Дивидендная политика предприятия .
Дивиденд - стоимость активов акционерного общества, распределяемых среди держателей акций пропорционально числу их акций в счет чистой прибыли отчетного периода. Обычно сумма дивидендов не превышает суммы чистой прибыли за данный период.
Дивидендная политика -- политика компании в отношении выплаты дивидендов своим акционерам при неизменных решениях компании, касающихся вопросов инвестиций и займов.
еория существенности дивидендной политики или, как ее еще называют, «синицы в руках» Гордона и Линтнера. М. Гордон и Д. Линтнер пришли к выводу, что ожидаемая доходность акций увеличивается по мере снижения доли прибыли, идущей на выплату дивидендов, так как инвесторы более заинтересованы в дивидендных выплатах, нежели в доходах от прироста капитала, ожидаемого за счет нераспределенной прибыли. По теории «синицы в руках» рубль ожидаемых дивидендов стоит больше, чем рубль ожидаемого прироста капитала, поскольку эта компонента ожидаемой доходности является более рисковой по сравнению с дивидендной составляющей.
Основная модель оценки акций (модель Гордона):
(1)
где - теоретическая стоимость акции
- ожидаемый дивиденд очередного периода
- ожидаемая доходность (коэффициент дисконтирования)
- ожидаемый темп прироста дивидендов
Теория налоговой дифференциации Литценбергера и Рамасвами. Теория, основанная на налоговых эффектах, была предложена Р. Литценбергером и К. Рамасвами. В США до второй половины 80-х годов XX в. лишь 40% дохода от прироста капитала облагалось налогом. Инвесторам при 50%-й ставке подоходного налога приходилось платить в виде налогов 50% своих дивидендов и лишь 20% (0,40 * 50%) доходов от прироста капитала. До тех пор пока доход не реализован, акции не проданы, инвестор не обязан был платить налог. А поскольку доллар, уплаченный в будущем, стоит меньше, чем доллар, уплаченный сегодня, эта налоговая отсрочка обеспечивала определенное преимущество капитализации прибыли. По действующему в США налоговому законодательству оба вида дохода облагаются налогом, но ставка налога на доход от прироста капитала по-прежнему ниже, чем на доход в виде дивидендов. Согласно теории налоговой дифференциации Литценбергера и Рамасвами инвесторы отдают предпочтение акциям, общая доходность которых за период владения, исчисленная с учетом налогов, выше.
2. ТИПЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
На практике применение данных теорий воплощается в реализации одного из трех типов дивидендной политики: консервативной, умеренной (компромиссной), агрессивной.
1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, -- и рыночную стоимость акций. Проведение консервативной политики возможно в 2 вариантах:
А). Начисление дивидендов по остаточному признаку. В этом случае начисление дивидендов происходит только после того, как за счет прибыли сформирован объем собственных средств, достаточный для развития компании в предстоящем периоде. Плюсом такой политики является обеспечение высоких темпов развития акционерного общества и повышение его платежеспособности. Однако нестабильность размера дивидендных выплат, который зависит не только от размеров прибыли, но и от планов развития компании, может отпугнуть некоторых инвесторов. Такая политика выплаты дивидендов оптимальна на ранних стадиях жизненного цикла компании.
Б). Поддержание стабильного соотношения дивидендных выплат и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на основе установления долговременного норматива на потребляемую и капитализируемую часть прибыли. Это позволяет в некоторой степени повысить предсказуемость размеров выплат дивидендов (но трудности с прогнозом прибыли при этом сохраняются), что немаловажно для некоторых инвесторов, однако при необходимости наращивания капитала затрудняет рост компании. Данная политика наиболее эффективна при стабильной ситуации на финансовом рынке и при постоянных (или постоянно растущих) доходах компании.
2. Умеренная (компромиссная) политика начисления дивидендов, -- это политика, в соответствии с которой компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в выплате дивидендов и потребностей предприятия в наращивании капитала. Данный тип дивидендной политики также может проводиться в 2 вариантах:
А). Выплата постоянных сумм дивидендов. Существенно облегчает прогноз стоимости акций компании и доходов для инвесторов, однако при отсутствии прибыли может нанести ущерб эмитенту, а при росте прибыли - вызвать недовольство акционеров.
Б). Выплата стабильных сумм дивидендов с надбавкой при определенных условиях. Позволяет, с одной стороны, в какой-то степени гарантировать акционерам заранее известный минимальный уровень дохода, с другой, -- поощрять собственников в случае успешной работы компании или отсутствия необходимости расширения операций. В российских условиях, при стабильном финансовом состоянии предприятия, этот вид дивидендной политики возможно был бы наиболее приемлемым.
3. Агрессивная политика начисления дивидендов - предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов. В российских условиях такая политика наиболее актуальна для компаний, акционерами которых является большое количество физических лиц, при намерении разместить новую эмиссию этой категории инвесторов. Следует учесть, что резкое снижение размеров дивидендов может неблагоприятно отразиться на стоимости акций, “сигнализируя” об ухудшении ее показателей.
3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИВИДЕНДНУЮ ПОЛИТИКУ
В любой стране выплата дивидендов регулируется определенными нормативными актами. Так, например, в Российской Федерации основными нормативами являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об Акционерных обществах». Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общих тенденциях в отношении выплаты дивидендов.
Прежде всего, систематизируем факторы дивидендной политики, разделив их по месту возникновения на внешние и внутренние. К внешним можно отнести следующие группы факторов: требования законодательства; требования двусторонних соглашений и односторонних обязательств акционерного общества; макроэкономические факторы. К внутренним -- группы субъективных и объективных внутрифирменных факторов.
- Антикризисное управление на предприятие
- Антикризисное управление персоналом организации
- Принципы финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента
- Цели и задачи финансового менеджмента
- Финансовый механизм и его основные элементы
- Понятие и сущность финансового механизма
- Финансовый механизм делится на:
- Классификация финансового механизма
- Эффективность финансового механизма
- 1.2 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью
- Роль,цели,задачи и методы финансового планирования.
- 2.1 Общая концепция внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования на предприятии
- 2.2 Сущность, цели и этапы финансового планирования
- 2.3 Виды финансовых планов и их взаимосвязи в системе внутрифирменного планирования
- 2.4 Методы финансового планирования и прогнозирования
- Денежные потоки прибыли.
- 2. По видам хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами учета выделяют следующие виды денежных потоков:
- 3. По направленности движения денежных средств выделяют два основных вида денежных потоков:
- 4. По методу исчисления объема выделяют следующие виды денежных потоков предприятия:
- 5. По уровню достаточности объема выделяют следующие виды денежных потоков предприятия:
- 6. По методу оценки во времени выделяют следующие виды денежного потока:
- 7. По непрерывности формирования в рассматриваемом периоде различают следующие виды денежных потоков предприятия:
- 8. По стабильности временных интервалов формирования регулярные денежные потоки характеризуются следующими видами:
- 1.3 Основы анализа денежных потоков
- Банкротство предприятия . Z-счет альтмана
- 2. Банкротство как форма реструктуризации
- 3.2.Финансовая санация по решению арбитражного суда.
- 3.3.Санация путем реорганизации (реструктуризации).
- 4. Изменения в законе "о банкротстве".
- Сущность,функции и формы кредита.Кредит на предприятии
- 1. Принципы организации финансового анализа
- 1.2. Цели и методы финансового анализа
- Финансовая устойчивость
- Деловая активность
- Платежеспособность и ликвидность как показатели финансовой устойчивости предприятия
- 1.2. Анализ структуры источников предприятия.
- 1.3. Анализ активов предприятия.
- 1.4. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
- 1.5. Система критериев и методика оценки неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.
- 1 Бернстайн л.А. Анализ финансовой отчетности / Пер. С англ. М., 1997.
- Анализ прибыльности и рейтабильность деятельности предприятия
- 1.2 Понятие рентабельности
- 2.1 Анализ рентабельности продукции
- Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг.
- Дивидендная политика предприятия .
- 4. Виды дивидендных выплат и их источники