23.6. Продовольственная безопасность: содержание, оценка и повышение уровня
Обеспечение продовольствием – одна из важнейших глобальных проблем в мире. Современное производство продуктов питания никогда еще не было так велико. Но около 1/6 населения в мире голодает. Дифференциация стран по объемам производства, потребления и обеспечения продовольствием очень существенна. Основной причиной различных уровней продовольственной обеспеченности стран является уровень их экономического развития. Основное производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия сосредоточено в странах Запада, а преобладающее количество потребляемого продовольствия приходится на Восток. В новой мирохозяйственной ориентации «Север-Юг» география производства и потребления остается примерно идентичной.
Принятая классификация стран по уровню экономического развития на развитые и развивающиеся сегодня дополняется выделением группы бывших социалистических стран, по классификации ООН, в страны с переходной экономикой. Имеется в виду, что эти страны переходят от командно-администативной к рыночноориентированной экономике. Продовольственная обеспеченность в большинстве этих стран, в том числе и в России, по физиологическим параметрам находится на критическом уровне.
Признавая правомерность классификации стран по экономическому уровню развития, считаем необходимым классифицировать страны по продовольственной обеспеченности. Критерий классификации – уровень обеспеченности продовольствием в расчете на душу населения. Используя данный критериальный подход, предлагаем классификацию стран по пяти уровням обеспеченности продовольствием:
1) избыточная обеспеченность, когда ресурсы продовольствия в стране превышают объемы его потребления по физиологическим нормам;
2) достаточная обеспеченность, предполагающая равенство ресурсов, независимо от их источников и необходимого потребления продовольствия;
3) обеспеченность, исключающая явный голод, но содержащая скрытый. Это означает достаточность потребляемого продовольствия по калорийности и низкую его качественную структуру, не соответствующую физиологическим нормам;
4) недостаточная обеспеченность, уровень которой опускается до 70% от требуемых объемов продовольствия;
5) маргинальная (нищенская) обеспеченность – в случаях снижения обеспеченности ниже 70% от уровня потребления по физиологическим нормам.
Исследователи продовольственной обеспеченности населения России в своем большинстве едины во мнении, что сокращение потребления продовольствия в России представляет опасность для здоровья и выживания нации. Значительная часть населения находится за чертой бедности и не может питаться по физиологическим нормам. Из-за неполноценного питания отдельных социальных групп населения в стране растут заболеваемость и смертность, ухудшаются антропологические показатели здоровья детей.
Большинство населения России страдает из-за нарушения структуры пищевого рациона, обусловленного недостаточным потреблением полноценных белков, витаминов, необходимых микроэлементов. Среднее энергетическое содержание по калорийности потребляемых продуктов питания снизилось с 3420 ккал. в сутки в 1990 г. до 2306 ккал. в 1997 г. и до 2200 ккал. в 2004 г., что значительно ниже уровня, установленного Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО).
Исходя из минимальной, принятой для расчетов в стране потребительской корзины, 21% всего населения страны находится за чертой бедности. Их продовольственная обеспеченность оценивается как критическая и требует кардинальных решений от всех административных структур страны, регионов. Потребление наиболее ценных продуктов питания населением России существенно сократилось.
Снижение потребления основных продуктов питания населением сопровождается падением объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Спад производства сельскохозяйственной продукции поставил страну в продовольственную зависимость от других стран. В настоящее время сложившийся уровень питания россиян в значительной мере обеспечивается импортом. Доля продаж импортных товаров устойчиво находится на уровне 40-50 процентов от всех продаж. При этом в крупных городах – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск доля импортных товаров достигла 75-80%. Москва, например, закупает мяса за границей более 90 процентов.
Импортное продовольствие Россия оплачивает, главным образом, за счет средств от продажи нефти и газа. Такое положение является ненадежным. Цены на энергоресурсы не гарантированы от падения. В то же время увеличить или сохранить даже сегодняшние низкие темпы роста производства продукции будет крайне сложно из-за истощения и значительного сокращения сельскохозяйственных угодий, изношенности машинно-тракторного парка, тяжелого финансового состояния и низкой инвестиционной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Продовольственная безопасность – важнейшая составляющая общей экономической безопасности и находится в прямой зависимости от нее. Экономическая безопасность как категория выражает комплекс экономических отношений, определяющих состояние экономики страны, ее способность динамично развиваться, иметь необходимые объемы ВВП и национального дохода для обеспечения расширенного воспроизводства, повышения жизненного уровня населения, минимизации инфляции и безработицы, гарантированных расчетов по внутренним и внешним долгам без ущерба для эффективного функционирования экономики страны.
Принципиально важно, с научной и практической точек зрения, выявить содержание категорий: продовольственное обеспечение, продовольственная обеспеченность, доступность продовольствия потребителю, продовольственная независимость, продовольственная доступность, продовольственный кризис. Производственные отношения, выражаемые данными категориями, необходимо рассматривать на макро-, мезо- и микроуровнях.
Категория обеспечения продовольствием включает всю совокупность отношений воспроизводственного процесса: производство продовольствия, его распределение, обмен и потребление. Поэтому понятие обеспечения выражает организацию и регулирование комплекса отношений по формированию продовольственных ресурсов, производимых внутри страны и дополняемых импортом. Распределение продовольствия осуществляется между регионами и внутри регионов с учетом ресурсных возможностей производителей и поставщиков, потребностей рыночной конъюнктуры, создания необходимых резервов.
В обеспечении продовольствием существенную роль выполняет обмен. Он предполагает определенные объемы, ассортимент, доступность продовольствия потребителям в зависимости от цен и доходов населения. Организация обмена продовольствия собственного производства и импортного – вторая по значимости стадия после производства. Функционирование механизма обмена основывается на отношениях распределения и осуществляется рынком. Однако надежность и качество действия этого механизма зависит от деятельности всей иерархической системы управления по его организации, соответствующих мер регулирования и контроля. Состояние обмена – это важнейший индикатор, характеризующий сглаженность механизма продовольственного обеспечения.
Важнейшим условием гарантированности обеспечения является создание резервов продовольствия, способствующих нормальному наполнению рынка и стабильности цен. По нормам ФАО этот резерв должен составлять 10-12 % годовой потребности.
Организация и управление продовольственным обеспечением основываются на нормативно-правовой базе, на использовании системы количественных и качественных показателей, включающей объемы производства и импорта продовольствия, его структуры, показатели качества продовольствия, показатели развитости инфраструктуры – хранение, транспорт, торговая сеть, развитие маркетинговых технологий, которые предполагают исследование товара, потребителя, рынка.
Категория продовольственной обеспеченности выражает отношения, формирующие уровни обеспеченности населения продовольствием. Система экономических отношений продовольственной обеспеченности определяется всей системой экономических отношений страны.
Уровень обеспеченности продовольствием определяется сопоставлением общепринятых норм потребления продуктов питания в расчете на душу населения с фактическим количеством потребляемого продовольствия в том же измерении. В мировой статистике расчетов душевого потребления продовольствия приняты нормы рекомендуемые ФАО. Среднесуточное потребление продуктов по нормативам ФАО должно составлять 3000 ккал. Население, потребляющее 1520 ккал. в сутки, относится к голодающему, а 2150 – на грани голода.
Основные показатели уровня обеспеченности продовольствием – это калорийность реальных объемов продовольствия для суточного потребления в расчете на душу населения в сравнении с физиологическими нормами, показатели гарантированного поступления продовольствия из основных источников: собственное производство (показатели стабильности и роста производства); поступление извне, в частности, импорт (показатели объемов, надежность поставок и гарантии платежеспособности по импорту продовольствия).
Обеспечение и обеспеченность продовольствием населения страны, региона в значительной степени, но не полностью, характеризуют продовольственную безопасность.
Немаловажным в характеристике продовольственной проблемы является показатель, определяемый категорией доступности продовольствия для различных групп населения по размерам среднегодового дохода как в условиях стабильных цен на продовольствие, так и в случаях инфляционного роста.
Таким образом, продовольственная безопасность страны – это способность к самобеспечению продовольствием на предельно допустимом уровне, сверх которого обеспечение производится за счет импорта. Это организация государством производства и рынка продовольствия в интересах национального производителя, обеспечивающая потребление продовольствия населением на уровне физиологических норм и создание необходимых резервов.
Для определения продовольственной безопасности важно выделить порог самообеспечения страны продуктами питания за счет внутреннего производства.
Порог продовольственной безопасности – обеспечение продовольствием за счет собственного производства и импорта в состоянии равновесия. Порог продовольственной безопасности по общепринятому показателю импорта в объеме потребляемого продовольствия, по мнению академика А.А. Никонова, не должен превышать 10 – 15%. По другим источникам, в т.ч. зарубежным, он оценивается в 30 – 35%.
После этого уровня наступает предкризисное состояние продовольственной ситуации, когда собственное производство оказывается незначительным и возникает полная зависимость от импорта. Продовольственный кризис (катастрофа) – это наличие голода, естественная миграция и депопуляция населения.
Продовольственную безопасность следует классифицировать по четырем уровням:
1. Абсолютная продовольственная безопасность. Полное удовлетворение потребности в продовольствии собственным производством по объему и ассортименту для питания населения и для вывоза избытка за пределы страны, региона. Импорт используется для обогащения ассортимента продовольственных товаров.
2. Нормальная продовольственная безопасность, когда в объеме потребляемого продовольствия по физиологическим нормам собственное производство составляет не менее 75%.
3. Минимальная обеспеченность – это ее критический уровень. Он означает обеспеченность потребления собственным производством продовольствия на 70% от требуемого по физиологическим нормам питания.
4. Кризисный уровень или потеря продовольственной безопасности, когда в объеме потребляемого продовольствия импорт составляет 30 и более процентов.
Для оценки продовольственной безопасности используются следующие показатели:
1. Степень обеспечения собственным производством физиологического уровня потребления продовольствия. Она определяется как отношение среднедушевого суточного потребления в ккал. продукции собственного производства к физиологической норме. Показатель собственной продовольственной безопасности (СПБ) определяется по формуле:
Собственное продовольствие (ккал.)
СПБ = ____________________________________________________________∙ 100%. (23.5)
Физиологическая норма потребления (ккал.)
Общий показатель СПБ должен дополняться расчетом частных показателей по основным продуктам питания: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, сахар, яйца, картофель, овощи, рыба и морепродукты.
2. Соотношение продовольствия собственного производства в потребляемом объеме и импорта (ПБИ). Показатель рассчитывается по формуле:
Импорт продовольствия (ккал.)
ПБИ = _____________________________________________________________∙ 100%. (23.6)
Объем потребляемого продовольствия (ккал.)
Общий показатель ПБИ дополняется расчетами по основным видам продуктов питания.
3. Качественные показатели продовольственной безопасности, включающие показатели качества продукции собственного производства и импортного продовольствия.
Для решения проблемы продовольственной безопасности необходимы: во-первых, максимальная самообеспеченность продуктами питания; во-вторых, наличие средств для импорта недостающего продовольствия; в-третьих, современный организационно-экономический механизм доведения продовольствия до потребителя. Главным требованием продовольственной безопасности является обеспечение уровня потребления продовольствия по медицинским (физиологическим) нормам.
Предлагаемые показатели, уровни, коэффициенты для оценки и характеристики продовольственной безопасности достигают своей цели, но не имеют прямой связи с состоянием производства и положением национального производителя сельскохозяйственной продукции и продовольствия. От последнего в значительной степени зависит продовольственная безопасность на всех уровнях страны, региона, его административных образований.
Защита отечественного производителя сельскохозяйственной продукции и продовольствия – важнейшее условие обеспечения продовольственной безопасности, достижения высокого уровня самообеспечения населения региона продовольствием.
Государственная политика продовольственной безопасности включает четыре направления – продовольственное обеспечение, агропромышленное производство и внешнеторговые отношения, маркетинговые и информационные исследования.
Решение проблем продовольственной безопасности России зависит от усилий, как в общегосударственном масштабе, так и на уровне регионов. Развитие федеративных отношений, существенное разграничение полномочий между центром и субъектами РФ повышают роль и обязанность субъектов в решении проблемы продовольственной безопасности. Однако фундаментальной основой решения обозначенных задач региона является соответствующая законодательная база, общегосударственные программы развития сельского хозяйства, таможенная, налоговая и кредитная политика. Руководство этими процессами должны осуществлять федеральные власти.
- Тема 23. Аграрные отношения и теория земельной ренты. Аграрные реформы
- 23.1. Сущность и место аграрных отношений в системе экономических отношений
- 23.2. Генезис земельной ренты, ее виды и формы реализации. Цена земли
- 23.3. Агропромышленная интеграция и агропромышленный комплекс
- Классификация процессов специализации,
- Технологические процессы
- 23.4. Сущность, цели, направления аграрной реформы в России и противоречия ее реализации
- 23.5. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Пути преодоления диспаритета цен
- 23.6. Продовольственная безопасность: содержание, оценка и повышение уровня