4. Бюджет как инструмент государственного регулирования.
Среди финансовых методов, с помощью которых государство обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги. Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, – это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой.
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет- это специфический финансовый план, т.к. его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.
Центральное место в финансовой системе государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год
Бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемое с учетом гос. минимальных социальных стандартов. Это одна из важнейших хозяйственных функций гос-ва.
Цель бюджетного регулирования: поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.
Основа бюджетного регулирования: закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды. Средства из них тратятся на осуществление социальных, экономических программ, для покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий, которые могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через следующие функции:
распределительная – содержание бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основной объект бюджетного перераспределения – чистый доход. Современное понимание распределительной функции бюджета заключается в том, что вместо принципа командования она призвана реализовать принцип служения государства интересам общества.
контрольная – заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от розных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно "работают" в экономике прямые государственные инвестиции и др. При этом в бюджетном процессе "высвечиваются" слабые места, "болевые точки" в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики. Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.
фискальная – предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами, выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, т.к. фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходов базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг.
- 1. Система государственных финансов и ее роль в государственном управлении.
- Распределительная
- Перераспределительная
- 2. Финансовая система Российской Федерации: структура и механизм функционирования.
- 3. Бюджетная система Российской Федерации, принципы бюджетного устройства.
- 4. Бюджет как инструмент государственного регулирования.
- Бюджет как инструмент государственного регулирования
- 5. Система государственного финансового контроля.
- 5. Налоговая система и налоговая политика в рф
- 7. Денежно-кредитная политика, ее специфика в условиях экономического кризиса.
- 8. Бюджетная политика на разных уровнях управления.
- III. Основные цели и задачи бюджетной политики из бюджетного послания Президента рф о бюджетной политике 2012-2014 от 29.06.2011
- 9. Управление и финансирование целевых программ на разных уровнях управления.
- 10. Нацпроекты, их специфика в решении проблем социально-экономического развития рф.
- 1 1.Центральный банк рф: его статус, функции и специфические задачи.
- Банки как общественный институт и их роль в рыночной экономике.
- 13. Государственный кредит и организация управление государственным долгом.
- 14. Цели, организация, методы и практика антимонопольного регулирования в рф.
- 2. Регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией.
- 15. Внебюджетные фонды и их роль в реализации социально-экономической политики.
- 1)Социальные:
- 2)Экономические: