2.2. Анализ исполнения доходной части бюджета
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Проведем анализ доходов бюджета Струго-Красненского районы по основным группам за последние три года. Представим данные в таблице 1.
Таблица 1.
Поступления в бюджет за 2010-2012 года (млн.руб.)
| 2010 | 2011 | 2012 | |||||
млн.руб. | удел. вес, % | млн.руб. | удел. вес, % | темп роста, % | млн.руб. | удел. вес, % | темп роста, % | |
Налоговые доходы | 46,9 | 25,2% | 53,9 | 26,4% | 114,9% | 64,4 | 33,2% | 119,5% |
Неналоговые доходы | 14,2 | 7,6% | 15,2 | 7,4% | 107,0% | 21,5 | 11,1% | 141,4% |
Безвозмездные поступления | 124,8 | 67,1% | 135,1 | 66,2% | 108,3% | 108,3 | 55,8% | 80,2% |
Итого | 185,9 | 100,0% | 204,2 | 100,0% | 109,8% | 194,2 | 100,0% | 95,1% |
Как видно из результатов табл. 1. общие доходы Струго-Красненского района имеют непостоянную динамику. Если в 2010 г. они составляли 185,9 млн. руб., то в 2011г. - 204,2 млн. руб., что на 9,8% больше, а в 2012г. уже 194,2 млн. руб., что уже меньше на 4,9% по сравнению с 2011г.
Результаты табл. 1. показывают, что наибольшими темпами увеличились неналоговые доходы, они увеличились в 2011г. на 7% и в 2012г. на 41,4% соответственно. Также увеличились налоговые доходы на 14,9% в 2011 году и на 19,5% в 2012 году.
В тоже время в абсолютных величинах наибольшие доходы район по-прежнему получает от безвозмездных поступлений. За весь рассматриваемый период их доля в общей сумме доходов не опускалась ниже 50%. Однако, если в 2011 году они выросли на 8,3% (135 млн.руб. в 2011 г. против 124,8 млн.руб. в 2010 г.), то в 2012 году они снизились ниже уровня 2010 года (108,3 млн.руб., что составляет 86,8% от значения 2010 года и 80,2% от значения 2011 года), что и стало причиной уменьшения доходов района по сравнению с 2011 годом.
Для наглядности представим структуру доходов Струго-Красненского района в виде диаграммы (рис.1.).
Рис. 2. Структура доходов Струго-Красненского района (млн.руб.)
Как видно из рис.2 и табл.1, в целом наблюдается положительная динамика по увеличению доли налоговых и неналоговых доходов в общей структуре доходов Струго-Красненского района. Если в 2010 году они составляли всего 32,8% от общей суммы (25,2 % - налоговые доходы, 7,6% - неналоговые доходы), в 2011 году – 33,8%, то в 2012 году их доля составила 44,3% (33,2 % - налоговые доходы, 11,1% - неналоговые доходы).
Выясним за счет каких же ресурсов изменились доли доходов в местный бюджет в разных группах, проанализировав структуру каждой группы доходов.
«Налоговые доходы».
Структура поступления в бюджет налоговых доходов представлена в таблице 2:
Таблица 2.
Налоговые доходы бюджета за 2010-2012 года (млн.руб.)
| 2010 | 2011 | 2012 | |||||
млн.руб. | удел. вес, % | млн.руб. | удел. вес, % | темп роста, % | млн.руб. | удел. вес, % | темп роста, % | |
Налог на доходы физических лиц | 38,5 | 82,1% | 44,1 | 81,8% | 114,5% | 52,9 | 82,1% | 120,0% |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 3,9 | 8,3% | 4,4 | 8,2% | 112,8% | 5,4 | 8,4% | 122,7% |
Налог на имущество | 4,0 | 8,5% | 4,8 | 8,9% | 120,0% | 5,5 | 8,5% | 114,6% |
Земельный налог | 0,5 | 1,1% | 0,6 | 1,1% | 120,0% | 0,6 | 0,9% | 100,0% |
ИТОГО | 46,9 | 100,0% | 53,9 | 100,0% | 114,9% | 64,4 | 100,0% | 119,5% |
Как показывают результаты таблицы 2, наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей обладает налог на доходы физических лиц: 82,1% - в 2010г., 81,8% - в 2011г. и 82,1% - в 2012г.
Доля налога в общей структуре практически не изменилась, а темпы роста схожи с темпами роста налоговых доходов. В 2011 году доходы от налога на доходы физических лиц выросли с 38,5 млн.руб. до 44,1 млн.руб. (или на 14,5%), в 2012 году – еще на 20% и достигли 52,9 млн.руб.
Увеличение показателей обусловлены ростом заработной платы, а также за счет мер, принимаемых по легализации заработной платы. Поэтому следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей Струго-Красненского района, тем больше будет доходы в местный бюджет. К сожалению, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно.
Второе место по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают результаты табл. 2, доходы от налогов на имущество в Струго-Красненском районе имеют тенденцию к увеличению, а их доля в общей структуре налоговых доходов остается стабильной. За 2011 года платежи от налогов на имущество увеличились на 0,8 млн.руб., а за 2012 год – на 0,7 млн.руб. (рост на 20% и на 14,6% соответственно) и составили 5,5 млн.руб. Доля в общей структуре остается на уровне 8,5-8,9%.
На третьем месте по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей находится единый налог на вмененный доход. Динамика поступлений от данного налога схожа с динамиками рассмотренных выше налогов на доходы физических лиц и на имущество. В 2010 году в бюджет района поступило 3,9 млн.руб. ЕНВД, в 2011 году этот показатель вырос на 12,8% и составил 4,4 млн.руб., а в 2012 – еще на 22,7% и составил 5,4 млн.руб. Доля в общей структуре составляет 8,2-8,4%.
Увеличение поступлений от единого налога на вмененный доход связано не только с ростом заработной платы и проводимыми мерами по легализации заработной платы, но и с проводимыми разъяснительными работами среди предпринимателей, развитием возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден.
«Неналоговые доходы».
Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают неналоговые платежи. Их структура представлена в таблице 3.
Как и налоговые, неналоговые поступления в бюджет растут (на 7,0% в 2011 году и на 41,4% в 2012 году), однако их структура не так постоянна.
Таблица 3.
Неналоговые доходы бюджета за 2010-2012 года (млн.руб.)
| 2010 | 2011 | 2012 | |||||
млн.руб. | удел. вес, % | млн.руб. | удел. вес, % | темп роста, % | млн.руб. | удел. вес, % | темп роста, % | |
Государственная пошлина | 1,2 | 8,5% | 1,4 | 9,2% | 116,7% | 2,1 | 9,8% | 150,0% |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 1,1 | 7,7% | 1,2 | 7,9% | 109,1% | 3,7 | 17,2% | 308,3% |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду | 0,2 | 1,4% | 0,2 | 1,3% | 100,0% | 0,2 | 0,9% | 100,0% |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 8,0 | 56,3% | 8,7 | 57,2% | 108,8% | 7,6 | 35,3% | 87,4% |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 3,2 | 22,5% | 2,5 | 16,4% | 78,1% | 7,3 | 34,0% | 292,0% |
Прочие неналоговые доходы | 0,5 | 3,5% | 1,2 | 7,9% | 240,0% | 0,6 | 2,8% | 50,0% |
ИТОГО | 14,2 | 100,0% | 15,2 | 100,0% | 107,0% | 21,5 | 100,0% | 141,4% |
Самый большой темп роста наблюдается по статье «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности». Эти доходы составляли в 2010 году 1,1 млн.руб., в 2011 году – 1,2 млн.руб., а в 2012 выросли аж до 3,7 млн.руб., что в 3,36 раза больше, чем в 2010 году. Рост доходов от использования имущества в большей степени достигнут путем увеличения количества договоров аренды.
В абсолютных же величинах самый большой рост отмечен по штрафам, санкциям и возмещению ущерба. Не смотря на то, что в 2011 году доходы по этой статье снизились с 3,2 млн.руб. до 2,5 млн.руб. (или на 21,9%), но в 2012 году они выросли на 4,8 млн.руб. и достигли значения 7,3 млн.руб. Это на 128,1% больше значения 2010 года и на 192% больше, чем в 2011 году.
Менее значительно увеличились поступления по государственной пошлине. Хотя в процентном соотношении доходы по этой статье увеличились в 2011 году на 16,7%, а в 2012 году – на 50%, но в абсолютных показателях они выросли на 0,2 млн.руб. и 0,7 млн.руб. соответственно. Практически не изменились суммы сборов за негативное воздействие на окружающую среду. Но, ввиду общего увеличения неналоговых доходов, в общей структуре доля этих доходов снизилась с 1,4% в 2010 году до 0,9% в 2012 году.
Но не все неналоговые поступления имеют положительную динамику. Так, например, не смотря на то, что в 2011 году доходы от продажи материальных и нематериальных активов увеличивались по сравнению с 2010 годом на 8,8% или на 0,7 млн.руб., но в 2012 году они упали до отметки в 7,6 млн.руб., что ниже показателей даже 2010 года (в 2010 году – 8,0 млн.руб., в 2011 году – 8,7 млн.руб.). Это на 128,1% больше значения 2010 года и на 192% больше, чем в 2011 году. В процентном соотношении доходы от продажи материальных и нематериальных активов потеряли в 2012 году 12,6% . Так же в сравнении с 2011 годом снизились поступления от прочих неналоговых доходов. В 2011 году они составляли 1,2 млн.руб., а в 2012 году они уменьшились в 2 раза и практически вернулись к значениям 2010 года (0,5 млн.руб. в 2010 году и 0,6 млн.руб. в 2012 году).
Но это не оказало существенных влияний ни на абсолютные, ни на процентные показатели общей суммы неналоговых доходов. По сравнению с 2011 годом, в 2012 году неналоговые поступления в бюджет Струго-Красненского района увеличились на 6,3 млн.руб.
«Безвозмездные поступления».
Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета Струго-Красненского района составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ, субсидии на финансирование региональной программы в области энергосбережения и т.п.
Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 4.
Как показывают результаты таблицы 9. финансовое здоровье Струго-Красненского района во многом зависит от субвенций из бюджетов других уровней: в 2010г. 60,5 млн.руб., в 2011 г. они составили 47,8 млн.руб. (уменьшение на 21%), а в 2012 г. выросли на 55,4% по сравнению с 2011 г. и достигли значения 74,3 млн.руб. (что на 22,8% больше, чем в 2010 году).
Основную часть занимают субвенции на образование и помощь детям, такие как: «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой» (2,8 млн.руб. в 2012 году), «Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (3,8 млн.руб. в 2012 году), «Субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов, обеспечивающих организацию учебного процесса, расходов на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях» (52,1 млн.руб. в 2012 году). К примеру в 2012 году доля только этих трех программ составила 79% от общей суммы субвенций. Структура субвенций в 2010 и 2011 годах отличались незначительно.
Таблица 4.
Безвозмездные поступления в бюджет за 2010-2012 года (млн.руб.)
| 2010 | 2011 | 2012 | |||||
млн.руб. | удел. вес, % | млн.руб. | удел. вес, % | темп роста, % | млн.руб. | удел. вес, % | темп роста, % | |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 30,6 | 24,5% | 33,6 | 24,9% | 109,8% | 18,0 | 16,6% | 53,6% |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 31,3 | 25,1% | 51,4 | 38,0% | 164,2% | 13,1 | 12,1% | 25,5% |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 60,5 | 48,5% | 47,8 | 35,4% | 79,0% | 74,3 | 68,6% | 155,4% |
Иные межбюджетные трансферты | 2,4 | 1,9% | 2,3 | 1,7% | 95,8% | 2,9 | 2,7% | 126,1% |
ИТОГО | 124,8 | 100% | 135,1 | 100% | 108,3% | 108,3 | 100% | 80,2% |
Самое сильное уменьшение среди всех статей доходов Струго-Красненского района в 2012 году – уменьшение субсидий с 51,4 млн.руб. до 13,1 млн.руб. (или на 74,5%). Это связано с тем, что в 2011 году выделялись 40 млн.руб. на строительство нового крыла районной больницы, закупку профессионального оборудования, а так же на выдачу «грандов» на покупку жилья врачам, приехавшим из г. Пскова и других областей.
Самые крупные из оставшихся в 2012 году субсидий это: субсидии на финансирование региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и насовершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях. Доля этих двух субсидий в общей сумме равна 76,7%.
В сравнении структур безвозмездных поступлений 2010 и 2012 года нельзя не отметить уменьшение роли дотаций и субсидий и увеличение доли субвенций. Если в 2010 году дотации и субсидии составляли 49,6% от общей суммы поступлений (24,5% и 25,1% соответственно), то в 2012 году они составляют всего 28,7% (16,6% и 12,1% соответственно).
В целом доходная часть бюджета имеет положительную динамику роста. Увеличились поступления почти всех статей собственных налоговых и неналоговых доходов.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
- «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
- В г. Пскове
- Глава 1. Сущность и роль местного бюджета в социально-экономическом развитии государства
- 1.1 Содержание и роль местного бюджета.
- 1.2. Бюджет как экономическая и финансовая основа местного саморегулирования.
- 1.3. Основы формирования и исполнения местного бюджета.
- Глава 2. Анализ процесса формирования и исполнения бюджета Струго-Красненского района
- 2.1. Структура и основы функционирования Финансового управления администрации Струго-Красненского района.
- 2.2. Анализ исполнения доходной части бюджета
- 2.3. Анализ исполнения расходов бюджета
- Глава 3. Совершенствование системы пополнения бюджета Струго-Красненского района
- 3.1. Направления по уменьшению задолженности перед бюджетом района.
- 3.2. Направления по увеличению поступлений в доходную часть бюджета.
- Заключение
- Использованная литература