43 Государственная поддержка науки
Российская практика государственного воздействия на науку характеризуется устойчивым приоритетом методов прямой поддержки, основным среди которых является прямое бюджетное финансирование. Формирование этого приоритета и его сохранение, несмотря на определенную эволюцию подхода к косвенной государственной поддержке науки, на протяжении последнего десятилетия обусловлены целым рядом причин и обстоятельств.
Наиболее радикальным изменением действовавшей раннее системы косвенной государственной поддержки науки (с точки зрения объема и ожидаемых последствий), безусловно, станет намеченная отмена льгот по уплате налогов на имущество и на землю. При всей неопределенности конкретных сроков наступления этого события и уже имевшем место переносе отмены льгот по налогу на имущество на два года, его вероятность весьма высока, хотя бы в силу того, что недопустимость каких-либо индивидуальных льгот для хозяйствующих субъектов является сегодня одним из ключевых принципов экономической политики Правительства РФ, который последовательно реализуется в правовых актах последних лет. Существенная неполнота, незавершенность и просчеты косвенной государственной поддержки науки в России наиболее очевидны на фоне опыта промышленно развитых и новых индустриальных стран, успешно использующих косвенное регулирование науки для решения задач, аналогичных тем, которые поставлены сегодня перед отечественной наукой. Это и бедность арсенала используемых методов, выбор которых, как правило, продиктован лишь самыми общими соображениями, а цели заданы весьма приблизительно и неопределенно. И недооценка (вплоть до полного игнорирования) взаимодействий между отдельными методами и их взаимодополняемости, обеспечивающих при комплексном подходе к косвенному регулированию науки заметный синергетический эффект. И явная недостаточность масштаба льгот для создания действенных стимулов.
Масштаб и сложность задач, стоящих сегодня перед российской экономикой и наукой, настоятельная необходимость их решения в кратчайшие сроки – все это требует пересмотра в целом негативного, или, как минимум, настороженного, отношения к косвенным методам государственной поддержки науки, учета тенденций мировой экономики и адаптации опыта развитых стран. Поиски своего собственного пути и каких-то особых механизмов взаимодействия государства и науки представляются сегодня не только бессмысленным, но и весьма опасным.
Конкурсы на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (до 35ти лет) и молодых российских ученых - докторов наук (до 40 лет) проводятся ежегодно. Гранты выделяются на 2-летний срок для финансирования расходов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.Размер гранта молодого ученого - кандидата наук составляет 600 тыс. руб. в год, включая оплату его труда и труда соисполнителей. В число соисполнителей должен входить, как минимум, 1 молодой ученый (до 35 лет), студент, аспирант. Размер оплаты труда кандидата наук и его соисполнителей не может превышать 360 тыс. рублей в год.Размер гранта молодого ученого - доктора наук составляет 1 млн. рублей в год, включая оплату его труда и труда соисполнителей. В число соисполнителей должно входить не менее 3 молодых ученых (до 35 лет), студентов, аспирантов. Размер оплаты труда доктора наук и его соисполнителей не может превышать 600 тыс. рублей в год.Механизм сметного бюджетного финансирования в системе государственных академий наук в настоящее время трансформируется в программно-целевое бюджетное финансирование: распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. утверждена Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 гг. Данную Программуможно считать шагом в направлении бюджетирования, ориентированным на результаты фундаментальных исследований.
Ассигнования из федерального бюджета на реализацию Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008—2012 гг. выделяются государственным академиям наук в порядке,установленном Правительством Российской Федерации. Программа, таким образом, была призвана обеспечить не только стабильность финансирования фундаментальных исследований, но и максимальную широту выбора перспективных и приоритетных направлений, определенных научным сообществом, расширение конкурентной среды в академическом секторе науки. Утвержденные Программой объемы финансирования позволяли ожидать роста ассигнований на фундаментальные исследования, достаточного дляперелома негативных тенденций в развитие науки. Однако кризис внес свои коррективы, и секвестра избежать не удалось.
Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук разработана в соответствии со ст.6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 г. №233-р. Программа – это новый инструмент организации междисциплинарных фундаментальных исследований. По сути, она является государственным заказом государственным академиям наук на фундаментальные исследования.
Содержательная часть Программы разрабатывалась государственными академиями наук. Система приоритетов фундаментальных научных исследований базируется на Плане фундаментальных исследований Российской академии наук на период до 2025 г., разработанном в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации. В ходе реализации указанного поручения в Академии была создана комиссия из числа ведущих учёных, сформировавшая приоритеты фундаментальных исследований. На их основе подготовлен перспективный план фундаментальных исследований до 2025 г., который по сути представляет собой долгосрочный прогноз. Нормативно-организационная часть Программы, включая индикаторы эффективности, разрабатывалась Минобрнауки России.
С точки зрения гражданского законодательства к гранту наиболее близок договор пожертвования. Для достижения качественного сдвига в бюджетной обеспеченности необходимо реализовать меры по двум базовым направлениям:
— увеличение расходов федерального бюджета на фундаментальную науку, как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами;
— оптимизация численности персонала, занятого в фундаментальном секторе, на основе рационализации состава и структуры организаций академической науки и переаттестации их сотрудников.«Бюджетные» рабочие места должны предназначаться персоналу, непосредственно занятому фундаментальными исследованиями, «внебюджетные» — работникам, осуществляющим инновационную деятельность и ведущим прикладные разработки.
- Финансы
- 3 Финансовая политика
- 5 Финансовое планирование и прогнозирование
- 7 Финансовая система страны
- 9 Основы функционирования финансов коммерческих предприятий
- 11 Роль финансов в деятельности организации
- 13 Особенности организации финансов предприятий разных организационно-правовых форм хозяйствования
- 15 Оценка финансового состояния организации
- 17 Финансовые ресурсы и ск организации
- 19,Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организации.
- 21 Методологические основы принятия финансовых решений
- 23 Банкротство и финансовая реструктуризация
- 25 Страхование как финансовая категория
- 27 Классификация страхования
- 29 Страховые резервы и виды
- 31 Мировое страховое хозяйство
- 33 Бюджетная система страны
- 35 Сущность и значение государственного бюджета
- 37 Бюджетная политика
- 39 Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами
- 41 Формирование федерального, регионального и местного бюджета
- 43 Государственная поддержка науки
- 45 Расходы бюджета на международную деятельность.
- 47. Государственный и муниципальный кредит
- 51 Роль финансов в развитии международных отношений
- 53.Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах