Структура и стоимость капитала организации. Средневзвешенная и предельная цена капитала.
Лекции:
В процессе своего движения финансовые ресурсф расходуются и используются, т.е. происходит определенное разделение финансовых потоков на 2 потока:
Расходование финн ресурсов ( безвозмездный уход ( налоги, % и кредит)
Использует эти финн ресурсы направленные на производство, потребление
Часть финн ресурсов, использованных в процессе производства позвращается предприятию, принося ему дополнительны доход называемый капиталом.
Капитал – это стоимость, приносящая добавленную стоимость.
Основные существенные характеристики капитала:
Является объектом экономического управления
Капитал – это накопленная ценность, то чем предприятия располагает
Капитал является производственным ресурсом предприятии или фактором производства
Капитал является источником дохода предприятия
Капитал является объектом купли-продажи
Капитал является носителем фактора риса
Цена капитала – это выраженная в %-х стоимость , которую предприятие платит за капитал, сформированный в пассиве баланса.
Общая цена капитала определяется как его средневзвешенная WACC на основе средневзвешенной цены капитала определяется уровень экономической эффективности деятельности предприятия.
Экономическая рентабельность = EBIT/Актив *100
На основе ср-вз цены принимаются инвестиционные решения, т.е. решения по вложению средств.
Предельная цена капитала – дополнительно привлекаемый капитал.
Это средневзвешенная цена капитала, определяемая уровнем экономической рентабельности.
Рэк = 25% следовательно WACC д.б. не больше 25% решение о привлечение доп. Капитала принимается на основе предельной цены капитала.
Интернет:
Когда предприятие расширяется, ему необходим капитал, в зависимости от того какие у предприятия источники финансирования различают заемный капитал или собственные средства. Заемные средства имеют два существенных преимущества. Во-первых, выплачиваемые проценты вычитаются при расчете налога, что снижает фактическую стоимость займа. Во-вторых, те, кто предоставляют заем, получают фиксированный доход, и акционеры не должны делиться с ними прибылью, если предприятие окажется успешным.
Однако у заемных средств есть и недостатки. Во-первых, чем выше коэффициент задолженности, тем рискованнее предприятие, а следовательно, выше стоимость для фирмы и заемных средств, и собственного капитала. Во-вторых, если компания переживает, тяжелые времена и ее операционной прибыли не хватает для покрытия расходов на выплату процентов, акционеры сами должны будут восполнить дефицит, а если они не смогут этого сделать, компания будет объявлена банкротом.
Поэтому компании, у которых прибыль и операционные потоки денежных средств неустойчивы, должны ограничивать привлечение заемного капитала. С другой стороны, те компании, у которых денежные потоки более стабильны, могут свободнее привлекать заемное финансирование. Однако встает вопрос: является ли заемное финансирование лучше «собственного»? Если «да», должны ли фирмы полностью финансироваться за счет заемных средств или все-таки в определенной степени? Если наилучшим решением является комбинация заемных средств и собственного капитала, то каково оптимальное их соотношение?
Стоимость любой фирмы представляет собой приведенное значение ее будущих свободных денежных потоков, дисконтированных по средневзвешенной стоимости ее капитала (Weighted Average Cost of Capital, WACC). Изменения структуры капитала, меняющие процентное соотношение ее компонентов, будут оказывать влияние на риск и стоимость каждого вида капитала, а также на WACC в целом. Изменения структуры капитала могут также влиять и на свободные денежные потоки, влияя на решения менеджеров, связанные с формированием бюджета капитальных вложений, а также определяя затраты, связанные с банкротством и финансовым крахом. Таким образом, структура капитала оказывает воздействие как на свободные потоки денежных средств, так и на WACC, а следовательно, и на цены акций.
Кроме того, многие фирмы выплачивают дивиденды, которые уменьшают нераспределенную прибыль, и таким образом увеличивают сумму, которую эти фирмы должны изыскать дополнительно для того, чтобы обеспечить финансирование своего бизнеса. Следовательно, решения о структуре капитала взаимосвязаны с политикой выплаты дивидендов. В этом разделе сайта мы сделаем акцент на выборе структуры капитала.
На решения о структуре капитала влияют многие факторы, как вы это увидите, определение оптимальной структуры капитала - это не точная наука. Поэтому даже фирмы, принадлежащие одной и той же отрасли, часто имеют значительно отличающиеся структуры капитала. Здесь мы сначала рассмотрим воздействие структуры капитала на риск ее компонентов, после чего мы используем эти данные для определения оптимального соотношения заемных и собственных средств.
Оптимизация структуры капитала
Деятельность компании подчинена определенным жизненным циклам. Для оценки структуры собственного капитала предприятия и принятия решения о ее оптимизации необходимо понимать, какой этап развития переживает компания в текущий момент.
Наиболее динамична стадия развития и диверсификации бизнеса, когда приходится принимать решения об инвестициях и их источниках. Получить ответ на вопрос, за счет какого источника выгоднее осуществить инвестиции, помогают методы финансового моделирования.
На практике чаще всего складывается ситуация, когда использование кредитных ресурсов позволяет существенно сократить срок достижения экономического эффекта, потому что аккумулирование прибыли для проектов — процесс длительный, а время, как известно, — деньги. В конечном итоге экономия времени приводит к более быстрому росту компании и максимизации прибыли.
На стадии стабилизации потребность в долгосрочных займах может просто не возникать. Для этой стадии нормальной является структура капитала, в которой доля заемного капитала минимальна.
В период спада или кризиса разрабатываются планы дальнейшей деятельности компании. Как правило, в этот момент обсуждаются антикризисные меры или принимается решение о ликвидации. Если намечен план по выводу компании из кризиса, то на этой стадии ухудшаются показатели рентабельности, снижается финансовая устойчивость. В данной ситуации предприятие влезает в долги и отношение собственного капитала к заемному очень низко (что и свидетельствует о кризисной ситуации). Здесь более значимой становится не структура капитала как таковая, а тенденции изменения финансового портфеля и будущие показатели, рассчитанные на основе плана выхода из кризиса.
Хотелось бы отметить, что универсальных критериев формирования оптимальной структуры капитала нет. Подход к каждой компании должен быть индивидуальным и учитывать как отраслевую специфику бизнеса, так и стадию развития предприятия. То, что характерно для структуры капитала компании, специализирующейся, например, на управлении недвижимостью, не совсем уместно для фирмы из сферы торговли или услуг. У этих компаний разные потребности в собственных оборотных средствах и разная фондоемкость. Следует учитывать и такой фактор, как публичность: непубличные компании с узким кругом учредителей (акционеров) более мобильны в принятии решений об использовании прибыли, что позволяет им достаточно легко варьировать и величину, и структуру капитала.
Структура капитала отражает соотношение заемного и собственного капиталов, привлеченных для финансирования долгосрочного развития компании. От того, насколько структура оптимизирована, зависит успешность реализации финансовой стратегии компании в целом. В свою очередь оптимальное соотношение заемного и собственного капиталов зависит от их стоимости.
В российской деловой среде распространено заблуждение, согласно которому собственный капитал считается бесплатным. При этом забывается очевидный факт: платой за собственный капитал являются дивиденды, и практически всегда это делает финансирование за счет собственных средств самым дорогим. К примеру, если у собственника бизнеса есть возможность получать дивиденды, скажем, на уровне 40%, стоимость собственного капитала становится более высокой, чем стоимость привлечения кредитов.
Как показывает мировая практика, развитие только за счет собственных ресурсов (то есть путем реинвестирования прибыли в компанию) уменьшает некоторые финансовые риски в бизнесе, но при этом сильно снижает скорость приращения размера бизнеса, прежде всего выручки (см. Рынок ценит деньги, а не прибыль). Напротив, привлечение дополнительного заемного капитала при правильной финансовой стратегии и качественном финансовом менеджменте может резко увеличить доходы владельцев компании на их вложенный капитал. Причина в том, что увеличение финансовых ресурсов при грамотном управлении приводит к пропорциональному увеличению объема продаж и зачастую чистой прибыли. Особенно это актуально для малых и средних компаний.
Однако перегруженная заемными средствами структура капитала предъявляет чрезмерно высокие требования к его доходности, поскольку повышается вероятность неплатежей и растут риски для инвестора. Кроме того, клиенты и поставщики компании, заметив высокую долю заемных средств, могут начать искать более надежных партнеров, что приведет к падению выручки. С другой стороны, слишком низкая доля заемного капитала означает недоиспользование потенциально более дешевого, чем собственный капитал, источника финансирования. Такая структура приводит к более высоким затратам на капитал и завышенным требованиям к доходности будущих инвестиций.
Оптимальная структура капитала представляет собой такое отношение собственных и заемных источников при котором обеспечивается оптимальное соотношение между уровнями …, т.е. максимизируется рыночная стоимость предприятия. При оптимизации капитала необходимо учитывать каждую его часть.
Собственный капитал характеризуется следующими дополнительными моментами:
1. Простотой привлечения (нужно решение собственника или без согласия других хозяйствующих субъектов).
2. Высокой нормой прибыли на вложенный капитал, т.к. не выплачиваются проценты по привлечению средств.
3. Низкий риск потери финансовой устойчивости и банкротства предприятия.
Недостатки собственных средств:
1. Ограниченный объем привлечения, т.е. невозможно существенно расширить хозяйственную деятельность.
2. Не используется возможность прироста рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных средств.
Таким образом, предприятие, использующее только собственные средства имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограниченны возможности прироста прибыли.
Достоинства заемного капитала:
1. Широкие возможности привлечения капитала (при наличии залога или гарантии).
2. Увеличение финансового потенциала предприятия при необходимости увеличения объемов хозяйственной деятельности.
3. Способность повысить рентабельность собственного капитала.
Недостатки заемного капитала:
1. Сложность привлечения, т.к. решение зависит от других хозяйствующих субъектов.
2. Необходимость залога или гарантий.
3. Низкая норма рентабельности активов.
4. Низкая финансовая устойчивость предприятия.
Следовательно, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий потенциал и возможность прироста рентабельности собственного капитала. При этом теряется финансовая устойчивость.
Для измерения совокупных результатов, достигаемых при различном соотношении собственного и заемного капитала используют финансовый показатель – финансовый левиридж (ФЛ). ФЛ измеряет эффект, заключающийся в повышении рентабельности собственного капитала за счет повышения доли заемного капитала в общей их сумме.
ЭФЛ = (Ра – ПС) * ЗК/СК, где Ра – рентабельность использования активов, ПС – процентная ставка за кредит, ЗК – заемный капитал, СК – собственный капитал. (Ра – ПС) называется дифференциалом финансового левириджа. ЗК/СК - … и характеризует объем заемного капитала, приходящегося на единицу собственного.
Выделение этих составляющих позволяет управлять эффектом финансового левириджа. Если дифференциал положителен, то повышение коэффициента приводит к увеличению роста эффекта. Однако рост ЭФЛ имеет предел, т.к. понижение финансовой устойчивости приводит повышению ставки процента.
При определенном коэффициенте дифференциал может быть сведен к нулю. Т.о. повышение финансового левириджа целесообразно при положительном дифференциале. При отрицательном дифференциале происходит снижение рентабельности собственного капитала.
Средневзвешенная цена капитала (WACC). Каждое предприятие должно знать свою оптимальную структуру капитала как комбинацию различных источников, приводящую к максимизации цены его акций. Привлекая новый капитал, предприятие обычно старается осуществить финансирование таким образом, чтобы сохранить фактическую структуру капитала по возможности более близкой к оптимальной.
Напомним, для целей экономической оценки инвестиций WACC — это средневзвешенная цена каждого нового дополнительного рубля прироста капитала, а отнюдь не средняя цена всех источников, привлеченных предприятием в прошлом, равно как не средняя цена источников, которые предприятие намерено привлечь в текущем году.
Пример: Оптимальная структура источников средств предприятия состоит из 30% заемного капитала, 10% привилегированных акции и 60% собственного капитала. Источники средств имеют следующую цену: заемный капитал a = 11%, привилегированные акции а = 10,3%, собственный капитал, представленный нераспределенной прибылью a= 14,7%. Ставка налогообложения для предприятия составляет 40%, Тогда, если сумма средств из указанных источников достаточна для формирования бюджета капиталовложений, WA СС составит 11,8%. Бели предприятие и мест накопленные в амортизационном фонде средства, они могут быть добавлены в бюджет капиталовложений по цене 11,8%.
График предельной цены капитала (Marginal Cost of Capital— MCC) — это линия, отражающая изменение цены очередного рубля вновь привлекаемого капитала. Предполагается, что предприятие вначале использует наиболее дешевый капитал для финансирования инвестиционных проектов, а затем — все более и более дорогой.
Точки перелома на графике МСС. Предприятие не может привлекать новый капитал с постоянной ценой в неограниченном объект По мере роста объемов привлекаемого для инвестирования Капитала его цена возрастает.
Заметим, что могут быть и другие подобные скачки. Кроме того, поскольку спрос инвесторов на ценные бумаги, как и спрос на любой товар, ограничен и зависит от их доходности, предприятие, увеличивая выпуск акций, будет вынуждено предлагать все более высокую цену за капитал из этого источника.
Предприятие привлекает дополнительный капитал для покрытия самых разнообразных инвестиционных потребностей: реализации высокодоходных проектов, развития производственной инфрастуктуры, прироста запасов и т.п. Независимо от общего числа направлений инвестирования, структура источников финансирования каждого из них должна оставаться неизменной (см. параграф 6.1). Поэтому в ходе инвестиционного проектирования используются не цены отдельных источников капитала (акционерного, заемного и др.), а средняя цена совокупного капитала заданной структуры. Так как цена каждого из перечисленных источников является ничем иным, как полной доходностью соответствующих финансовых инструментов, вполне логично предположить, что совокупная цена всех источников определяется по формуле средней доходности, то есть по формуле средней арифметической взвешенной (параграф 5.2). Получаемая таким образом средняя величина издержек по привлечению капитала обозначается WACC (Weighted Average Cost of Capital):
, 6.4.1
где w – удельный вес конкретного источника в общем объеме капитала;
Ke – цена собственного капитала;
Kps – цена капитала, привлекаемого за счет выпуска привилегированных акций;
Kd – цена заемного капитала;
Характеристика внешних источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия: эмиссия акций и облигаций, привлечение кредита, финансовый лизинг. Основные принципы привлечения средств из внешних источников.
Внешние источники делятся на:
Собственные
Привлеченные
Внешние (привлеченные) источники собственных средств
Акционерный капитал в отличие от кредита, выпуска векселей и облигаций является инструментом не долгового, а долевого финансирования. Поэтому, прежде чем говорить о преимуществах и недостатках этого инструмента, скажем несколько слов о способах привлечения средств через акционерный капитал. Привлечение финансирования через акционерный капитал компания может осуществлять путем дополнительной эмиссии акций или продажи ранее выпущенных акций.
Дополнительную эмиссию акций13 компания может проводить как по открытой подписке (только открытые акционерные общества) с целью распространения акций среди широкого круга участников фондового рынка, так и по закрытой подписке в пользу конкретного инвестора, с которым было достигнуто предварительное соглашение.
Фирма также может продать ранее выкупленные акции, находящиеся у нее на балансе. Кроме того, акционеры компании могут договориться между собой о продаже определенной доли своих акций на бирже для того, чтобы затем направить полученный доход на развитие компании, например в виде беспроцентного займа или с использованием других схем.
Преимущества. Поскольку эмиссия акций — не долговой источник финансирования, то капитал, полученный посредством выпуска акций, не надо возвращать. Более того, иногда можно даже обойтись без выплаты дивидендов по этим акциям (если компания заявляет о том, что намерена всю прибыль вкладывать в дальнейшее развитие производства, то акционеры будут покупать акции не из-за дивидендов, а в надежде на рост котировок).
Недостатки. Выпуск акций является самой дорогой и самой сложной формой привлечения инвестиций и характеризуется длительным процессом подготовки независимо от того, осуществляет ли предприятие дополнительную эмиссию (увеличивает уставный капитал) или продает акции, находящиеся на балансе компании или принадлежащие действующим акционерам.
Компания, решившаяся на такой шаг, должна быть к этому готова: иметь прозрачную структуру собственности, по возможности исключающую перекрестное владение (например, когда дочерняя компания владеет акциями материнской компании), характеризоваться прочными позициями на рынке и хорошими перспективами роста выручки и прибыли. Компания должна иметь четкую стратегию развития, понятную инвесторам, и прозрачную финансовую отчетность. И самое главное — менеджмент и акционеры компании должны быть готовы допустить к участию в управлении миноритарных акционеров — новых владельцев акций, то есть к частичной потере контроля над предприятием (компания должна быть готова продать сторонним инвесторам не менее 5% от своего уставного капитала — минимально необходимую величину для формирования ликвидного рынка акций предприятия).
Процесс подготовки эмиссионных документов очень сложен и занимает продолжительное время. На этой стадии затраты компании аналогичны затратам при выпуске облигаций: налог на эмиссию, вознаграждение андеррайтеру. Кроме того, обычно возникает ряд дополнительных расходов: по найму инвестиционных и PR-агентств, формированию в структуре компании подразделения, которое будет ответствено за взаимодействие с инвесторами.
После выпуска акций компания несет затраты на поддержание капитализации и проведение разнообразных мероприятий, направленных на формирование и утверждение положительного имиджа компании в инвестиционном сообществе. Конечно, эти мероприятия не являются обязательными, однако без них эмиссия акций становится бессмысленной.
Вывод. Использование акционерного капитала для привлечения финансирования требует от компании максимальной прозрачности и открытости. С успехом применять этот инструмент могут только стабильно работающие предприятия, финансово-устойчивые, с положительными прогнозами будущего роста продаж и чистой прибыли и хорошей публичной кредитной историей (благодаря выпуску векселей и облигаций)
Предприятия могут привлекать собственные средства путем увеличения уставного капитала за счет дополнительных взносов учредителей или выпуска новых акций. Возможности и способы привлечения дополнительного собственного капитала существенно зависят от правовой формы организации бизнеса.
Акционерные общества, испытывающие потребность в инвестициях, могут осуществлять дополнительное размещение акций по открытой или закрытой подписке (среди ограниченного круга инвесторов).
В общем случае первичное размещение акций предприятия по открытой подписке (Initial Public Offering — IPO) представляет собой процедуру их реализации на организованном рынке с целью привлечения капитала от широкого круга инвесторов.
Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» под публичным размещением понимается «размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг».
Таким образом, IPO российской компании — это размещение дополнительной эмиссии акций ОАО путем открытой подписки на фондовых биржах, при условии, что до момента размещения акции не обращались на рынке. При этом в соответствии с директивами ФСФР не менее 30% от общего объема проводимого IPO должно быть размещено на отечественном рынке.
В общем случае подготовка и проведение IPO предполагает осуществление четырех этапов.
На первом (подготовительном) этапе предприятие должно выработать стратегию размещения, выбрать финансового консультанта, перейти на международные стандарты финансовой отчетности, провести аудит финансовой отчетности и систем внутреннего контроля за 3-4 года, предшествующих IPO, осуществить необходимые структурные преобразования, создать публичную кредитную историю, например, путем эмиссии облигаций.
На втором этапе определяются основные параметры предстоящего IPO, проводятся процедуры юридической и финансовой комплексной проверки, а также независимой оценки бизнеса (due diligence).
На третьем этапе осуществляется подготовка и регистрация проспекта эмиссии, принимается решение о выпуске, доводится информация об IPO до потенциальных инвесторов, определяется окончательная цена размещения.
На заключительном этапе происходит собственно проведение размещения, т. е. допуск компании на биржу и подписка на акции.
Финансирование за счет эмиссии обыкновенных акций имеет следующие преимущества:
этот источник не предполагает обязательных выплат, решение о дивидендах принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров;
акции не имеют фиксированной даты погашения — это постоянный капитал, который не подлежит «возврату» или погашению;
проведение IPO существенно повышает статус предприятия как заемщика (повышается кредитный рейтинг, по оценкам экспертов, стоимость привлечения кредитов и обслуживания долга снижается на 2—3 % годовых), акции могут также служить в качестве залога по обеспечению долга;
обращение акций предприятия на биржах предоставляет собственникам более гибкие возможности для выхода из бизнеса;
повышается капитализация предприятия, формируется рыночная оценка его стоимости, обеспечиваются более благоприятные условия для привлечения стратегических инвесторов;
эмиссия акций создает положительный имидж предприятия в деловом сообществе, в том числе — международном, и т. д.
К общим недостаткам финансирования путем эмиссии обыкновенных акций следует отнести:
предоставление права участия в прибылях и управлении фирмой большему числу владельцев;
возможность потери контроля над предприятием;
более высокая стоимость привлеченного капитала по сравнению с другими источниками;
сложность организации и проведения эмиссии, значительные расходы на ее подготовку;
дополнительная эмиссия может рассматриваться инвесторами как негативный сигнал и приводить к падению цен в краткосрочной перспективе.
Следует отметить, что проявление перечисленных недостатков в Российской Федерации имеет свою специфику. В дополнение к ним, широкому распространению практики проведения IPO российскими предприятиями препятствуют как внешние факторы (неразвитость фондового рынка, особенности правового регулирования, доступность иных источников финансирования), так и внутренние ограничения (неготовность большинства предприятий к IPO, настороженное отношение собственников к возможным издержкам «прозрачности», опасения потери контроля и т. п.). Рассмотрим их более детально.
Значительной проблемой, вызванной особенностями правового регулирования, является временной разрыв между датой принятия решения о размещении акций и началом их обращения на вторичном рынке. По оценкам специалистов РТС, в среднем на подготовку и проведение IPO уходит около полугода.
Еще одним существенным ограничением является требование обеспечения «прозрачности». Раскрытие информации при IPO требуется в значительно большем объеме, чем при получении различных видов займов. В то же время в силу сформировавшегося правового климата и сложившейся деловой практики (преобладание закрытых сделок, «серые» схемы расчетов и оптимизации налогообложения, непрозрачная структура бизнеса) многие российские предприятия весьма болезненно реагируют на требование «прозрачности». Раскрытие информации о конечных собственниках, схемах снижения налоговой нагрузки и т. д. может сделать компанию легкой мишенью для поглощения с использованием судебных, правоохранительных и фискальных органов.
Многие российские предприятия не готовы к осуществлению IPO. Прозрачность бизнеса в большинстве случаев является следствием наличия четкой стратегии развития (экономически оправданного бизнес-плана) и соответствующей ей структуры управления, позволяющей достигать поставленных целей, управлять ростом, контролировать риски и эффективно использовать капитал. Лишь немногие отечественные предприятия соответствуют этим критериям.
Внешние (привлеченные) источники заемных средств
Банковский кредит
Преимущества. Кредит — это самый распространенный и самый простой способ получения денег для краткосрочных проектов или для пополнения оборотных средств.
При получении кредитов все затраты предприятия будут сводиться только к выплате процентов по займу. Фирме не придется тратиться на услуги финансовых консультантов и платить налог на эмиссию ценных бумаг (как в случае выпуска акций или облигаций). Процентная ставка по кредитам, как правило, варьируется от 14 до 25% годовых в зависимости от надежности заемщика и сроков кредитования.
Недостатки. Кредит относится к разряду обеспеченного финансирования: заемщику придется позаботиться о залоге, стоимость которого должна, как правило, в 1,5—2 раза превышать объем получаемых средств.
Кроме того, если предприятие намеревается вложить деньги в долгосрочный проект и нуждается в большой сумме средств, то с получением такого кредита могут возникнуть сложности.
Возможность получения кредита во многом зависит от взаимоотношений компании с конкретным банком. Поэтому, налаживая сотрудничество с новым банком, предприятие каждый раз фактически начинает «с нуля». Проблема в том, что кредитная история, созданная компанией в одном банке, может не иметь никакого веса для другого.
Вывод. Получение банковского кредита можно назвать повседневным инструментом привлечения средств для финансирования текущей деятельности предприятия. Если же бизнес компании существенно расширяется и фирме необходимы долгосрочные заемные средства, то получение кредита может превратиться в длительный и сложный процесс. Тогда следует обратить внимание на другие финансовые инструменты.
Облигации
Преимущества. Как и в случае выпуска векселей, эмиссия облигаций7 создает публичную кредитную историю компании, а распределение облигаций среди большого числа инвесторов исключает зависимость от одного инвестора и уменьшает вероятность потери контроля над собственной компанией.
Облигация может использоваться для привлечения долгосрочного финансирования: обычно она выпускается на два-три года, в то время как кредит редко удается получить на срок более 12 месяцев. Правда, не все инвесторы готовы инвестировать средства в долгосрочные инструменты, поэтому многие эмитенты, выпускающие облигации со сроком погашения более одного года, предлагают полугодовую или годовую оферту
При выпуске облигаций компания получает ряд дополнительных услуг от банка-андеррайтера, например бридж-финансирование (получение определенного объема средств еще до размещения облигаций) и предофертное финансирование (получение кредита для исполнения обязательств по оферте). Это позволяет нивелировать такие недостатки облигаций, как длительный срок подготовки выпуска займа и наличие промежуточных оферт, превращающих долгосрочные заимствования в краткосрочные.
У облигаций отсутствует недостаток, присущий векселям, — обязательная бумажная форма. Выпуск облигаций, как правило, оформляется одним глобальным сертификатом10, который хранится в депозитарии. При размещении облигаций депозитарий делает записи по счетам депо11 с эмиссионного счета эмитента на клиентские счета. В дальнейшем переход права собственности на облигации от одних владельцев к другим также фиксируется записями по счетам депо.
Облигация удобнее векселя еще и тем, что как эмиссионная ценная бумага она может обращаться на бирже, поэтому владелец в любой момент может продать ее или купить новые облигации.
Недостатки. Облигации являются довольно дорогим способом финансирования. При выпуске облигаций затраты компании будут состоять из двух частей: непосредственных затрат по обслуживанию эмиссии и затрат на ее организацию. Первая часть затрат определяется рыночными условиями и качеством компании как заемщика. Вторая часть расходов состоит из налога на эмиссию в размере 0,8% от объема выпуска, комиссии депозитарию, который выступит держателем глобального сертификата облигаций (0,035%), комиссии бирже за размещение облигаций среди инвесторов (0,02%), а также вознаграждения андеррайтеру за организацию и размещение выпуска облигаций (около 1% от объема выпуска).
Таким образом, помимо непосредственных затрат по выплате процентов, величина которых может быть меньше, чем при получении кредита, компания берет на себя дополнительные расходы в размере около 2% от объема получаемых средств. Правда, за счет более продолжительного срока заимствования дополнительные 2% расходов при выпуске облигаций распределяются равномерно на весь срок обращения облигаций, поэтому годовая ставка процентов по облигациям по сравнению с кредитом в итоге увеличивается не на 2, а на 1% и менее. Годовая стоимость облигационного займа (i) будет равна:
i = YTM + 2%/N,
где YTM — доходность облигаций к погашению; 2% — постоянные издержки, связанные с выпуском облигаций; N — срок обращения облигаций в годах.
Требуемая доходность облигаций к погашению (YTM) определяется исходя из конъюнктуры фондового рынка. На текущий момент ставки по годовым инструментам находятся в диапазоне от 12 до 21% годовых в зависимости от кредитного качества эмитента. Минимальная ставка (12%) доступна наиболее надежным эмитентам, таким как РАО «ЕЭС России», «АЛРОСА» и т. п. Большинство же эмитентов — средние и мелкие компании — могут разместить облигации под 15—21% годовых. При этом облигационные ставки имеют тенденцию к снижению: так, в конце 2001 года под 20% торговались полугодовые инструменты лучших эмитентов.
Выпуск облигаций становится эффективным, только когда объем эмиссии составляет не менее 250—300 млн руб.12 При этом следует иметь в виду, что общий объем всех выпущенных компанией облигаций не должен превышать величину ее уставного капитала или сумму обеспечения, предоставленного компании третьими лицами для выпуска облигаций (ст. 102 ГК РФ).
Вывод. Облигации могут быть подходящим финансовым инструментом для финансирования инвестиционных проектов и подготовки к выходу на рынок акций.
Финансовый лизинг
Лизинговые сделки этого типа представляют собой операцию по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку его эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки.
Основные признаки, характеризующие финансовый лизинг, состоят в следующем:
лизингодатель приобретает имущество не для собственного использования, а специально для передачи его в лизинг;
право выбора имущества и его продавца принадлежит пользователю;
продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг; имущество непосредственно поставляется пользователю и принимается им в эксплуатацию;
претензии по качеству имущества, его комплектности, исправлению дефектов в гарантийный срок лизингополучатель направляет непосредственно продавцу имущества;
риск случайной гибели и порчи имущества переходит к лизингополучателю после подписания акта приемки-сдачи имущества в эксплуатацию.
Финансовый лизинг имеет несколько различных видов, которые получили самостоятельное название.
Классический финансовый лизинг характеризуется трехсторонним характером взаимоотношений и возмещением полной стоимости имущества. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика необходимое оборудование и передает его в лизинг лизингополучателю, возмещая свои финансовые затраты и получая прибыль через лизинговые платежи.
Финансовый лизинг характеризуется следующими основными чертами:
участие третьей стороны (производителя или поставщика объекта сделки);
невозможность расторжения договора в течение так называемого основного срока аренды, т.е. срока, необходимого для возмещения расходов арендодателя. Однако на практике это иногда происходит, что оговаривается в соглашении о лизинге, но в этом случае стоимость операции значительно возрастает;
более продолжительный срок лизингового соглашения (обычно близкий сроку службы объекта сделки);
объекты сделок, как правило, отличаются высокой стоимостью.
После завершения срока контракта лизингополучатель может:
купить объект сделки, но по остаточной стоимости;
заключить новый договор на меньший срок и по льготной ставке;
вернуть объект сделки лизинговой компании.
О своем выборе лизингополучатель сообщает лизингодателю за 6 месяцев или в другой период до окончания срока договора. Если в договоре предусматривается соглашение (опцион) на покупку предмета сделки, то стороны заранее определяют остаточную стоимость объекта. Обычно она составляет от 1 до 10% первоначальной стоимости, что дает право лизингодателю начислять амортизацию на всю стоимость оборудования.
Т.к. финансовый лизинг по экономическим признакам схож с долгосрочным банковским кредитованием капитальных вложений, то особое место на рынке финансового лизинга занимают банки, финансовые компании и специализированные компании, тесно связанные с банками.
- Сущность, функции и цели финансового менеджмента.
- Финансовые ресурсы и капитал организации. Основные задачи управления капиталом.
- 3. Базовые концепции финансового менеджмента.
- Временная стоимость денег. Потоки платежей и методы их оценки.
- 5. Классификация текущих затрат организации. Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью организации.
- Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли.
- Политика управления оборотным капиталом. Операционный и финансовый цикл организации.
- 7. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Виды кредитной политики организации.
- 8. Сущность и классификация денежных потоков организации.
- Основные методы оптимизации денежных потоков.
- 10. Диверсификация и риск в управлении портфелем ценных бумаг.
- Бюджетирование как вид финансового планирования.
- Сущность и виды финансовых рисков. Методы их оценки.
- Управление финансовыми рисками состоит из след. Этапов:
- Структура и стоимость капитала организации. Средневзвешенная и предельная цена капитала.
- Эффект финансового рычага и заёмная политика организации.
- Система показателей оценки финансового состояния предприятия.
- 17. Управление собственным капиталом. Факторные модели расчёта показателя рентабельности собственного капитала.
- 18. Сущность и виды дивидендной политики организации. Факторы, определяющие её выбор.
- 19. Сущность и содержание разделов бизнес-плана инвестиционного проекта.
- 20. Методы оценки эффективности инвестиционного проекта.
- I. Методы дисконтирования
- II. Простые или статические методы