logo search
1 часть учебника

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в рф

Инвестиционная деятельность в РФ регулируется как общим государственным и хозяйственным законодательством, так и системой специальных норматив­ных актов федерального и ведомственного уровней. Наиболее пол но формы и методы регулирования инвестиционной деятельности определены «Федераль­ном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

В соответствии с положениями данного Закона государственное регулиро­вание инвестиционной деятельности предусматривает реализацию трех основ­ных направлений.

1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельно­сти, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

• совершенствования системы налогов, механизма начисления амортиза­ции и использования амортизационных отчислений;

• установления субъектам инвестиционной деятельности специальных на­логовых режимов, не носящих индивидуального характера:

• защиты интересов инвесторов;

• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

• расширения использования средств населения и иных внебюджетных ис­точников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осу­ществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

• принятия антимонопольных мер:

• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

• развития финансового лизинга в Российской Федерации;

• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

• создания возможностей формирования субъектами инвестиционной дея­тельности собственных инвестиционных фондов.

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществля­емой в форме капитальных вложений, путем:

• разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными го­сударствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета:

• формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного пере­чня определяется Правительством Российской Федерации;

• размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета для фи­нансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюдже­те на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государствен­ной собственности соответствующей части акций создаваемого акционер­ного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответству­ющих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств феде­рального бюджета определяется Правительством Российской Федерации;

• проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации;

• зашиты российских организаций от поставок морально устаревших и ма- териалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

• разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

• выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

• вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

• предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

3. Использование иных форм государственного регулирования инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности не­зависимо от форм собственности:

• обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятель­ности;

• гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

• право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

• защиту капитальных вложений.

Важным аспектом государственной политики в области регулирования ин­вестиционной деятельности является защита капиталовложений. Согласно законодательству капитальные вложения могут быть:

• национализированы только при условии предварительного и равноцен­ного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвес­тиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации;

• реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

На уровне органов местного самоуправления регулирование инвестицион­ной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, преду­сматривает:

1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталь­ных вложений, путем: установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; защиты интересов инвесторов; предоставле­ния субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законода­тельству Российской Федерации льготных условий пользования землей и дру­гими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источ­ников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

2) прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности путем: разработки, утверждения и финансирования инвестици­онных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; разме­щения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в раз­мерах, определяемых нормативными правовыми актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности соответству­ющей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов. Порядок размещения на конкурс­ной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведения экс­пертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации; выпуска муниципальных займов в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, нахо­дящихся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответ­ствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности:

• обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятель­ности;

• гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

• стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.

Защита интересов и прав осуществляется также рядом общественных само­деятельных организаций. Наиболее известной из них является «Ассоциация по защите прав инвесторов» (АПИ), созданная в 2000 г. и объединяющая 27 юридических лиц, осуществляющих прямые и портфельные инвестиции (банки, инвестиционные компании, фонды и т.п.).