logo
Налог на добычу полезных ископаемых

1.1 История возникновения и развития НДПИ в РФ

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, которые устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории России.

Налог на добычу полезных ископаемых регулируется положениями главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых», введенной в действие Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ. Одновременно с его введением отменены существовавшие до 2002 г. плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат. Черник Д.Г., ред. учебник «Налоги и налогообложение» // М.: ЮНИТИ - С. 191-199.

До введения главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1.

Согласно абз.2 ст.39 закона «О недрах» при пользовании недрами осуществлялись следующие виды платежей:

1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

2) платежи за пользование недрами;

3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

4) акцизы. Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах»

Из вышеперечисленных платежей налоговыми являлись все, за исключением сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.

Платежи за пользование недрами - включала следующий перечень платежей:

- платежи за добычу полезных ископаемых;

- платежи за проведение поисковых и разведочных работ;

- платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений.

Инструкция "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" являлась основным документом по вопросу исчисления и уплаты платежей за пользование недрами. Платежи за недра при добыче исчислялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы. За добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь платежи взимались в двойном размере. В том случае, если налогоплательщик реализовал не собственно добытое полезное ископаемое, а продукты его передела, предусматривалась возможность применения понижающего коэффициента. Порядок распределения платежей между уровнями бюджетной системы так же зависел от вида полезного ископаемого. Письмо о порядке уплаты налога на добычу полезных ископаемых от 01 июля 2004 г. N 21-2-05/74@. Министерство по налогам и сборам РФ.

Платежи за пользование недрами взимались в виде разовых взносов и/или регулярных платежей в течение срока реализации права предоставленного недропользователям. Регулярные платежи рассчитывались как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых. Правительство РФ устанавливало критерии, определяющие порядок условия взимания платежей за пользование недрами по каждому месторождению в отдельности. При предоставлении лицензии на пользование недрами уточнялись окончательные размеры этих платежей. Вместе с тем, недропользователям при определенныx условиях предоставлялся достаточно широкий спектр льгот в виде освобождения от уплаты вышеуказанных платежей. Oтчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы направлялись на финансирование геологоразведочных работ в районах добычи полезных ископаемых. Федеральное Собрание РФ по представлению Правительства РФ устанавливало размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по каждому месторождению индивидуально с учетом его особенностей. Письмо о порядке уплаты налога на добычу полезных ископаемых от 01 июля 2004 г. N 21-2-05/74@. Министерство по налогам и сборам РФ.

Порядок расчета платежей за поисково-разведочные и иные работы, связанные с пользованием недрами после 1 января 2002 г., практически не изменился. В настоящее время данные платежи называются регулярными платежами за пользование недрами.

Третий платеж - ОВМСБ, по сути, исчислялись с той же налоговой базы, что и платежи за добычу, однако имели целевой характер. Oни зачислялись в федеральный и региональные целевые бюджетные фонды и использовались на мероприятия по геологическому изучению недр. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" и инструкцией Госналогслужбы России от 31 декабря 1996 г. N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" производился расчет отчислений. Обложению подлежала стоимость не собственно добытых полезных ископаемых, а первого товарного продукта, произведенного из них. Там же

С введением НДПИ с 1 января 2002 г. был также отменен акциз на нефть, стабильный газовый конденсат, а также природный газ. Порядок исчисления и уплаты акцизов регулировался Федеральным законом от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 "Об акцизах", а с 1 января 2001 г. - главой 22 НК РФ "Акцизы". Нефть и стабильный газовый конденсат облагались по специфическим (твердым) ставкам, установленным в рублях за 1 тонну добытого минерального сырья. По природному газу акциз исчислялся в зависимости от его стоимости.

Итогом введения НДПИ в 2002 г. стали значительные поступления в бюджет государства, значительно превышающие поступления платежей при добыче полезных ископаемых поступавших ранее.

1.2 Экономическая сущность

Полезные ископаемые (русск., приносящие пользу людям) -- природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые при данном уровне развития экономики и техники могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки. По физическому состоянию они делятся на твердые (различные руды, уголь, каменная соль и другие), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (горючий газ). Образование полезных ископаемых бывает эндогенным, а именно в результате извержения или излияния магматических масс, экзогенным -- в связи с осадконакоплением и метафорическим при высоких давлениях или при соприкосновении (контакте) раскаленной лавы с осадочными горными породами.66 Пармурзин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. Учебное издание. М.: Просвещение, 1994.- 367с.

Как правило, различают три основные группы полезных ископаемых по составу и особенностям использования:

– горючие -- уголь, торф, горючие сланцы, нефть, природный газ;

– металлические -- руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов;

– неметаллические полезные ископаемые.

Тем не менее, данное разделение называется условным, ввиду того, что одно и то же полезное ископаемое может использоваться в различных отраслях хозяйства.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.). Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения -- районы, провинции и бассейны.

Область науки и технологии, посвящённая добыче полезных ископаемых, называется горным делом.

В основе налогообложения добычи полезных ископаемых заложена необходимость изъятия природной (горной) ренты, возникающей в связи с использованием добывающими организациями уникальных природных условий, позволяющих извлекать дополнительную прибыль.

Рента в первоначальном смысле слова, обозначала доход землевладельца со сдаваемого в аренду земельного участка или доход, получаемый рантье в виде процента с предоставляемого в ссуду капитала. Большое распространение приобрел термин "горная рента" - вид ренты, который образуется при добыче полезных ископаемых. Природная рента представляет собой плату за пользование недрами, находящиеся в собственности государства и переданные им в управление, в большинстве случаев, частным компаниям на срочной и возмездной основе.77 Субботин Михаил - советник Минэнерго РФ © "Российская газета", 1999-2003 г.

О природной ренте следует говорить тогда, когда речь идет о собственности на природные ресурсы. В зависимости от категории уникальных свойств природных объектов (полезные ископаемые, земля, вода, лес, воздух и прочее) природная рента классифицируется по следующим видам: горная, земельная, водная, лесная, воздушная и прочее.

Горная рента - разновидность природной ренты. Данный термин образуется в горнодобывающей промышленности и обуславливается горно-геологическими и социально-экономическими факторами размещения и добычи полезных ископаемых.

Выделяют абсолютную и дифференциальную (1-го; 2-го рода) горную ренту. Дифференциальная рента 1-го рода образуется на лучших участках, где обеспечивается более высокая производительность труда за счет разработки месторождений, характеризующихся благоприятными природными факторами, высоким качеством сырья, выгодными гopнo-гeoлoгичecкими условиями разработки, а также удобным местоположением.

Получаемая в результате этого добавочная прибыль и образует дифференциальную ренту 1-го рода, которая присваивается не разработчиком месторождения, а его владельцем. Чем лучше участок недр предоставлен собственником, тем на большую плату за это он может претендовать.88 Субботин Михаил - советник Минэнерго РФ © "Российская газета", 1999-2003 г.

Дифференциальная рента 2-го рода - следствие дополнительных вложений капитала. В этом случае дополнительный доход присваивает уже не собственник недр, а потратившийся предприниматель. Источником формирования дифференциальной ренты 2-го рода являются высокотехнологические услуги, повышающие отдачу пластов и более полное извлечение полезных ископаемых. Иными словами, дифференциальная рента 2-го рода возникает вследствие инноваций, внедряемых недропользователем, и является его собственностью.

Горная рента, а именно, ее часть, составляющая абсолютную ренту, регулирующая отношения между государством и недропользователем за право пользования последним созданным природой месторождением вне зависимости от его качества выступает в качестве НДПИ.

Абсолютная рента - доход, получаемый недропользователем за право пользования созданным природой месторождением вне зависимости от его качества. Данный вид ренты возникает в процессе эксплуатации месторождений и предопределяет уровень нормативных затрат и нормальной прибыли замыкающего месторождения. При этом нормативные затраты и нормальная прибыль, обеспечивающие простое воспроизводство минерально-сырьевой базы, должны с самого начала оговариваться в лицензионных документах между недропользователем и собственником недр.

Нормативные затраты формируются с учетом современных требований к эксплуатации оборудования, технологии и рабочей силы. Они состоит из эксплуатационных и капитальных затрат на добычу, затрат на транспортировку нефти, и налогов по действующей системе налогообложения, за исключением НДПИ.

Факторы формирования горной ренты.

Горная рента генерируется только на лучших месторождениях в результате их промышленной эксплуатации. Под термином «лучшие месторождения» подразумеваются все те месторождения, экономическая эффективность которых выше «нормальных месторождений». К последним относятся месторождения, разработка которых по нормативной технологии при действующей системе налогообложения не обеспечивает получение сверхдохода, однако позволяет получить нормальную прибыль (до 17% от выручки за минусом НДПИ и других налогов и обязательных платежей из выручки). При этом ДСН учитывает все налоги и платежи, предусмотренные действующим налоговым законодательством, включая как налоги, взимаемые в соответствии с НК РФ, в частности НДПИ, так и платежи по Закону РФ «О недрах», таможенные пошлины и прочее.

Можно выделить следующие основные факторы, благодаря которым образуется горная рента на лучших месторождениях:

– количество полезного ископаемого, добываемое в единицу времени;

– качество добываемого минерального сырья;

– стадия жизненного цикла разработки месторождения. В первые 10-15 лет от начала эксплуатации рентабельность добычи возрастает, затем держится на пике 5-10 лет, после чего начинает снижаться по мере истощения запасов месторождения;

– экономико-географические условия. К ним относятся отсутствие или наличие инфраструктуры социальной (например: железные дороги, линии электропередач, населенные пункты и прочее), производственной и промысловой (близость магистральных газопроводов, нефтепроводов, донажимных и насосных станций), трудовая недоступность, климатические условия, показатели буримости пород и др. Экономико-географические условия предопределяют капитальные и текущие (эксплуатационные) затраты, технологию разработки, а в конечном итоге -- нормативные затраты на разработку и обоснование критериев нормального месторождения.

Механизмы изъятия горной ренты.

Дискуссия по поводу механизмов изъятия горной ренты по сути дела свелась к изложению только одной точки зрения: горная рента - это налог и поэтому должна изыматься только через налоговую систему. Разница в точках зрения лишь количественная. Под этим подразумевается сколько через систему налогообложения возможно изъять в бюджет государства дополнительных денежных средств.

С одной стороны, ее часть горной ренты, составляющей абсолютную ренту может выступать в качестве налога, например, в виде НДПИ. Данный налог уплачивается всеми недропользователями. Однако его размер должен быть таким, чтобы можно было обеспечить потребности страны в данном полезном ископаемом и осуществлять простое воспроизводство минерально-сырьевой базы страны.99 Кимельман С.А. Горная рента: Экономическая природа. // М.: Финансы,2004 №5 - С. 16-19

С другой стороны, горная рента, а именно ее дифференциальная часть -- это дифференцированный рентный платеж, устанавливающий взаимные обязательства между государством и недропользователем за право участия последнего в эксплуатации лучших месторождений

При этом взаимные обязательства проявляются в том, что дифференциальная рента 1-го рода в виде рентных платежей изымается у недропользователя и направляется во внебюджетные фонды государства, к примеру, для обеспечения потребности страны в расширенном воспроизводстве ее минерально-сырьевой базы и другие социально значимые цели. Очевидно, что изъятие дифференциальной горной ренты 1-го рода у недропользователя не может быть стопроцентным.

Такой подход к распределению видов горной ренты позволяет нормализовать систему рентных отношений между государством как собственником недр и недропользователем как их пользователем.

Законодательное закрепление прав на ту или иную часть горной ренты между участниками рентных отношений позволит эти отношения сделать более прозрачными и взаимовыгодными: государству-- абсолютную ренту в виде НДПИ и взаимосогласованную дифференциальную ренту 1-го рода, а недропользователю -- оставшуюся часть дифференциальной ренты 1-го рода и дифференциальную ренту 2-го рода.