47. Государственный и муниципальный кредит
Государственный кредит (ГК) – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор,в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.
Условия кредитного договора:
1) срок предоставления или получения кредита;
2) обязанности сторон;
3) условия обеспечения возврата ссуды;
4) размер процентной ставки за пользование ссудой. Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции:
1) распределительную;
2) регулирующую;
3) контрольную.
Через распределительную функциюрасходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет за счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т. е. рефинансирования государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
1) по субъектам заемных отношенийразличают:
а) займы, размещаемые центральными органами управления;
б) займы, размещаемые территориальными органами управления;
2) по месту размещения выделяют:
а) внутренние;
б) внешние;
3) по возможности обращения на рынке:
а) рыночные;
б) нерыночные (выпускаются с целью мобилизации крупных средств);
4) по сроку:
а) краткосрочные (до 1 года) – векселя;
б) среднесрочные (от 1 до 5 лет) – облигации;
в) долгосрочные (от 5 лет, но не более 30);
5) по обеспеченности долговых обязательств:
а) закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);
б) беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления;
6) по способу выплаты доходаразличают:
а) выигрышные облигации;
б) процентные;
в) с нулевым купоном, т. е. продажа со скидкой – дисконтом;
7) в зависимости от метода определения дохода:долговые обязательства с твердым доходом и с плавающим доходом;
8) в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашенияразличают:
а) обязательства с правом долгосрочного погашения;
б) без права долгосрочного погашения;
9) в зависимости от варианта погашения задолженностиразличают:
а) погашение единовременным платежом;
б) частями, в том числе равными, возрастающими, снижающимися долями.
Муниципальный кредит– денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.
Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:
1) муниципальное кредитование– муниципалитет является кредитором;
2) муниципальное заимствование– муниципалитет является должником или должником и принципалом;
3) муниципальные гарантии– муниципалитет является гарантом.
Гарантия– способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.
Муниципальный кредит выполняет следующие функции.
1. Распределительная функция.Муниципалитет:
1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления;
2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов.
2. Регулирующая функция.
Муниципалитет:
1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов;
2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику.
3. Стимулирующая функция,при которой муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью кредитов и инвестиций.
4. Контрольная функция.По объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов – эффективность своей финансовой политики.
Особенностьэтой формы кредита определяется именно участием в ней муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. В условиях, когда муниципальные образования не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей – во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискацион-ный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.
В настоящее время в России провозглашено равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные и муниципальные займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны. Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну.
Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.8 Государственный и муниципальный кредит
49. Воздействие финансов на экономику и социальную сферу.
Финансы является неотъемлемой частью как экономики, так и социальной сферы и воздействует на них качественно и количественно. Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должна обеспечивать структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и т.д. За счет централизованных источников обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития.
Важным направлением развития экономики и участия государственных финансов в данном процессе является финансирование федеральных целевых программ и национальных проектов. Об этом неоднократно упоминал в своих Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России.
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
-установлением целевой фиксированной доли государственных расходов на развитие социальной сферы;
-контролем за целевым расходованием средств из внебюджетных фондов;
-введением максимальных налоговых и кредитных льгот для социальных инвестиций и отраслей, обеспечивающих мобилизацию внебюджетных средств для этих целей.
Финансовыми методами воздействия на социальные процессы в РФ можно назвать следующие.:
1. прямые денежные выплаты гражданам, гарантированные государством ( пенсии, пособии, степендии);
2. льготы отдельным категориям граждан по оплате товаров и услуг;
3. налоговое регулирование (налоговые ставки, налоговые льготы);
4. бюджетное финансирование учреждений соц-ой сферы (образование, здравоохрана);
5. гос. подддержка жизненно важных отраслей экономики,ориентированных на производство, потребленных товаров и услуг;
6.развитие финансового рынка, участники которого ориентированы на мелких вкладчиков инвесторов. Этими методами обеспечивается реализация коституционно-закрепленных социальных гарантий (права на труд и защита безработицы).
В условиях рыночной экономики принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оно становится одним из главных факторов экономического развития в условиях ограниченного вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования. Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как неизменная, строго заданная система форм и методов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния.
Среди методов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. Налоговое регулирование затрагивает процессы производства прежде всего через налогообложение доходов организаций-производителей. Налоги являются важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъема.
Определенное воздействие на процессы производства, накопления оказывают также различные формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственные и муниципальные заказы) в качестве государственных мер поддержки отдельных отраслей и видов деятельности.
В Российской Федерации различные формы бюджетных расходов как методы финансового регулирования предусмотрены федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами. Данные программы разработаны и реализуются с целью поддержки отдельных отраслей, территорий. Реализация целевых программ осуществляется за счет бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций (в том числе на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков), бюджетных кредитов.
Обязательной составной частью финансового механизма НТП является система материального стимулирования научно-технических достижений. Мощное воздействие Нобелевского фонда на мировую науку в немалой степени определяется размерами назначаемых им премий. В Российской Федерации авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных премий выплачиваются крупные денежные вознаграждения. При использовании патентов на изобретение размер вознаграждения автору устанавливается по соглашению сторон. Одним из инструментов финансового регулирования данной сферы деятельности являются государственные пошлины на заявку, регистрацию и продление патента. Размер пошлин оказывает влияние на масштабы изобретательской деятельности и сроки действия патентов.
- Финансы
- 3 Финансовая политика
- 5 Финансовое планирование и прогнозирование
- 7 Финансовая система страны
- 9 Основы функционирования финансов коммерческих предприятий
- 11 Роль финансов в деятельности организации
- 13 Особенности организации финансов предприятий разных организационно-правовых форм хозяйствования
- 15 Оценка финансового состояния организации
- 17 Финансовые ресурсы и ск организации
- 19,Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организации.
- 21 Методологические основы принятия финансовых решений
- 23 Банкротство и финансовая реструктуризация
- 25 Страхование как финансовая категория
- 27 Классификация страхования
- 29 Страховые резервы и виды
- 31 Мировое страховое хозяйство
- 33 Бюджетная система страны
- 35 Сущность и значение государственного бюджета
- 37 Бюджетная политика
- 39 Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами
- 41 Формирование федерального, регионального и местного бюджета
- 43 Государственная поддержка науки
- 45 Расходы бюджета на международную деятельность.
- 47. Государственный и муниципальный кредит
- 51 Роль финансов в развитии международных отношений
- 53.Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах