20.2. Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы рф.
Бюджет исполняется специальными субъектами – участниками бюджетных правоотношений: главными распорядителями бюджетных средств; распорядителями бюджетных средств; получателями бюджетных средств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (все федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы и агентства), законодательные и судебные органы РФ, прокуратура РФ, Счетная палата РФ, ЦИК РФ).
Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета.
Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Исполнить бюджет – обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.
В большинстве стран мира исполнение бюджетов осуществляется одним из следующих способов:
1) кредитно-банковский;
2) казначейский;
3) казначейско-банковский.
В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов (ст.215 БК РФ). Организация исполнения бюджетов, управления счетами бюджетов и бюджетными средствами возложены на органы исполнительной власти. Указанные органы выступают кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечиваются соответственно Правительством РФ, исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются казначейским способом на основе принципа единства кассы (зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, производимых за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ).
Исполнение всех бюджетов осуществляется по доходам и по расходам.
Исполнение бюджетов по доходам включает:
1) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
2) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
4) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
По расходам бюджеты исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете с соблюдением последовательных процедур санкционирования и финансирования.
Санкционирование исключает принятие к финансированию расходов, не утвержденных законом (решением) о бюджете.
Основные этапы санкционирования:
1) Составление и утверждение бюджетной росписи.
Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета (в течение 10 дней со дня утверждения бюджета).
На основании бюджетных росписей орган, ответственный за проект бюджета, составляет сводную бюджетную роспись, которая направляется в орган, исполняющий бюджет.
2) Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям.
3) Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств.
Бюджетное обязательство – признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.
4) Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств. Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов.
5) Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Финансирование заключается в непосредственном расходовании денежных средств (путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства). Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.
Финансирование включает:
1) разрешение на осуществление платежа;
2) осуществление платежа.
Расходы бюджета могут сокращаться в случае снижения объем поступлений дохода бюджета (это приводит к неполному финансированию расходов):
1) при сокращении расходов бюджета менее чем на 10% исполнительный орган власти или местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим;
2) при сокращении расходов бюджета более чем на 10% орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете (если в течение 15 дней законодательный орган не принимает этот закон, исполнительный орган имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета до принятия закона).
Блокировка расходов бюджета – сокращение лимитов бюджетных обязательств или отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств при наступлении определенных условий (защита бюджетных средств при исполнении бюджета -–осуществляется по решению руководителя финансового органа).
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета (без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете).
Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов (ст.240 БК РФ).
Финансовый год завершается 31 декабря. Прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств (принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается). Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря (до 31 декабря оно должно оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства).
Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.
После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
- Билет № 1
- 1.1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном значении. Особенности финансов как группы общественных отношений. Их функции.
- Фз «о банках и банковской деятельности» от 02.12.1990
- Билет № 2
- 2.1. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.
- 2.2. Правовой режим валютных операции в рф между
- Билет № 3
- 3.1. Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной.
- 3.2. Налоговые правоотношения (нпо): понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы и краткая характеристика.
- Билет № 4
- 4.1. Министерство финансов рф: понятие, задачи, основные функции и полномочия.
- 4.2. Организация безналичного оборота в стране. Виды
- Билет № 5
- 5.1. Федеральная налоговая служба: понятие, задачи,
- 5.2. Бюджетная классификация: понятие, состав, краткая характеристика. Роль в организации (упорядочении) бюджетной системы.
- Билет № 6
- 6.1. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, структура, основания классификации.
- 6.2. Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы.
- Билет № 7
- 7.1. Система финансового права: понятие, структура, краткая характеристика ее элементов.
- 7.2. Источники налогового права: понятие, основания классификации. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, структура, место в системе источников налогового права.
- 8.1. Понятие финансового права (фп). Особенности предмета и метода правового регулирования.
- Билет № 9
- 9.1. Место финансового права в системе Российского права, соотношение его с другими отраслями права.
- 9.2. Федеральная служба страхового надзора (фссн): понятие, задачи, основные полномочия.
- Билет № 10
- 10.1. Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм.
- 10.2. Понятие налогового правонарушения. Формы вины. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
- Билет № 11
- 11.1. Полномочия Федерального собрания, Правительства, Федеральной службы финансового, бюджетного надзора в области контроля.
- Постановление
- III. Организация деятельности
- 11.2. Понятие денежной системы рф. Правовые основы и принципы организации денежного обращения.
- Билет № 12
- 12.1. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения.
- 12.2. Система налогов и сборов: понятие, состав, основания и значение их классификации. Направления ее совершенствования.
- Билет № 13
- 13.1. Понятие бюджетного права, его место в системе финансового права. Связь с другими институтами финансового права и отраслями Российского права.
- 13.2. Характеристика порядка взимания налога на доходы физических лиц (круг плательщиков, объекты обложения, налоговый период, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты).
- Билет № 14
- 14.1. Банковская система рф: понятие, состав, структура. Банки и небанковские кредитные организации. Особенности современного состояния банковской системы. Пути ее совершенствования.
- 14.2. Понятие бюджетного процесса, его стадии и принципы. Краткая характеристика последних.
- Билет № 15
- 15.1. Понятие финансового контроля как предметы финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования.
- Фк подразделяется по форме проведения:
- 15.2. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета рф.
- Билет № 16
- 16.1. Виды, формы и методы финансового контроля.
- Фк подразделяется по форме проведения:
- 16.2. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты бюджетных правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика.
- Билет № 17
- 17.1. Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления.
- 17.2. Понятие валюты, валютных ценностей, валютных операций в валютном законодательстве рф.
- Билет № 18
- 18.1. Понятие внебюджетных фондов как звена финансовой системы рф. Бюджетно-правовое положение государственных внебюджетных фондов по бк рф.
- Фонд развития исполнительного производства (фрип)
- Целевые фонды
- 18.2. Счетная палата рф: понятие, задачи, основные полномочия.
- Билет № 19
- 19.1. Финансовая система рф как экономическая категория: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (институтов).
- 19.2. Понятие налога, сбора. Их функции. Принципы установления и взимания.
- Билет № 20
- 20.1. Конституционные основы финансовой деятельности рф.
- 20.2. Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы рф.
- Билет № 21
- 21.1. Правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства: понятие, краткая характеристика.
- 21.2. Задачи и полномочия Банка России по регулированию и деятельности кредитных организаций.
- Билет № 22
- 22.1. Банк России: особенности правового положения, основные задачи, функции. Роль в реализации в финансовой политики государства.
- 22.2. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы рф: необходимость, понятие, правовые основы, методы.
- Билет № 23
- 23.1. Бюджетная система рф: понятие, состав, структура, принципы построения.
- 23.2. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение.
- Билет № 24
- 24.1. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные (собственные) и консолидированные. Их виды и назначение.
- 24.2. Правила оборота наличных денег в стране. Денежная единица, ее носители, порядок выпуска денежных знаков нового образца и порядок замены на них ранее выпущенных денежных знаков.
- Билет № 25
- 25.1. Федеральное казначейство: понятие, задачи, функции, полномочия.
- 25.2. Принцип валютного регулирования валютного регулирования и валютного контроля.
- Билет № 26
- 26.1. Перечень и правовой режим фондов федерального бюджета – источников финансовой помощи субъектам федерации.
- 26.2. Органы валютного регулирования и их полномочия по регулированию валютных операций.
- Билет № 28
- 28.1. Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах (общая характеристика).
- 28.2. Бюджетные права субъектов рф и муниципальных образований.
- Билет № 29
- 29.1. Финансовое право как наука.
- 29.2. Характеристика порядка взимания налога на добавленную стоимость.
- Билет № 30
- 31.1. Понятие валютного контроля. Правовой статус органов и агентов валютного контроля.
- 30.2. Акцизы, характеристика порядка взимания.
- Билет № 3 1
- 31.1. Аудит: понятие, место в системе финансового
- 31.2. Характеристика порядка взимания налога на прибыль организаций.
- 32.2. Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекта налоговых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика прав и обязанностей.
- Билет № 33
- 33.2. Налог на имущество физических лиц.