2.4 Компенсационные таможенные пошлины
Как и в случае со специальной и антидемпинговой пошлиной, основное направление развития российского законодательства о компенсационной пошлине состоит в максимальном сближении с общепризнанными международными стандартами, установленными ГАТТ-ВТО. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам развивает и уточняет ряд положений ГАТТ и входит в состав смежных с ГАТТ многосторонних торговых договоров и соглашений. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам дает стандартное определение субсидии — понятия, которое является ключевым в определении компенсационной пошлины. Под субсидией, по определению ГАТТ-ВТО, понимаются: 1) любое государственное финансовое воздействие, например: — прямой перевод государством денежных средств организации; — принятие государством обязательств в связи с переводом денежных средств (например, гарантии по займам); — предоставление налоговых льгот и существующий в иных формах отказ от взимания причитающихся государству платежей; 2) любая форма государственной поддержки цен (доходов, результатом которой является увеличение экспорта какого-либо товара с его территории либо сокращение объемов импорта какого-либо товара на его территорию, например поддержание нерыночных цен на электроэнергию, нефть, газ и т.д.); 3) любая разновидность льгот, являющихся формой государственного финансового содействия либо государственной поддержки доходов и цен. В соответствии с нормами Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ГАТТ-ВТО все виды субсидий могут быть разделены на три большие группы: 1) «красные» субсидии — субсидии, которые являются запрещенными; 2) «желтые» субсидии — субсидии, дающие повод для разбирательства в связи с применением компенсационных мер; 3) «зеленые» субсидии — субсидии, не дающие повода для разбирательства по поводу применения компенсационных мер. Запрещенные ( «красные») субсидии — это всегда субсидии специфические, то есть субсидии, доступ к которым ограничен конкретной организацией. При этом, предоставляя «красные» субсидии, субсидирующий орган не устанавливает объективных критериев и условий субсидирования, при выполнении которых субсидия выдается автоматически. «Желтые» (дающие повод для разбирательства) субсидии, оказывающие неблагоприятное воздействие на государство — члена ГАТТ-ВТО, то есть наносящие ущерб его национальной экономике, или аннулирующие или уменьшающие выгоды, извлеченные им из ГАТТ, или серьезно ущемляющие его интересы как члена ГАТТ-ВТО. «Зеленые» (не дающие повода для разбирательства) субсидии — это неспецифические субсидии, а также некоторые виды специфических субсидий — помощь, оказываемая неблагополучным районам, помощь, предоставляемая на исследовательские работы, и т.д. Действующее российское законодательство восприняло общепринятые в мировой практике подходы к применению компенсационных пошлин и иных компенсационных мер. В Российской Федерации компенсационная пошлина может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам проведенного Минэкономразвития России расследования будет установлено, что импорт такого товара причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Для определения размера компенсационной пошлины, вводимой в целях нейтрализации воздействия субсидируемого импорта товара, осуществляется расчет размера субсидии на единицу товара (тонну, кубический метр, штуку и др.), ввезенного в Российскую Федерацию. Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 13 октября 2004 года N 546). Если при определении антидемпинговой пошлины ключевым понятием является демпинговый импорт, то в случае с компенсационной пошлиной таким понятием является специфическая субсидия иностранного государства. Решение о введении компенсационной пошлины может быть принято в течение срока действия специфической субсидии иностранного государства. При этом ставка компенсационной пошлины не должна превышать размера специфической субсидии иностранного государства, рассчитанного на единицу субсидируемого и экспортируемого товара. При этом если субсидии предоставляются в соответствии с различными программами, учитывается их совокупный размер. Компенсационная пошлина применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта. Максимальный срок ее действия не должен превышать пяти лет со дня начала применения пошлины или со дня ее последнего пересмотра. Примеры применения компенсационных пошлин в российской практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются немногочисленными [24].
Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года N 791 "О защите экономических интересов российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций" на период до 14 августа 2007 года установлена компенсационная пошлина на прутки для армирования железобетонных конструкций, происходящие с Украины и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Во исполнение названного Постановления Правительства РФ был принят Приказ ФТС России от 19 января 2006 года N 26, в соответствии с которым таможенным органам предписывается с 23 января 2006 года по 13 августа 2007 года включительно взимать компенсационную пошлину на указанный товар в размере 21% таможенной стоимости [25]. Компенсационная пошлина, как и все остальные виды особых пошлин, нацелена на осуществление функции защиты российской экономики и отечественного производителя и не преследует фискальных целей. Иными словами, устанавливая компенсационную пошлину, государство не рассчитывает пополнить доходную часть своего бюджета, но стремится обеспечить основную, защитную функцию нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. А потому ставка компенсационной пошлины может быть меньше, чем размер специфической субсидии иностранного государства, если такая ставка является достаточной для устранения ущерба отрасли российской экономики. Отмеченное обстоятельство является еще одним аргументом, подтверждающим «штрафную» природу защитных мер, отличающую их от инструментов таможенно-тарифного регулирования — ввозных и вывозных таможенных пошлин [24].
Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ внесло в правительство проект постановления, предусматривающего введение таможенной пошлины в размере 8,1% от таможенной стоимости белого сахара, но не менее 39,5 долл. за тонну сроком на три года. Данная мера - результат проведенного МЭРТ РФ компенсационного расследования в отношении импорта белого сахара из Белоруссии. Расследование по импорту белого сахара из Белоруссии было начато 20 сентября 2005г. и проводилось по заявлению Союза сахаропроизводителей России, на долю участников которого приходится 80,6% от общего объема производства сахара в РФ. Заявитель предоставил данные, в соответствии с которыми в результате импорта сахара из Белоруссии производство российского сахара резко сократилось (в 2004г. упало на 21,3% по сравнению с 2002г.), а доля отечественных производителей - с 92,5% в 2002г. до 88,8% в 2004г. на фоне увеличения импортных поставок из Белоруссии на 32%. Импортные цены на сахар из Белоруссии в 2004г. были ниже российских цен на 10,3%. Доля белорусского сахара на российском рынке увеличилась с 5% до 7,6%.Поставки из Белоруссии в 2002-2004гг. составляли в среднем 67,6% от общего объема поставок сахара в Россию [26].
- 1 Таможенная пошлина: экономическое содержание, виды и функции
- 2 Особые таможенные пошлины в практике таможенного регулирования Российской Федерации
- 2.1 Особые таможенные пошлины: общая характеристика
- 2.2 Специальные таможенные пошлины
- 2.3 Антидемпинговые таможенные пошлины
- 2.4 Компенсационные таможенные пошлины
- 3 Особые таможенные пошлины в условиях Таможенного Союза: нормативно- правовая база, порядок и опыт применения
- Расследования, проводимые на единой таможенной территории Таможенного союза