1.3 Информационная база бюджетного планирования
Процессу формирования бюджета предшествует определение информации для составления бюджета, сроков представления этой информации и ответственных за это лиц, регламентации на уровне должностных инструкций места каждого исполнителя в системе составления основного бюджета. Создание регламента документооборота и порядка обмена информацией - один из важнейших этапов внедрения бюджетирования.
Итогом усилий по организации бюджетирования является разработка графика документооборота. Необходимо увязать все процедуры и регламенты бюджетирования, усилия отдельных структурных подразделений на различных уровнях управления по составлению бюджетов в единую систему (единый управленческий контур) управления.
Набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственности исполнителей по вопросам бюджетного планирования и управления обычно называется Руководство по бюджету (Бюджетный регламент). Эти инструкции выполняют функцию стандарта предприятия - свода правил и рекомендаций для составления бюджетных программ.
Нет нормативных документов для ООО, которые регламентируют внутренние стандарты на предприятии. Каждое предприятие положения стандарта определяет самостоятельно.
В применении к бюджетированию, в стандартах предприятия (Бюджетном регламенте) должны быть определены:
центры финансовой ответственности;
нормативы расходов сырья и материалов для выпуска продукции;
нормативы расходов на заработную плату;
система оплаты труда, существующая на предприятии;
норматив накладных расходов;
база распределения накладных расходов;
перечень объектов информации для составления бюджета, сроки представления этой информации и ответственных за это лиц;
бюджетный комитет и руководитель комитета;
место каждого исполнителя в системе составления основного бюджета;
период для сопоставления бюджета и фактических данных, ответственный за эту работу, сроки представления этой информации и кому она адресуется;
документооборот и порядок обмена информацией;
создание информационной базы (данные берутся из управленческого учета).
Проблема информационной базы бюджетирования пересекается с организационными вопросами. Для составления бюджета необходимо большое количество первичной информации, которая существует в разрозненном виде в различных подразделениях. Функции сбора экономической информации рассредоточены по разным службам: планово-экономическая служба, бухгалтерия, финансовый отдел (или выполняющим их функции, вне зависимости от названия). В их функции не входит разработка нормативов распределения накладных затрат, являющихся частью информационной базы.
Необходима ревизия существующих на любом предприятии внутренних плановых и отчетных форм, их унификация, оптимизация количества таких форм, их содержания и правил документооборота. Для упрощения и ускорения составления и контроля основного бюджета предприятия необходимо стандартизовать формы представления плановых и отчётных данных, что позволит лучше координировать работу прежде всего плановой службы, финансового отдела, бухгалтерии, отделов продаж, снабжения и производственных подразделений.
Особая роль при разработке бюджетов предприятия отводится планово-экономической службе (отделу). Основная ее роль - консолидирующая. В этот отдел (службу) поступает вся информация при составлении операционных бюджетов. Такое подразделение должно стать структурой, которая будет нести ответственность за подготовку документов, необходимых для формирования основного бюджета, а также за повседневный контроль операционных бюджетов. Эта служба должна подготавливать информацию быстро, качественно по содержанию и в том объеме, который необходим руководству предприятия для принятия эффективных управленческих решений.
При внедрении бюджетирования возрастает роль финансовой службы (отдела, группы) как основного подразделения, отвечающего за анализ и контроль графиков поступления и расходования денежных средств в составе операционных бюджетов, составление и контроль основного финансового бюджета - бюджета движения денежных средств, разработку плана финансирования и представление его для утверждения руководству.
Возможно, крупным предприятиям следовало бы применить структуру организации планово-финансовых служб, принятую на многих западных предприятиях. Во главе находится финансовый директор. Ему подчинены две службы: т.н. “казначейская” (объединённые финансовые и бухгалтерские функции) и служба контроля затрат. Сейчас, как правило, эти функции разделены между планово-экономической службой, финансовым отделом (где они существуют) и бухгалтерией.
Предлагаемая организационная структура “финансово-экономического блока” позволяет сосредоточить всю полноту прав и ответственности за финансовое благополучие предприятия в одних руках - финансового директора. Кроме этого, она обеспечивает координацию деятельности всех подразделений при составлении основного бюджета предприятия.
Некоторые особенности бюджетирования для промышленных предприятий, а также “идеологически” важные моменты представлены ниже в “привязке” к составным частям основного бюджета.
- Введение
- 1. Технология формирования бюджета
- 1.1 Концептуальная схема формирования бюджета
- 1.2 Методика расчета бюджета
- 1.3 Информационная база бюджетного планирования
- 2. Обоснование бюджетных факторов
- 2.1 Планирование производственных параметров
- 2.2 Определение ресурсоемкости выполнения производственного плана
- 3. Формирование планового бюджета подразделения
- 3.1 Расчет операционного бюджета затрат
- 3.2 Оценка сбалансированности бюджета
- Операционные бюджеты.
- 16. Операционный бюджет
- Операционный анализ на предприятии
- Операционные бюджеты (пояснение)
- 17. Операционные бюджеты предприятия.
- 7.4. Планирование операционных затрат
- Бюджет предприятия
- 72.Операционные бюджеты
- 57. Анализ исполнения операционного бюджета. Вертикальный анализ
- 2. Формирование нормативов операционных бюджетов