обстоятельство способствовало развитию мукомольной промышленности на Оке, так в селе Кунавино были построены мельницы купцом Башкировым, близ станции Сейма стояли мельницы купца Бугрова, а в Н.Новгороде был построен завод мельничного оборудования. Таким образом, развитие капитализма в Нижегородской губернии имело особенность в том, что в промышленности большую роль играл торговый капитал. Мастеровые рабочие руки, удобные и развитые внешние связи вместе с торговым капиталом способствовали тому, что на нижегородской земле сформировался один из ведущих центров обрабатывающей промышленности России с такими производствами, как черная металлургия, судостроение и металлообработка, мукомольная промышленность, деревообработка, кожевенно-меховое, канатное и некоторые другие иды промышленной деятельности.

Влияние Нижегородского края на экономику России постепенно становится столь значимым, что было принято решение о проведении в Н.Новгороде в мае-октябре 1896 года ХVI Всероссийской промышленно-художественной выставки, честь проведения которой до этого принадлежала лишь столице государства.

Таким образом, Нижегородская губерния постепенно превращается в крупный торгово-промышленный район, это позволило в 1914 году разместить здесь целый ряд промышленных предприятий, эвакуированных из прифронтовой Риги, таких как металлообрабатывающие заводы «Новая Этна», «Фельзер» («Двигатель Революции», а сейчас «РУМО»), завод напильников и ремесленных инструментов акционерного общества «Отто Эрбе» (металлургический), телефонный завод фирмы «Сименс и Гальске» (НИТЕЛ), военномундирную и обувную фабрики. Два завода по производству взрывчатки и пороха были размещены на железнодорожной станции Растяпино (современные химические заводы Дзержинской промзоны), три кожевенных завода разместились в Богородске. Всё это значительно усилило производственный потенциал Нижегородской губернии и в совокупности с благоприятным соседским и транспортно-географическим положением и наличием квалифицированных трудовых кадров определило индустриальный характер развития региона.

В годы первых пятилеток советского этапа истории развития страны в регионе начался бурный рост тяжелой промышленности. Центральное положение, значительный экономический и трудовой потенциал способствовали гигантскому размаху здесь нового промышленного строительства, потребовавшего создания собственной энергетической базы. В 1925 году в рамках плана электрификации России (ГОЭЛРО) на основе запасов балахнинских торфяников была построена и пущена в эксплуатацию одна из первых и крупнейших в СССР Нижегородская ГРЭС в Балахне, мощностью 200 тыс. кВт. Затем были построены на угольном топливе Игумновская (Дзержинск) и Автозаводская ТЭЦ.

В 1927 г. начала действовать железная дорога Н.Новгород – Котельнич, давшая возможность развития экономики заволжской части области за счет освоения лесных ресурсов. Напротив Н.Новгорода на левом берегу Волги начал формироваться г. Бор как центр судостроения, судоремонта и стекольной промышленности. Была построена ветка железной дороги от Н.Новгорода до Балахнинской ГРЭС. 2 мая 1930 г. близ деревни Монастырка на левом берегу Оки (чуть выше Н.Новгорода) был заложен первый камень в фундамент Горьковского автомобильного завода – первенца отечественного автомобилестроения, а 29 января 1932 г. с его главного конвейера уже сошел первый грузовой автомобиль. В этот период в регионе был также построен целый ряд других промышленных предприятий: завод фрезерных станков, машиностроительный, авиационный заводы в Н.Новгороде, завод автотракторного инструмента в Павлове, завод коммунального машиностроения в Арзамасе и т.п. В 1952 г. в г. Павлово на базе предприятия «Автоинструмент» был создан автобусный завод.

Машиностроение постепенно становится главной отраслью экономики региона. Вместе с тем формируются и другие отрасли специализации. К западу от Н.Новгорода на месте железнодорожной станции Растяпино на базе пороховых заводов создаются химические производства и научно-исследовательские институты, и возникает новый город химиков – Дзержинск с огромной промышленной зоной вдоль железной дороги в сторону Н.Новгорода. На севере области на основе местных лесных ресурсов и благодаря наличию железной дороги формируется лесная и деревообрабатывающая промышленность и возникают деревообрабатывающие и лесохимические заводы в поселках Сява, Вахтан, Ветлужский, Урень и др. Рядом с Балахной на берегу Волги был построен Правдинский целлюлозно-бумажный комбинат, который стал основным производителем газетной бумаги в России (ОАО «Волга») и картонная фабрика. В 1946 г. на юге области в Мордовских лесах был основан федеральный ядерный центр и сопутствующие ему производственные и научно-технические учреждения, в результате чего вырос закрытый атомград, носивший в разные годы названия Арзамас–16, Кремлёв, Саров.

Росла индустриальная мощь края и вновь остро встала проблема нехватки электрической энергии. Для преодоления энергетического голода в 1956 году у г. Городца на Волге строится гидроэлектростанция мощностью 520 тыс. кВт. После завершения работ по строительству напорной плотины, шлюзов и ГЭС в освободившихся помещениях были размещены производственные мощности заводов – смежников ГАЗа – завода автомобильных моторов и завода гусеничных тягачей. Часть рабочих – строителей ГЭС осталась работать на новых предприятиях, и поселок гидростроителей постепенно вырос в город Заволжье. В конце 50-х годов была построена ветка железной дороги от Н.Новгорода до Балахнинской ГРЭС и далее до Заволжья. В Горьком в это время строят Новосормовскую ТЭЦ, но потребность в электроэнергии не обеспечивается за счет своих ресурсов и проблему область решает за счет включения в единую энергосистему европейской части страны, электроэнергия поступает по линиям высокого напряжения с Костромской и Заинской (Татарстан) ГРЭС, Куйбышевской и Чебоксарской ГЭС.

Для обеспечения сырьем химических предприятий г. Дзержинска и улучшения снабжения области автомобильным горючим и смазочными материалами в 1957 году в месте пересечения Волги с крупным нефтепроводом из Татарстана близ села Кстово был построен Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод – дин из крупнейших в стране. Возле этого комбината сформировался комплекс сопутствующих производств: Новогорьковская ТЭЦ, шиноремонтный завод, комбинат белково-витаминных концентратов, завод минеральной ваты. В результате возник город нефтехимиков – Кстово.

Таким образом, современный территориально-производственный комплекс Нижегородской области сформировался уже в середине ХХ века, ведущие отрасли промышленности работают на привозном сырье и топливе. В экономике области доминируют обрабатывающие отрасли производства («верхние этажи»). Особенностью развития хозяйства области в советский период была высокая доля предприятий военно-промышленного комплекса, на их долю в 1990 г. приходилось 26,4% основных производственных фондов, 26,5% объема выпускаемой промышленной продукции и почти 1/3 часть занятых в промышленности. При переходе к рыночным условиям хозяйствования и после распада СССР предприятия оборонных отраслей в результате сокращения государственного заказа на производство военной техники и оборудования оказались в тяжелой экономической ситуации и вынуждены были переключаться на выпуск товаров народного потребления (конверсия).