40. Бюджетный процесс и исполнение бюджета
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
1. Составление проекта бюджета является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Правительство РФ также представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на предстоящий год, не консолидированных в федеральном бюджете. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в четырех чтениях.
3. Исполнение бюджета начинается после утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета – после подписания Президентом РФ). В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов.
Федеральное казначейство обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с российским законодательством. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.
4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.
Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган – Счетную палату РФ, которая участвует также и в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.
Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.
Продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям – более года; по третьей – 1 год (с января по 31 декабря); по четвертой – более полугода.
- Финансы: Шпаргалка
- 1. Сущность финансов
- 2. Функции финансов
- 3. Понятие финансовой системы
- 4. Роль финансов в воспроизводстве
- 5. Финансовый рынок
- 6. Финансовая политика государства
- 7. Финансовая политика предприятия
- 8. Управление финансами
- 9. Органы управления финансами
- 10. Автоматизированные системы управления финансами
- 11. Финансовое планирование
- 12. Финансовое прогнозирование
- 13. Финансовый контроль
- 14. Методы финансового контроля:
- 15. Виды финансового контроля
- 16. Финансы предприятий
- 17. Финансовые ресурсы предприятия
- 18. Инвестиционная деятельность предприятия
- 19. Финансы некоммерческой организации
- 20. Кредитная система страны
- 21. Финансы в страховании
- 22. Финансы предпринимателя
- 23. Экономическая сущность страхования
- 24. Основы организации страхования
- 25. Страховой рынок и участники страховых отношений
- 26. Выплата пособий по временной нетрудоспособности
- 27. Страхование от несчастных случаев
- 28. Обязательное медицинское страхование
- 29. Добровольное медицинское страхование (дмс)
- 30. Социальная поддержка безработных
- 31. Основные условия выплаты пособия по безработице
- 32. Трудовые и социальные пенсии
- 33. Негосударственное пенсионное страхование
- 34. Государственные и муниципальные финансы
- 35. Налоги
- 36. Сущность государственного бюджета
- 37. Доходы и расходы государственного бюджета
- 38. Бюджетное устройство
- 39. Межбюджетные отношения
- 40. Бюджетный процесс и исполнение бюджета
- 41. Государственный и муниципальный кредит
- 42. Займы и эммисия государственных ценных бумаг
- 43. Управление государственным долгом
- 44. Внебюджетные фонды и их признаки
- 45. Характеристика внебюджетных фондов
- 46. Влияние финансов на развитие производства
- 47. Воздействие финансов на жизненный уровень населения
- 48. Международные финансовые отношения
- 49. Валютные биржи
- 50. Международные кредитно-финансовые институты