2.2 Специальные таможенные пошлины
Согласно федеральному закону Российской Федерации № 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в случае причинения серьезного ущерба (или угрозы его причинения) соответствующим отраслям российской экономики и необходимости применения дополнительных протекционистских мер в отношении отдельных товаров возможно введение специальных защитных мер - антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин [8].
Специальные пошлины, взимаемые сверх ставок действующего таможенного тарифа неоднократно применялись по решению Правительства РФ в течение последних лет в отношении таких товаров как сахар-сырец, патока, карамель, крахмалы картофельный и кукурузный.
Следует иметь в виду, что специальные пошлины могут применяться как ответная мера в ответ на дискриминационные действия иностранных государств в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности. В 2004 году такие меры вводились в отношении отдельных товаров, ввозимых из Венгрии, в связи с количественным ограничением экспорта российских товаров. Зачастую даже намерение ввести специальные пошлины позволяет более эффективно решать проблемы, связанные с введением иностранными государствами дискриминационных ограничительных мер в отношении России, применение которых приводит к масштабным сокращениям российского экспорта по наиболее важным товарным группам на основных рынках сбыта [20, с. 73].
Российская практика использования специальной пошлины ориентируется на стандарты и требования, сложившиеся в системе ГАТТ-ВТО. В этой связи следует назвать Соглашение по защитным мерам, которое входит в состав смежных с ГАТТ многосторонних торговых договоров и является обязательным для всех членов ВТО. Оно уточняет и разъясняет порядок применения статьи XIX ГАТТ, в которой сформулирована оговорка, в соответствии с которой государство вправе приостановить свои обязательства по ГАТТ или аннулировать уступки. Право на защитную меру в соответствии с предписаниями ГАТТ-ВТО предоставляется в том случае, если будет установлено, что товар импортируется в таких возросших количествах, которые способны нанести ущерб отрасли национального производства, выпускающей подобные или аналогичные конкурирующие товары. При этом под серьезным ущербом понимается существенное общее ухудшение ситуации в соответствующей отрасли национальной экономики. При определении серьезного ущерба могут использоваться только те факты, которые имеют количественное измерение: — темпы роста импорта; — динамика объемов продаж; — изменение уровня производства; — динамика показателей занятости. В соответствии с Соглашением по защитным мерам допускается применение временных и обычных защитных мер. Временные защитные меры вводятся в тех случаях, когда имеются очевидные свидетельства того, что импорт нанес или угрожает нанести серьезный ущерб отечественным производителям подобных товаров. В качестве временных мер могут применяться только тарифные меры. Тарифная защита может быть усилена путем повышения действующей ставки таможенной пошлины либо путем установления временных специальных пошлин. Срок применения таких временных защитных мер не может превышать 200 дней. При этом если расследование, проводимое в период действия временных защитных мер, не установит наличия серьезного ущерба или угрозы серьезного ущерба, суммы, взысканные путем повышения тарифной защиты, должны быть возвращены незамедлительно. Обычные защитные меры могут применяться только после завершения расследования, проводимого уполномоченными органами; они могут применяться селективно, то есть в отношении ввозимых товаров в зависимости от страны происхождения. При этом члену ГАТТ-ВТО предоставляется право на свободный выбор конкретного вида защитных мер (специальная пошлина, количественные ограничения и др.). Срок применения защитных мер (в том числе специальных защитных пошлин) по правилам ГАТТ-ВТО не должен превышать четырех лет. В исключительных случаях он может продлеваться, однако в целом весь период действия защитных мер не может превышать восьми лет. Основным источником российского законодательства по вопросу применения специальных пошлин до конца 2003 года был Федеральный закон от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». С принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» соответствующие нормы закона 1998 года, регулирующие порядок применения специальных пошлин, утратили свою силу, за исключением нормы, содержащейся в части 5 статьи 6 Федерального закона от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ, в соответствии с которой специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар. Специальная пошлина может быть применена к импортируемому товару в случае, если по результатам специального расследования будет установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики. Специальная пошлина может быть применена к любому импортному товару, независимо от страны его происхождения. Не допускается применение специальной пошлины в отношении товаров, происходящих из развивающейся страны, пользующейся национальной системой преференций Российской Федерации, в случае если, во-первых, доля импорта данного товара из такой страны не превышает 3% общего объема импорта данного товара в Россию и, во-вторых, суммарная доля импорта данного товара из таких развивающихся стран не превышает 9% общего объема импорта данного товара в Россию. [24] Как уже отмечалось, специальная пошлина может быть применена в случае, если по результатам специально проведенного расследования будет установлено, что «импорт данного товара на таможенную территорию РФ осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства или потребления в РФ непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики» (ст. 6 Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»). Таким образом, ключевым моментом в процедуре расследования является установление факта причинения импортом данного товара в данных количествах«серьезного ущерба» или «угрозы причинения серьезного ущерба» конкретной отрасли российской экономики. В целях установления вышеуказанного факта Минпромторг РФ (раньше Минэкономразвития) оценивает объективные факторы, которые могут быть выражены в количественных показателях и оказывают воздействие на экономическое положение отрасли российской экономики: а) темпы и объем прироста импорта товара, являющегося объектом расследования, на таможенную территорию Российской Федерации в абсолютных и относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара; б) уровень цен на импортный товар, являющийся объектом расследования, по сравнению с ценой непосредственно конкурирующего товара, производимого в Российской Федерации; в) изменение объема продажи непосредственно конкурирующего товара, производимого в РФ, на рынке РФ; г) изменение объема производства непосредственно конкурирующего товара, производительности, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в отрасли российской экономики; д) долю импортного товара, являющегося объектом расследования, в общем объеме продажи на рынке Российской Федерации данного товара и непосредственно конкурирующего товара. Серьезный ущерб отрасли российской экономики или угроза причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики вследствие возросшего импорта должны устанавливаться на основе результатов анализа всех доказательств и сведений, относящихся к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования. Специальная пошлина применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям. Срок действия специальной пошлины по российскому законодательству, как и по правилам ГАТТ-ВТО, не должен превышать четырех лет. При этом максимальный четырехлетний срок действия специальной пошлины может быть продлен по решению Правительства РФ, если по результатам повторного расследования будет установлено, что для устранения серьезного ущерба или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики необходимо продление срока действия специальной защитной меры и имеются доказательства того, что соответствующей отраслью российской экономики принимаются меры, способствующие адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим условиям. Однако в любом случае общий срок действия специальной защитной меры, включая срок, на который продлевается ее действие, не должен превышать восьми лет. Практика применения специальных пошлин в Российской Федерации сравнительно небогата. Специальной пошлиной облагался сахар белый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.1998 N 1294 и Приказом ГТК России от 13.11.1998 N 768. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 N 209«О мерах по защите российских производителей крахмало-паточной продукции» с 17 апреля 2000 года по 17 октября 2002 года применялась специальная пошлина на крахмальную патоку, ввозимую на российскую таможенную территорию, в размере 16% таможенной стоимости, но не менее 0, 07 евро за 1 кг (за исключением крахмальной патоки, происходящей из государств — участников Таможенного союза). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2000 года N 241 «О временных мерах по защите российского свеклосахарного комплекса» с 30 апреля по 14 июня 2000 года применялась временная специальная пошлина на сахар-сырец тростниковый, ввозимый на российскую таможенную территорию, в размере 10% таможенной стоимости [24]. В настоящий момент, например, взимаются специальные пошлины на шариковые подшипники (с 27 января 2004 года по 26 января 2007 года). Специальная пошлина на эти товары взимается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2003 года № 778 и Приказом ГТК России от 26 января 2004 года № 86 [24]. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2011г.№ 645 введена сроком на 3 года специальная пошлина на угли активированные, ввозимые на территорию Российской Федерации, классифицируемые кодом ТН ВЭД ТС 3802 10 000 0, в размере 0,45 доллара США за 1 килограмм. [27]
- 1 Таможенная пошлина: экономическое содержание, виды и функции
- 2 Особые таможенные пошлины в практике таможенного регулирования Российской Федерации
- 2.1 Особые таможенные пошлины: общая характеристика
- 2.2 Специальные таможенные пошлины
- 2.3 Антидемпинговые таможенные пошлины
- 2.4 Компенсационные таможенные пошлины
- 3 Особые таможенные пошлины в условиях Таможенного Союза: нормативно- правовая база, порядок и опыт применения
- Расследования, проводимые на единой таможенной территории Таможенного союза