logo search
Раздел 2

29. Понятие и классификация издержек. Эффект производственного рычага

ИЗДЕРЖКИ [cost] — выраженные в ценностных, денежных измерителях текущие затраты на производство продукции 

Издержки можно классифицировать как:

-индивидуальные – издержки собственно фирмы

- общественные – совокупные затраты общества на производство продукта, включающие в себя не только чисто производственные, но и все иные затраты: охрана окружающей среды, подготовка квалифицированных кадров и т.п.

- издержки производства – непосредственно связанные с производством товаров и услуг

- издержки обращения – связанные с реализацией произведенной продукции

Издержки обращения в свою очередь подразделяются на:

- Дополнительные издержки обращения включают в себя расходы на доведение произведенной продукции до конечного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие конечную стоимость товара.

- Чистые издержки обращения — это затраты, связанные исключительно с актами купли-продажи (оплата труда торговых работников, ведение учета торговых операций, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара.

Суть издержек можно также рассматривать с позиций бухгалтерского и экономическ подходов:

- Бухгалтерские издержки — это стоимостная оценка использованных ресурсов в фактических ценах их реализации. Издержки предприятия в бухгалтерской и статистической отчетности выступают в виде себестоимости продукции.

Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования::

- Внешние издержки (явные) - это затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг.

- Внутренние издержки (неявные) - это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.

Эффект производственного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие производственного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие производственного рычаг уменьшается.

Отсюда вытекают выводы - при значительных постоянных расходах весьма опасно снижение выручки, так как потеря прибыли может оказаться многократно выше.