1. Понятие, предмет, метод финансового права.
Фин.право как отрасль российского права представляет собой совокупность юр.норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе фин.деятельности гос-ва, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций. Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления гос-вом фин.деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств. Предметом регулирования фин.права являются финансы. Отношения сферы фин.деятельности гос-ва и муниц.образований, составляющие предмет фин.права, подразделяются: 1. в зависимости от функций фин.деятельности: - мобилизации денежных средства в гос. и муниц.фонды, - распределения фин.ресурсов гос-ва, - использования фин.ресурсов гос-ва и муниц.образований, - контроля за движением фин.ресурсов гос-ва и муниц.образований, - эмиссии денежных знаков; 2. в зависимости от субъектов, между кот. они возникают: - отношения между РФ, субъектами РФ (на 2008г. - 80) и закрытыми административно-территориальными образованиями (это структуры, где полностью управляет Правительство РФ, их 47), в лице соответствующих гос.органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ); - между фин.органами как представителями интересов гос-ва в целом и отдельными предприятиями и организациями; - между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных). 3. по экономическому критерию: - финансовые: к ним относятся отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: - отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и гос.внебюджетные фонды, - отношения по бюджетному финансированию и т.д, - нефинансовые – это такие отношения, при кот. не осуществляется движение денежных средств, что явл. главным признаком финансов; 4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам: - бюджетные, - возникающие при формировании и исполнении бюджетов гос. и муниц.внебюджетных фондов, - налоговые, - неналоговые, - отношения по гос.внутреннему долгу, - по сметно-бюджетному финансированию, - по гос.внебюджетному финансированию, - по бюджетным кредитам, - по гос.страхованию, - по денежному обращению и расчётам, - по валютному регулированию. Метод – способ воздействия на общественные отношения. Основным методом правового регулирования фин.права явл. метод властных предписаний – решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, т.е. гос-вом, кот. даёт властные предписания, обязательные для другой стороны правоотношения. Основные характеристики: - приводит к преобразованию позитивных обязываний, а не дозволений, - императивен, т.е. в большинстве случаев субъекты фин.права не могут по своему усмотрению приобретать фин.права и обязанности, определять их содержание, осуществлять их и распоряжаться ими, - субъекты фин.права вступают в фин.правоотношения не по своей воле и не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов гос.органов, - субъекты фин.права юридически не равны, - используется совместно с методами рекомендаций и согласования.
- 1. Понятие, предмет, метод финансового права.
- 2. Система финансового права. (сфп)
- 3. Принципы финансового права.
- 4. Источники финансового права.
- 5. Понятие финансовой системы.
- 6. Финансовые правоотношения: их особенности и виды.
- 7. Финансовая деятельность государства.
- 8. Понятие и значение финансового контроля.
- 9. Понятие и виды методов финансового контроля.
- 10. Государственный финансовый контроль.
- 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль.
- 12. Страхование как институт финансовой системы.
- 13. Бюджетное право и его источники.
- 14. Понятие, роль и функции бюджета.
- 15. Бюджетное устройство рф: организация принципы построения.
- 16. Характеристика доходной и расходной части федер. Бюджета рф.
- 17. Понятие и значение бюджетной классификации.
- 18. Понятие и стадии бюджетного процесса.
- 19. Бюджетное финансирование.
- 20. Внебюджетные средства.
- 21. Налоговое право и его источники.
- 22. Характеристика налоговых правоотношений.
- 23. Права и обязанности налогоплательщиков.
- 24. Права и обязанности налоговых органов.
- 25. Характеристика налогов и сборов в рф.
- 26. Характеристика акцизов.
- 27. Банковское право и его источники.
- 28. Понятие и виды кредитных организаций.
- 29. Структура банковской системы рф. Банковская группа, банковский холдинг.
- 30. Банковские операции и другие сделки кредитной организации.
- 31. Органы управления кредитной организации.
- 32. Регистрация и лицензирование кредитной организации.
- 33. Ликвидация и реорганизация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации.
- 34. Меры обеспечения стабильности банковской системы.
- 35. Наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации.
- 36. Организационно-правовой статус цб рф.
- 37. Цели деятельности и функции цб рф.
- 38. Указания, положения и инструкции цб рф.
- 39. Принципы организации цб рф. Органы управления цб рф.
- 40. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов на территории рф. Характеристика форм безналичных расчетов.
- 41. Организация денеж. Обращения. Денежно-кредитная политика цб рф.
- 42. Банковские операции и сделки цб рф.
- 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф.
- 44. Валютное регулирование в рф.
- 45. Правовое регулирование финансов предприятий.
- 46. Общие особенности разрешения споров в сфере финансовых правоотношений.
- 47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов.
- 48. Общая характеристика правонарушений в сфере обращения финансов.
- 49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права.
- 50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности.