logo
Диплом

2.2. Анализ исполнения доходной части бюджета

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Проведем анализ доходов бюджета Струго-Красненского районы по основным группам за последние три года. Представим данные в таблице 1.

Таблица 1.

Поступления в бюджет за 2010-2012 года (млн.руб.)

 

2010

2011

2012

млн.руб.

удел. вес, %

млн.руб.

удел. вес, %

темп роста, %

млн.руб.

удел. вес, %

темп роста, %

Налоговые доходы

46,9

25,2%

53,9

26,4%

114,9%

64,4

33,2%

119,5%

Неналоговые доходы

14,2

7,6%

15,2

7,4%

107,0%

21,5

11,1%

141,4%

Безвозмездные поступления

124,8

67,1%

135,1

66,2%

108,3%

108,3

55,8%

80,2%

Итого

185,9

100,0%

204,2

100,0%

109,8%

194,2

100,0%

95,1%

Как видно из результатов табл. 1. общие доходы Струго-Красненского района имеют непостоянную динамику. Если в 2010 г. они составляли 185,9 млн. руб., то в 2011г. - 204,2 млн. руб., что на 9,8% больше, а в 2012г. уже 194,2 млн. руб., что уже меньше на 4,9% по сравнению с 2011г.

Результаты табл. 1. показывают, что наибольшими темпами увеличились неналоговые доходы, они увеличились в 2011г. на 7% и в 2012г. на 41,4% соответственно. Также увеличились налоговые доходы на 14,9% в 2011 году и на 19,5% в 2012 году.

В тоже время в абсолютных величинах наибольшие доходы район по-прежнему получает от безвозмездных поступлений. За весь рассматриваемый период их доля в общей сумме доходов не опускалась ниже 50%. Однако, если в 2011 году они выросли на 8,3% (135 млн.руб. в 2011 г. против 124,8 млн.руб. в 2010 г.), то в 2012 году они снизились ниже уровня 2010 года (108,3 млн.руб., что составляет 86,8% от значения 2010 года и 80,2% от значения 2011 года), что и стало причиной уменьшения доходов района по сравнению с 2011 годом.

Для наглядности представим структуру доходов Струго-Красненского района в виде диаграммы (рис.1.).

Рис. 2. Структура доходов Струго-Красненского района (млн.руб.)

Как видно из рис.2 и табл.1, в целом наблюдается положительная динамика по увеличению доли налоговых и неналоговых доходов в общей структуре доходов Струго-Красненского района. Если в 2010 году они составляли всего 32,8% от общей суммы (25,2 % - налоговые доходы, 7,6% - неналоговые доходы), в 2011 году – 33,8%, то в 2012 году их доля составила 44,3% (33,2 % - налоговые доходы, 11,1% - неналоговые доходы).

Выясним за счет каких же ресурсов изменились доли доходов в местный бюджет в разных группах, проанализировав структуру каждой группы доходов.

«Налоговые доходы».

Структура поступления в бюджет налоговых доходов представлена в таблице 2:

Таблица 2.

Налоговые доходы бюджета за 2010-2012 года (млн.руб.)

2010

2011

2012

млн.руб.

удел. вес, %

млн.руб.

удел. вес, %

темп роста, %

млн.руб.

удел. вес, %

темп роста, %

Налог на доходы физических лиц

38,5

82,1%

44,1

81,8%

114,5%

52,9

82,1%

120,0%

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

3,9

8,3%

4,4

8,2%

112,8%

5,4

8,4%

122,7%

Налог на имущество

4,0

8,5%

4,8

8,9%

120,0%

5,5

8,5%

114,6%

Земельный налог

0,5

1,1%

0,6

1,1%

120,0%

0,6

0,9%

100,0%

ИТОГО

46,9

100,0%

53,9

100,0%

114,9%

64,4

100,0%

119,5%

Как показывают результаты таблицы 2, наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей обладает налог на доходы физических лиц: 82,1% - в 2010г., 81,8% - в 2011г. и 82,1% - в 2012г.

Доля налога в общей структуре практически не изменилась, а темпы роста схожи с темпами роста налоговых доходов. В 2011 году доходы от налога на доходы физических лиц выросли с 38,5 млн.руб. до 44,1 млн.руб. (или на 14,5%), в 2012 году – еще на 20% и достигли 52,9 млн.руб.

Увеличение показателей обусловлены ростом заработной платы, а также за счет мер, принимаемых по легализации заработной платы. Поэтому следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей Струго-Красненского района, тем больше будет доходы в местный бюджет. К сожалению, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно.

Второе место по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают результаты табл. 2, доходы от налогов на имущество в Струго-Красненском районе имеют тенденцию к увеличению, а их доля в общей структуре налоговых доходов остается стабильной. За 2011 года платежи от налогов на имущество увеличились на 0,8 млн.руб., а за 2012 год – на 0,7 млн.руб. (рост на 20% и на 14,6% соответственно) и составили 5,5 млн.руб. Доля в общей структуре остается на уровне 8,5-8,9%.

На третьем месте по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей находится единый налог на вмененный доход. Динамика поступлений от данного налога схожа с динамиками рассмотренных выше налогов на доходы физических лиц и на имущество. В 2010 году в бюджет района поступило 3,9 млн.руб. ЕНВД, в 2011 году этот показатель вырос на 12,8% и составил 4,4 млн.руб., а в 2012 – еще на 22,7% и составил 5,4 млн.руб. Доля в общей структуре составляет 8,2-8,4%.

Увеличение поступлений от единого налога на вмененный доход связано не только с ростом заработной платы и проводимыми мерами по легализации заработной платы, но и с проводимыми разъяснительными работами среди предпринимателей, развитием возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден.

«Неналоговые доходы».

Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают неналоговые платежи. Их структура представлена в таблице 3.

Как и налоговые, неналоговые поступления в бюджет растут (на 7,0% в 2011 году и на 41,4% в 2012 году), однако их структура не так постоянна.

Таблица 3.

Неналоговые доходы бюджета за 2010-2012 года (млн.руб.)

2010

2011

2012

млн.руб.

удел. вес, %

млн.руб.

удел. вес, %

темп роста, %

млн.руб.

удел. вес, %

темп роста, %

Государственная пошлина

1,2

8,5%

1,4

9,2%

116,7%

2,1

9,8%

150,0%

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

1,1

7,7%

1,2

7,9%

109,1%

3,7

17,2%

308,3%

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

0,2

1,4%

0,2

1,3%

100,0%

0,2

0,9%

100,0%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

8,0

56,3%

8,7

57,2%

108,8%

7,6

35,3%

87,4%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3,2

22,5%

2,5

16,4%

78,1%

7,3

34,0%

292,0%

Прочие неналоговые доходы

0,5

3,5%

1,2

7,9%

240,0%

0,6

2,8%

50,0%

ИТОГО

14,2

100,0%

15,2

100,0%

107,0%

21,5

100,0%

141,4%

Самый большой темп роста наблюдается по статье «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности». Эти доходы составляли в 2010 году 1,1 млн.руб., в 2011 году – 1,2 млн.руб., а в 2012 выросли аж до 3,7 млн.руб., что в 3,36 раза больше, чем в 2010 году. Рост доходов от использования имущества в большей степени достигнут путем увеличения количества договоров аренды.

В абсолютных же величинах самый большой рост отмечен по штрафам, санкциям и возмещению ущерба. Не смотря на то, что в 2011 году доходы по этой статье снизились с 3,2 млн.руб. до 2,5 млн.руб. (или на 21,9%), но в 2012 году они выросли на 4,8 млн.руб. и достигли значения 7,3 млн.руб. Это на 128,1% больше значения 2010 года и на 192% больше, чем в 2011 году.

Менее значительно увеличились поступления по государственной пошлине. Хотя в процентном соотношении доходы по этой статье увеличились в 2011 году на 16,7%, а в 2012 году – на 50%, но в абсолютных показателях они выросли на 0,2 млн.руб. и 0,7 млн.руб. соответственно. Практически не изменились суммы сборов за негативное воздействие на окружающую среду. Но, ввиду общего увеличения неналоговых доходов, в общей структуре доля этих доходов снизилась с 1,4% в 2010 году до 0,9% в 2012 году.

Но не все неналоговые поступления имеют положительную динамику. Так, например, не смотря на то, что в 2011 году доходы от продажи материальных и нематериальных активов увеличивались по сравнению с 2010 годом на 8,8% или на 0,7 млн.руб., но в 2012 году они упали до отметки в 7,6 млн.руб., что ниже показателей даже 2010 года (в 2010 году – 8,0 млн.руб., в 2011 году – 8,7 млн.руб.). Это на 128,1% больше значения 2010 года и на 192% больше, чем в 2011 году. В процентном соотношении доходы от продажи материальных и нематериальных активов потеряли в 2012 году 12,6% . Так же в сравнении с 2011 годом снизились поступления от прочих неналоговых доходов. В 2011 году они составляли 1,2 млн.руб., а в 2012 году они уменьшились в 2 раза и практически вернулись к значениям 2010 года (0,5 млн.руб. в 2010 году и 0,6 млн.руб. в 2012 году).

Но это не оказало существенных влияний ни на абсолютные, ни на процентные показатели общей суммы неналоговых доходов. По сравнению с 2011 годом, в 2012 году неналоговые поступления в бюджет Струго-Красненского района увеличились на 6,3 млн.руб.

«Безвозмездные поступления».

Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета Струго-Красненского района составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ, субсидии на финансирование региональной программы в области энергосбережения и т.п.

Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 4.

Как показывают результаты таблицы 9. финансовое здоровье Струго-Красненского района во многом зависит от субвенций из бюджетов других уровней: в 2010г. 60,5 млн.руб., в 2011 г. они составили 47,8 млн.руб. (уменьшение на 21%), а в 2012 г. выросли на 55,4% по сравнению с 2011 г. и достигли значения 74,3 млн.руб. (что на 22,8% больше, чем в 2010 году).

Основную часть занимают субвенции на образование и помощь детям, такие как: «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой» (2,8 млн.руб. в 2012 году), «Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (3,8 млн.руб. в 2012 году), «Субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов, обеспечивающих организацию учебного процесса, расходов на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях» (52,1 млн.руб. в 2012 году). К примеру в 2012 году доля только этих трех программ составила 79% от общей суммы субвенций. Структура субвенций в 2010 и 2011 годах отличались незначительно.

Таблица 4.

Безвозмездные поступления в бюджет за 2010-2012 года (млн.руб.)

2010

2011

2012

млн.руб.

удел. вес, %

млн.руб.

удел. вес, %

темп роста, %

млн.руб.

удел. вес, %

темп роста, %

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

30,6

24,5%

33,6

24,9%

109,8%

18,0

16,6%

53,6%

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

31,3

25,1%

51,4

38,0%

164,2%

13,1

12,1%

25,5%

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

60,5

48,5%

47,8

35,4%

79,0%

74,3

68,6%

155,4%

Иные межбюджетные трансферты

2,4

1,9%

2,3

1,7%

95,8%

2,9

2,7%

126,1%

ИТОГО

124,8

100%

135,1

100%

108,3%

108,3

100%

80,2%

Самое сильное уменьшение среди всех статей доходов Струго-Красненского района в 2012 году – уменьшение субсидий с 51,4 млн.руб. до 13,1 млн.руб. (или на 74,5%). Это связано с тем, что в 2011 году выделялись 40 млн.руб. на строительство нового крыла районной больницы, закупку профессионального оборудования, а так же на выдачу «грандов» на покупку жилья врачам, приехавшим из г. Пскова и других областей.

Самые крупные из оставшихся в 2012 году субсидий это: субсидии на финансирование региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и насовершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях. Доля этих двух субсидий в общей сумме равна 76,7%.

В сравнении структур безвозмездных поступлений 2010 и 2012 года нельзя не отметить уменьшение роли дотаций и субсидий и увеличение доли субвенций. Если в 2010 году дотации и субсидии составляли 49,6% от общей суммы поступлений (24,5% и 25,1% соответственно), то в 2012 году они составляют всего 28,7% (16,6% и 12,1% соответственно).

В целом доходная часть бюджета имеет положительную динамику роста. Увеличились поступления почти всех статей собственных налоговых и неналоговых доходов.