2.1 Особые таможенные пошлины: общая характеристика
В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины [16, c. 346]. (Приложение Б).
В России вопросы применения защитных мер регулируются Федеральным законом от 08.12 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», который разрабатывался исходя из требований ВТО и заменил первый законодательный акт в этой области - Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «Об экономических интересах Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».
Дополнительным подзаконным актом в области расчета размера субсидии является постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров» [18, с. 5].
Специальная пошлина — это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. При этом специальная защитная мера — это мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию, которая применяется посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.
Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза - товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб российским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении России со стороны других государств или их союзов. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 — 2009 годах» (в редакции от 5 мая 2007 г.).
Антидемпинговая пошлина — это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины. При этом антидемпинговая мера — это мера по противодействию демпинговому импорту (т.е. импорту товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара), которая применяется; посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по демпинговым ценам, т.е. когда экспорт таких товаров и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.
Компенсационная пошлина — это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. При этом компенсационная мера - это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, принимаемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером. Компенсационные пошлины, как уже отмечено, применяются к ввозимым на таможенную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные, субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, — к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну) [16, с. 346-347].
В соответствии с Федеральным законом меры защиты внутреннего рынка могут быть введены только в результате расследования, в ходе которого орган, проводящий такие расследования, установит наличие условий для применения мер защиты внутреннего рынка. В России таким органом расследования являлось Министерство экономического развития и торговли. Расследование, по итогам которого могут быть введены меры защиты внутреннего рынка, может быть начато по заявлению российских производителей, производящих не менее половины от объема производства данного товара в России.
Федеральный закон предусматривает возможность введения в качестве специальных защитных мер специальных пошлин или квот на импорт товаров. По итогам антидемпинговых и компенсационных расследований могут быть введены соответственно антидемпинговые или компенсационные пошлины или приняты обязательства.
Пошлина, которая применяется при введении мер защиты внутреннего рынка, взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины и сверх ее ставки. Решение о введении мер защиты внутреннего рынка принимается Правительством Российской Федерации.
На практике меры защиты внутреннего рынка становятся заметным инструментом регулирования внешней торговли в России. Существует ряд причин, обуславливающих «выгодность» мер защиты внутреннего рынка для российских производителей по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка - это достаточно подробно прописанная правовая процедура, т.е. при определенных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту Во-вторых, эти инструменты активно используются в международной практике и признаны в ВТО. В-третьих, в отличие от обычных таможенных пошлин специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в отношении товаров, происходящих из СНГ, в отношении которых действует беспошлинный режим свободной торговли.
Меры защиты внутреннего рынка все активнее используются отечественными производителями для защиты от импорта. С момента принятия в России законодательства о мерах защиты внутреннего рынка в 1998 году их было принято 15 (9 - специальных защитных, 4 - антидемпинговых и 2 компенсационных). При этом большинство мер было введено в последние годы. Только в 2005 году и первом полугодии 2006 года были введены 7 мер. Кроме того, в ходе расследований было применено 7 предварительных, что позволяет обеспечить более эффективную и быструю защиту для производителей [18, с. 5]. В качестве примера применения предварительных защитных пошлин можно привести Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года N 137 «О временных мерах по защите свеклосахарного комплекса», в соответствии с которым устанавливалась временная специальная пошлина на свеклосахарное сырье сроком на 180 дней в размере 45% от таможенной стоимости, но не менее 0, 2 евро за 1 кг сухого вещества [24].
Большинство из в веденных в России мер защиты внутреннего рынка - это специальные защитные меры. Обусловлен такой факт в первую очередь тем, что для российских производителей проще собрать необходимую для начала расследования информацию, так как нет необходимости получать данные о ценах на товар на иностранных рынках или о субсидиях, которые получают иностранные производители от своих государств. Кроме того, в случае введения специальных защитных мер (в отличие от антидемпинговых или компенсационных), действие такой меры будет затрагивать поставки товара из всех стран, а не только из тех, в отношении которых будет доказано наличие демпингового или субсидируемого импорта.
. Причинами перехода от специальных защитных мер к антидемпинговым и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер, во-первых, их срок ограничен, во-вторых, доказательства ущерба - серьезнее, в-третьих, антидемпинговые и компенсационные меры приводят, как правило, к вытеснению импорта, в-четвертых, в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредвиденных обстоятельств, и с российских производителей берется своего рода обязательство выполнения плана по адаптации. Кроме того, необходимо отметить, что как в российской, так и в международной практике проще бороться с поставками из одной или нескольких стран, чем с импортом в целом. В случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем их уровень составляет 15-20 процентов, однако в отношении некоторых товаров и производителей вводятся пошлины и в 50 процентов. Кроме того, степень ущерба российским производителям, которую достаточно доказать для целей введения антидемпинговых и компенсационных мер, существенно ниже, чем для целей специальных защитных мер. Для таковых ущерб должен быть серьезным, а для антидемпинговых и компенсационных достаточно и материального ущерба [18, с.6].
На сегодняшний день, в соответствии с ТК ТС п.2 ст.70 Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов ТС и (или) законодательством государств – членов ТС и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. [1]
- 1 Таможенная пошлина: экономическое содержание, виды и функции
- 2 Особые таможенные пошлины в практике таможенного регулирования Российской Федерации
- 2.1 Особые таможенные пошлины: общая характеристика
- 2.2 Специальные таможенные пошлины
- 2.3 Антидемпинговые таможенные пошлины
- 2.4 Компенсационные таможенные пошлины
- 3 Особые таможенные пошлины в условиях Таможенного Союза: нормативно- правовая база, порядок и опыт применения
- Расследования, проводимые на единой таможенной территории Таможенного союза