logo
финансовый менеджер

1. Принципы организации финансового анализа

Принципами финансового анализа являются непрерывность наблюдения за

состоянием и развитием финансовых процессов, преемственность,

объективность, научность, динамичность, комплексность, системность,

практическая значимость, существенность, надежность, согласованность и

взаимоувязка данных форм бухгалтерской отчетности, ясность в интерпретации

результатов финансового анализа, обоснованность и оперативность в принятии

управленческих решений. Для проведения финансового анализа применяется

широкий спектр его видов, методов и приемов: структурный, структурно-

динамический, трендовый (перспективный), межхозяйственный анализ;

коэффициентный анализ; факторный анализ с использованием методов цепных

подстановок, интегрального, корреляционного, регрессионного и

экспоненциального анализа, а также такие распространенные приемы, как

абсолютное сравнение достигнутых уровней, расчет абсолютных и относительных

отклонений «долевого участия», детализация показателей на его

сопоставляющие, группировка, дисконтирование и др.

Следует различать типы моделей финансового анализа. К важнейшим из них

относятся дискриптивные, предикативные и нормативные. Дискриптивные модели

чаще всего описательного характера. Они построены на использовании

бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней. Для такой модели

финансового анализа широко используется структурный, структурно-

динамический и коэффициентный анализ. Предикативные модели, как правило,

прогностического характера. Их используют для построения прогнозных оценок

текущего и перспективного характера о прибылях и доходах,

платежеспособности, финансовой устойчивости.

Содержание финансового анализа во многом определяется тем, кто является

пользователем информации, и какова сфера его экономических интересов в

оценке различных сторон и аспектов финансовой деятельности коммерческий

организации. Направления финансового анализа для каждого внешнего

пользователя финансово-аналитической информации коммерческой организации

позволяют им (пользователям) сосредоточить усилия при подборе партнеров,

инвесторов, кредитозаемщиков на наиболее важных вопросах оценки результатов

их финансово-хозяйственной деятельности во избежание просчетов, упущений и

потерь из-за неэффективного использования финансовых ресурсов.