logo
ПОПЫТКА 5

2. 2 Аналитический учет производственных запасов

Аналитический учёт  это система бухгалтерских записей, дающая детальные сведения о движении хозяйственных средств. Он строится отдельно по каждому синтетическому счёту. Это дополнительная группировка на счетах и в регистрах бухгалтерского учета данных о хозяйственных операциях с целью получения дополнительной информации, необходимой для управленческих решений. В отличие от синтетического учёта ведется не только в стоимостных, но и в натуральных показателях [31,c.159].

Существует несколько вариантов учета производственных запасов в бухгалтерии предприятия. Рассмотрим их:

  1. первый способ заключатся в том, что на основании первичных документов на каждый вид поступивших материалов открывается карточка аналитического учета, где они учитываются и в натуральном, и в стоимостном выражении. В конце отчетного периода составляются оборотные ведомости аналитического учета. Остатки и обороты по ним сверяются с данными карточек складского учета.

  2. второй способ учета предполагает, что первичные документы группируются по номенклатурным номерам, и в конце отчетного периода итоговые данные по каждому номеру заносятся в оборотные ведомости. Оборотные ведомости составляются в натуральном и стоимостном выражении по каждому складу и для каждого счета.

  3. третьим способом является сальдовый метод учета. Он основан на использовании в качестве регистров аналитического учета самих карточек складского учета [7,c.243].

Аналитический учет поступления материалов зависит в значительной мере от выбора учетной цены.

На ОАО «Радиотехника» в качестве оценки запасов, в соответствии с действующей учетной политикой, к учету принята фактическая себестоимость материалов. Аналитический учет на предприятии ведется в разрезе каждого склада, подразделения по местам хранения материалов, а внутри них  в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов. В карточках каждая операция, отраженная в том или ином первичном документе, записывается отдельно. При совершении в один день нескольких одинаковых (однородных) операций (по нескольким документам) может быть сделана одна запись с отражением общего количества по этим документам.

Записи в карточках складского учета делаются в день совершения операций и ежедневно выводятся остатки товарно-материальных ценностей (при наличии операций). Учет на складах ведется только в количественных измерителях. На основании карточки складского учета № 4045 на склад поступили гвозди в количестве 100 килограмм от ОАО «Белхозторг», расход составил 75 килограмм (Шиманский С.), остаток на 01.01.2014 года составляет 25 килограмм (приложение В). Карточки не закрывают по окончании года и продолжают заполняться дальше. Бухгалтерская служба дублирует складской учет с той лишь разницей, что в ней ведется количественно-суммовой учет, а на складах и в подразделениях  только количественный учет.

Используя данные карточек складского учета, бухгалтерская служба ежемесячно составляет оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. В них указываются следующие данные:

По данным оборотной ведомости движения материалов по складу инструментального цеха предприятия, учет спецодежды и производился по каждому работнику цеха отдельно с учетом износа. Ежемесячно в оборотной ведомости выводятся остатки, которые на конец месяца составили 80 штук, стоимостью 4 038 174 рублей. На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов. Надо отметить, что учет материальных ценностей на складах организации не автоматизирован, поэтому работниками бухгалтерии ведется аналитический учет как в количественном, так и в стоимостном выражении. Для этого бухгалтерией разработаны собственные учетные регистры движения производственных запасов. Это позволяет отслеживать движение материалов по срокам поставок и по поставщикам (приложение К). В регистре указан поставщик – «КапитанАрти» ООО, дата (20.01.2014 г.) и вид поступившего материала (заклепка алюминиевая), указано место оприходования – основной склад, сумма и счета отнесения по дебету и кредиту. Кроме этого отдельно учитывается НДС на покупные материалы (55411рублей).

Для учета расчетов с поставщиками за приобретаемый товар, на предприятии используется бухгалтерская форма журнал-ордер № 6. Журнал ведется по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с дебетом счета 10 "Материалы". Журнал-ордер представляет собой регистр синтетического и аналитического учета благодаря применению линейной (позиционной) записи. Каждая строка предназначена для отражения данных по одному расчетному документу поставщика (фактическое поступление материала, акцепт, оплата, оприходованние) таким образом, что для каждого поставщика, предназначена отдельная строка; выводится остаток на начало и конец отчетного периода. В журнале-ордере №6 отражаются данные:

Такое построение журнала-ордера № 6 позволяет получить информацию о нарушениях договорной дисциплины, которые часто возникают вследствие неправильного или несвоевременного оформления первичных документов со стороны как поставщика, так и покупателя.

Аналогично регистрам бухгалтерского аналитического учета поступления материалов ведется учет в регистрах отпуска материалов в производство (приложение Л). В регистре указывается, от кого и на какие цели отпущены материалы, корреспонденция счетов, которой отражается хозяйственная операция:

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства»

Кредит счета 10.1 «Материалы»  на сумму 87 996 рублей отпущен старшему мастеру Сумец М.Г клей «Теростат 8 590» в количестве 4 единицы.

Материальные ценности отпускаются со складов предприятия под отчет материально ответственных лиц (приложение Л), либо непосредственно в производство, без отнесения ценностей на подотчет.

По мере того, как материалы используются на определенные цели, в конце отчетного периода происходит их списание по актам списания на соответствующие счета основного или вспомогательных производств. Акт на списание материалов является документом, который подтверждает факт расходования материальных ценностей [46,c.54].

Форма акта носит произвольный характер. Так как унифицированной формы такого документа нет, бухгалтер самостоятельно разрабатывает форму акта, в зависимости от вида и специфики организации. После его разработки он утверждается для применения на предприятии и является приложением к учетной политике. Документа составляется в одном экземпляре. В правой верхней части документ утверждается подписью руководителя организации (указывается его должность, расшифровка подписи) и дата его утверждения. В акте указывается следующая информация:

В табличной части документа перечисляется информация: наименование списываемых материалов, их количество и цена, общая сумма списания прописью.

По методическим рекомендациям по учету материальных запасов в организациях отпуск материалов со склада непосредственно в производство оформляется такими формами, как требованиями-накладными и накладными на перемещение материалов. Акт списания материалов применяется при их списании организацией своим подразделениям через подотчетных лиц. Сам акт списания является документом, подтверждающим расходование товарно-материальных ценностей на конкретные нужды производства [17,c.253].

Аналитический учет горюче-смазочных материалов производится на основании накладных и путевых листов (приложение Н). Учетные регистры открыты на каждое транспортное средство. В них отражается поступление и расход топлива, остатки в баках транспортных средств на начало и конец отчетный период. Фактический расход топлива за поездку подтверждается соответствующими записями в путевых листах. Так, согласно путевому листу №115 (приложение Н), расход за одну командировку составил 11,9 литра (26,5 – 14,6 литра). В конце каждого месяца составляется отчет о движении горюче-смазочных материалов, который ведется в количественных измерителях (приложение О). В отчете отдельно указывается движение по каждому виду топлива в разрезе по транспортным средствам, с указанием остатков на начало отчетного периода, количества заправленного и израсходованного топлива, остатков на конец периода. Также в данном отчете отражается движение горюче-смазочных материалов по подотчетным лицам. Контроль расхода горюче-смазочных материалов на предприятии осуществляется путем проведения периодических инвентаризаций с использованием метода заправки транспортных средств «до полного бака».

На предприятии учет товарно-материальных ценностей ведется также по номенклатурным номерам. Это обусловлено тем, что учет производится по их фактической себестоимости. Каждая партия вновь поступившего материала принимается к учету отдельно. В конце отчетного периода в бухгалтерии составляется материальный отчет по каждому подразделению (приложение Е) и складам организации. Так по номенклатурному номеру 00011940 гвозди к3,0х70 учитываются по цене 9587 рублей за килограмм, а по номеру 00011103 гвозди к3,0х70 по цене 9332 рублей за килограмм. Отпуск материала в производство происходит по партиям закупок в соответствие с их фактической стоимостью. Материальный отчет содержит данные о материальных ценностях по наименованию, коду складского учета, цене, количеству и стоимости. В отчете указываются остатки на начало отчетного периода, движение по приходу и расходованию товарно-материальных ценностей, остатки на конец периода.

Так как аналитический учет запасов является количественно-суммовым, в данном разделе целесообразно рассмотреть контроль за сохранностью запасов. В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации, является инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007г. № 180. В данном документе конкретизированы нормы, прописанные в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности», такие как случаи обязательной инвентаризации, порядок отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации [35].

С 1 января 2014г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12.07.2013г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». В нем отсутствуют нормы, касающиеся отражения в бухгалтерском учете выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета. Соответствующий порядок их отражения устанавливает Министерство финансов Республики Беларусь, а для банков – Национальный банк Республики Беларусь[38].

Для определения достоверной оценки результатов инвентаризации по материальным ценностям бухгалтер устанавливает сальдо на активном счете 10 "Материалы" и сравнивает на ближайшую к проверке дату тождественность записей об остатках ценностей на счете 10 "Материалы", указанных в балансе, данным Главной книги, регистров аналитического учета, карточкам складского учета.

При наличии расхождений, которые были выявлены при инвентаризации, составляются также сличительные ведомости, в которых указываются излишки или недостачи ценностей в количественной и стоимостной оценке. Обязательно у материально-ответственных лиц в таком случае берутся объяснительные записки о причинах расхождений фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Затем все эти документы передаются центральной инвентаризационной комиссии для их рассмотрения и дальнейшей передачи руководителю для принятия решения по каждому конкретному выявленному факту. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.