logo
особые там

2.1 Особые таможенные пошлины: общая характеристика

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины [16, c. 346]. (Приложение Б).

В России вопросы применения защит­ных мер регулируются Федеральным законом от 08.12 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпин­говых и компенсационных мерах при импорте товаров», который разраба­тывался исходя из требований ВТО и заменил первый законодательный акт в этой области - Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «Об эко­номических интересах Российской Фе­дерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Дополнительным подзаконным актом в области расчета размера субсидии является постановление Правительс­тва Российской Федерации от 13 ок­тября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфичес­кой субсидии иностранного государс­тва (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу неко­торых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров» [18, с. 5].

Специальная пошлина — это пошлина, которая приме­няется при введении специальной защитной меры и взима­ется таможенными органами независимо от взимания ввоз­ной таможенной пошлины. При этом специальная защитная мера — это мера по ограничению возросшего импорта на та­моженную территорию, которая при­меняется посредством введе­ния импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза - товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб россий­ским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отноше­нии России со стороны других государств или их союзов. В качестве примера можно привести Постановление Прави­тельства РФ от 5 декабря 2005 г. № 732 «Об импорте говя­дины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 — 2009 го­дах» (в редакции от 5 мая 2007 г.).

Антидемпинговая пошлина — это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взима­ется таможенными органами неза­висимо от ввозной таможенной пошлины. При этом анти­демпинговая мера — это мера по противодействию демпин­говому импорту (т.е. импорту то­вара по цене ниже нормальной стоимости такого товара), которая применяется; посред­ством введения антидемпинговой пошлины, в том числе пред­варительной антидемпинговой пошлины, или одобрения це­новых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по дем­пинговым ценам, т.е. когда экспорт таких товаров и их реа­лизация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационная пошлина — это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взи­мается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. При этом компенсационная мера - это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государ­ства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, принимаемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностран­ных государств) или экспортером. Компенсационные пошлины, как уже отмечено, приме­няются к ввозимым на таможенную территорию России то­варам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные, субсидии. Необ­ходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, — к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну) [16, с. 346-347].

В соответствии с Федеральным зако­ном меры защиты внутреннего рынка могут быть введены только в результа­те расследования, в ходе которого ор­ган, проводящий такие расследования, установит наличие условий для приме­нения мер защиты внутреннего рынка. В России таким органом расследования являлось Министерство экономическо­го развития и торговли. Расследование, по итогам которого могут быть введены меры защиты внутреннего рынка, мо­жет быть начато по заявлению россий­ских производителей, производящих не менее половины от объема производс­тва данного товара в России.

Федеральный закон предусматривает возможность введения в качестве спе­циальных защитных мер специальных пошлин или квот на импорт товаров. По итогам антидемпинговых и компенсационных расследований могут быть введены соответственно антидемпин­говые или компенсационные пошлины или приняты обязательства.

Пошлина, которая применяется при введении мер защиты внутреннего рын­ка, взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины и сверх ее став­ки. Решение о введении мер защиты внутреннего рынка принимается Пра­вительством Российской Федерации.

На практике меры защиты внутрен­него рынка становятся заметным инс­трументом регулирования внешней торговли в России. Существует ряд причин, обуславливающих «выгод­ность» мер защиты внутреннего рын­ка для российских производителей по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка - это до­статочно подробно прописанная пра­вовая процедура, т.е. при определен­ных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту Во-вторых, эти инстру­менты активно используются в меж­дународной практике и признаны в ВТО. В-третьих, в отличие от обычных таможенных пошлин специальные, ан­тидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в отношении товаров, происходящих из СНГ, в отно­шении которых действует беспошлин­ный режим свободной торговли.

Меры защиты внутреннего рынка все активнее используются отечественны­ми производителями для защиты от импорта. С момента принятия в Рос­сии законодательства о мерах защи­ты внутреннего рынка в 1998 году их было принято 15 (9 - специальных за­щитных, 4 - антидемпинговых и 2 ком­пенсационных). При этом большинство мер было введено в последние годы. Только в 2005 году и первом полугодии 2006 года были введены 7 мер. Кроме того, в ходе расследований было применено 7 предварительных, что позволяет обеспечить более эффективную и быструю защиту для производителей [18, с. 5]. В качестве примера применения предварительных защитных пошлин можно привести Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года N 137 «О временных мерах по защите свеклосахарного комплекса», в соответствии с которым устанавливалась временная специальная пошлина на свеклосахарное сырье сроком на 180 дней в размере 45% от таможенной стоимости, но не менее 0, 2 евро за 1 кг сухого вещества [24].

Большинство из в веденных в России мер защиты внутреннего рынка - это специальные защитные меры. Обусловлен такой факт в первую очередь тем, что для российских производителей проще собрать необходимую для начала расследования информацию, так как нет необходимости получать данные о ценах на товар на иностранных рынках или о субсидиях, которые получают иностранные производители от своих государств. Кроме того, в случае введения специальных защитных мер (в отличие от антидемпинговых или компенсационных), действие такой меры будет затрагивать поставки товара из всех стран, а не только из тех, в отношении которых будет доказано наличие демпингового или субсидируемого импорта.

. Причинами перехода от специальных защитных мер к ан­тидемпинговым и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер, во-первых, их срок ог­раничен, во-вторых, доказательства ущерба - серьезнее, в-третьих, ан­тидемпинговые и компенсационные меры приводят, как правило, к вы­теснению импорта, в-четвертых, в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредви­денных обстоятельств, и с российских производителей берется своего рода обязательство выполнения плана по адаптации. Кроме того, необходимо отметить, что как в российской, так и в международной практике проще бороться с поставками из одной или нескольких стран, чем с импортом в целом. В случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем их уровень составляет 15-20 процентов, однако в отношении неко­торых товаров и производителей вво­дятся пошлины и в 50 процентов. Кро­ме того, степень ущерба российским производителям, которую достаточно доказать для целей введения анти­демпинговых и компенсационных мер, существенно ниже, чем для целей спе­циальных защитных мер. Для таковых ущерб должен быть серьезным, а для антидемпинговых и компенсационных достаточно и материального ущерба [18, с.6].

На сегодняшний день, в соответствии с ТК ТС п.2 ст.70 Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов ТС и (или) законодательством государств – членов ТС и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. [1]