9.3. Система безналичных расчетов
Действующий в настоящее время механизм безналичных платежей и расчетов представляет собой продукт длительной исторической эволюции. Кроме налично-денежного обращения с появлением банков начала складываться система безналичных расчетов.
Электронная система безналичных платежей предназначена для всестороннего содействия финансовой инфраструктуре посредством ведения безналичных денежных расчетов между гражданами и юридическими лицами с использованием пластиковых карт. Кроме того, она должна обеспечивать всем ее участникам дополнительные преимущества — экономические, социальные, организационные. Применение кредитных и дебетовых карт позволяет сократить денежную эмиссию, ускорить обороты денежных средств, а также уменьшить платежный дефицит бюджетов всех уровней.
Ключевым элементом является пластиковая карта, выдаваемая банками своим клиентам для осуществления расчетных операций. В настоящее время существует около 20 видов различных пластиковых систем, использующих как магнитные карты, так и микропроцессорные (о которых подробнее было рассказано в предыдущем разделе). Работа этих систем строится на определенных принципах.
Комплексное решение задачи внедрения новой технологии безналичных расчетов невозможно без создания специальной структуры. Все необходимые функции, связанные с обслуживанием систем безналичных платежей, успешно выполняют расчетно-финансовые компании (РФК). Учитывая специфику России, целесообразным представляется участие в организации системы нескольких мощных банков и торговых компаний, желательно с государственной поддержкой. Помимо РФК, выступающих в качестве организационного, информационного и обслуживающего центра системы, ее участниками являются:
— клиенты (физические и юридические лица);
— банки-эмитенты карт и их филиалы;
— торговые предприятия, оказывающие услуги клиентам по безналичным расчетам с использованием карточных технологий;
— банки, обслуживающие участников системы, предприятия торговли, сервиса.
РФК проводит свою деятельность, заключая договора с предприятиями и физическими лицами, в которых оговариваются условия обеспечения их пластиковыми картами, выполнения расчетных операций, размещения точек безналичного расчета, а также алгоритм работы и взаимодействия всех участников. Рациональная организационная структура РФК состоит из следующих разделов:
1. Операционный отдел (изготовление карточек, подготовка финансовых документов, введение корреспондирующих счетов, подготовка отчетных документов, контроль за счетами).
2. Отдел обработки информации (ввод данных, поступающих из точек продажи, подготовка данных по списанию и зачислению средств).
3. Технический отдел (эксплуатация и сопровождение систем).
4. Юридическая и рекламная службы.
5. Общий отдел (руководство, обучение, связь с клиентами).
Банк-эмитент осуществляет ведение счетов клиентов, выделение специальных счетов, предназначенных для кредитования отдельных клиентов. Он отвечает перед клиентом фактическими денежными средствами, инкассирует банкоматы, выдает данные в РФК и далее в точки продаж о приостановке расчетов по утерянным картам. Инкассация может производиться банками-эмитентами совместно со службой РФК или самостоятельно.
Связь с клиентами осуществляется: через центральный операционный зал РФК, который может быть общим с банком-эмитентом, а также через операционный зал банка-эмитента или его филиалы.
В настоящее время предлагают использовать дебетовые карточки, которые фиксируют наличные средства, что позволит избежать кредитных операций. По предварительным расчетам, основанная на дебетовых карточках система будет не только самоокупаемой, но и доходной, даже при начислении клиентам достаточно высокого процента по депозитам. В этом случае клиенты будут заинтересованы в том, чтобы заработная плата перечислялась на депозиты в банки с последующей оплатой необходимых товаров и услуг при помощи пластиковой карты. Следует отметить, что дебетовые и кредитные карты могут обслуживаться одними и теми же программными средствами. Поэтому принятое ограничение, как например, в России (дебетовые, а не кредитные карты) носит лишь организационный, а не технический характер.
Безналичные расчеты за товары и услуги ведутся в торговых точках. Отношения с торговыми точками строятся на основании двустороннего договора с банком. Магазины оборудуются терминалами за счет банка или за свой счет. Процесс оплаты товаров и услуг в торговых точках с применением пластиковых карт может производиться в следующих двух режимах: обработки магнитных пластиковых карт (on-line), микропроцессорных пластиковых карт (off-line).
Процесс обработки карт зависит от их технического исполнения. Магнитную карту при совершении покупки клиент вставляет в специальный терминал и набирает персональный идентификационный ьомер. Далее терминал печатает три экземпляра чека, в которых покупатель ставит свою подпись. Каждый из чеков предназначен для одного из участников сделки — владельца карты, магазина и банка. Продавец, используя терминал, запрашивает и получает сведения из банка о платежеспособности покупателя. Сведения о сделке поступают в коммутационный центр и далее в банк-эмитент. Затем происходят расчеты между банком, обслуживающим торговлю, и банком-эмитентом (приложение 4).
Существуют два вида авторизации в режиме реального времени: с помощью POS-терминала (электронная авторизация), либо используя "импринтер", позволяющий обрабатывать пластиковую карточку с нанесенным на ней рельефным текстом и выдавать чек, связываясь с процессинговым центром по телефону (голосовая авторизация).
Микропроцессорные карты обслуживаются несколько иначе. Терминальное устройство, куда вставляется карта, имеет возможность считывать информацию с электронной карты. Владелец на клавиатуре вводит свой идентификационный номер, а терминал проверяет подлинность и покупательную силу карты. После этого в считанные секунды выполняются операции по списанию денег со счета клиента и зачислению средств на счет продавца. В связи с тем, что платежеспособные данные клиента внесены в память самой карты, то нет необходимости в подтверждении каждой операции при приобретении дорогостоящего товара. Происходит и экономия времени. Денежные средства перечисляются на банковский счет продавца во время одного сеанса телефонной связи с банком в конце рабочего дня (приложение 5).
Предполагается, что торговая точка оснащена электронным терминалом для обработки микропроцессорных пластиковых карт, присоединенных по каналам связи к центральным ЭВМ, и работает в течение дня совершенно автономно. Информация о сделке фиксируется в терминале и на карте. После завершения торгового дня терминал транзакций, в котором хранится файл, передает его по коммутируемой телефонной линии на центральный компьютер. Возможно это заменить средствами электронной инкассации, а также в качестве носителя информации можно использовать сами карты с микропроцессором (карты магазины).
Во всех случаях по файлам транзакций, полученным из процессингового центра, вычисляется сумма транзакций по каждому магазину. Банк возмещает эту сумму магазинам, вычитая комиссионный сбор, удерживаемый им в безусловном порядке. Этот сбор, взимаемый банком с магазинов, составляет определенный процент от суммы каждого торгового слипа или от каждой операции по карточке, совершенной с использованием электронного терминала. Структура безналичных платежей представлена на схеме (приложение 6).
При выборе технических средств электронных расчетов необходимо принимать во внимание ограничения технологической среды, характерные для местных условий. Поэтому целесообразно, чтобы система могла обеспечивать работу с картами как в режиме on-line, так и в режиме off-line. При этом режим on-line может быть применен для крупных, в том числе отдаленных предприятий торговли, а режим off-line — для остальных предприятий торговли и сервиса, банкоматов, АЭС и т. д.
В связи с современной неустойчивой экономической обстановкой в стране система безналичного расчета в России развита слабо как с технической, так и с технологической стороны.
Однако электронная система безналичных платежей имеет ряд преимуществ:
1. Контроль за сферой денежного обращения.
2. Привлечение широкого круга владельцев. Все существующие операции с наличностью могут быть легко заменены на операции с картами, что улучшает и упрощает процедуры взаиморасчетов.
3. Незначительная стоимость торговых терминалов для работы с картами.
4. Возможность расчета с помощью карт через различные автоматические устройства (при продаже билетов, в таксофонах, в метро, на АЗС и т. д.).
5. Портативность и автономность торгового терминала, обеспечивающая широкое применение.
6. Надежный финансовый контроль за всеми элементами цикла платежной транзакции и увеличение скорости всех транзакций.
7. Уменьшение административных расходов на каждом уровне эксплуатации системы и снижение затрат всех пользователей системы.
8. Защищенность системы на всех уровнях и исключение ряда рисков, присущих другим системам (наличные деньги, чеки).
9. Эффективная мобилизация всех финансовых ресурсов для развития экономики.
10. Уменьшение расходов, связанных с поддержанием в обращении наличных денег (печать купюр, инкассация, хранение и др.).
11. Расширение возможностей налоговых служб.
12. Снижение уровня преступности.
13. Снижение инфляции благодаря более быстрой оборачиваемости средств.
14. Высокая окупаемость системы.
Кроме того, применение системы безналичных расчетов в торговой точке повышает престиж предприятия, дает дополнительные преимущества по привлечению клиентов. Система безналичных расчетов нашла практическое применение в супермаркете ЛИДЕР (фирма "Визит") в Рязани. Он оснащен импринтером с голосовой авторизацией, а также электронным терминалом MONETEL EFT-10, поэтому к расчету принимаются как магнитные, так и микропроцессорные карты. В связи с этим супермаркет имеет свой круг постоянных покупателей. В настоящее время на всех торговых предприятиях фирмы "Визит" начала действовать дисконтная карта ВИЗИТ, входящая в международную систему, которая предоставляет ее владельцам скидки в размере 3-10% на всех отечественных предприятиях и в других странах.
В мире большой популярностью пользуются смешанные карты, которые позволяют производить безналичные расчеты, а также получать скидки за купленные товары. Но система для обработки таких карт развита очень слабо.
Анализ состояния и перспектив развития торговой технологии позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время сложились объективные условия для ее радикального научно-технического преобразования. Система безналичных расчетов должна быть внедрена почти во все торговые точки, так как это позволит прежде всего создать определенные удобства для покупателей, а количество клиентов — немаловажный показатель для любого торгового предприятия.
- 9.1. Пластиковые карты как электронные деньги
- 9.2. Компоненты электронной системы расчетов в торговле и их взаимодействие
- 9.3. Система безналичных расчетов
- 9.4. Преимущества и недостатки операций по работе с картами
- 9.5. Банкомат — элемент электронной системы платежей
- 9.6. Система автоматизации банковской деятельности
- 9.8. Системы банковских телекоммуникаций
- 9.9. Принципы построения всемирной банковской системы swift