logo search
финансовый менеджер

1.2. Цели и методы финансового анализа

Качество принимаемых управленческих решений на уровне хозяйствующего

субъекта зависит от качества их аналитического обоснования.

Получение небольшого числа ключевых информативных показателей, дающих

объективную оценку финансового состояния предприятия, является основной

целью финансового анализа. В ходе финансового анализа выявляются изменения

в составе имущества хозяйствующего субъекта и в источниках его

формирования, в финансовых результатах деятельности (его прибылей и

убытков), в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Исходной базой финансового анализа являются данные

бухгалтерского учета и отчетности.

Одним из важнейших приемов является чтение финансовой отчетности и

изучение абсолютных величин, представленных в отчетности. Однако данная

информация, несмотря на ее значимость для принятия управленческих решений,

не достаточна, так как не позволяет оценить динамику основных показателей,

место хозяйствующего субъекта среди аналогичных предприятий, что актуально

в условиях конкурентной борьбы. Это достигается с помощью:

- составления сравнительных таблиц, выявления абсолютного и

относительного отклонения;

- исчисления показателей за ряд лет в процентах к итоговому показателю

(к итогу баланса);

- исчисления относительных отклонений в процентах по отношению к

базисному году.

Наряду с абсолютными показателями, характеризующими различные аспекты

финансового состояния, используются и финансовые коэффициенты.

Финансовый коэффициент представляет собой

относительные показатели финансового состояния. Они подразделяются на

коэффициенты распределения и координации. Коэффициенты распределения

применяются в тех случаях, когда необходимо определить, какую часть тот или

иной абсолютный показатель составляет от итога включающей его группы

абсолютных показателей. Данные коэффициенты используются в основном в

предварительном анализе.

Коэффициенты координации используются для выражения отношений

разных по существу абсолютных показателей финансового состояния.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значения по

периодам. В качестве базисных величин могут использоваться показатели

базисного периода данного хозяйствующего субъекта.

Специальные финансовые коэффициенты, расчет которых основан на

существовании определенных соотношений между статьями отчетности,

называются финансово-оперативными показателями. Они позволяют реально

оценить положение данного хозяйствующего субъекта.

Помимо финансовых коэффициентов в анализе финансового состояния важную

роль играют абсолютные показатели, которые рассчитываются на основе

отчетности (чистые активы — реальный собственный капитал, собственные

оборотные средства, показатели оборачиваемости запасов собственными

оборотными средствами). С помощью данных показателей формулируются

критерии, позволяющие оценить качество финансового состояния.

Практика финансового анализа позволяет выявить основные методы чтения

финансовой отчетности.

Горизонтальный (временный) анализ позволяет осуществить сравнение

каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ позволяет определить структуру

итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции

отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ позволяет осуществить сравнение позиции с рядом

предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию

динамики показателей, исключающей случайные влияния и

индивидуальные особенности отдельных периодов. С помощью тренда

определяется возможное значение показателей в будущем.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) позволяет осуществить

расчет отношений данных отчетности, определить взаимосвязи показателей.

Факторный анализ позволяет определить влияние отдельных факторов

(причин) на результативный показатель с помощью различных приемов

исследования.

Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как внутри

предприятия (сравнение внутрихозяйственное по отдельным показателям

хозяйствующего субъекта), так и вне, т.е. сравнение показателей данного

хозяйствующего субъекта с показателями конкурирующих субъектов

хозяйствования, со средними общеэкономическими данными.

Финансово-экономический анализ может осуществляться разными методами. К

количественным методам относят статистические (наблюдение, сравнение,

абсолютные и относительные величины, средние величины, сводка, группировка,

ряды динамики, индексы и т.д.), экономико-математические (методы

математического программирования, экономико-математического моделирования и

факторного анализа, исследование операции и т.д.). Каждый из экономико-

математических методов делится на отдельные приемы, способы, используемые в

аналитической работе.