41. Государственный кредит: сущность, функции, управление (см. Также № 42)
Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Государство является гарантом, если оно берет на себя ответственность за погашение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат. Чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков.
Различают внешний и внутренний государственный кредит. Внешний государственный кредит возникает у государства с зарубежными странами, с международными финансово-кредитными организациями. Внутренний государственный кредит проявляется, когда государство проводит кредитные операции внутри страны.
Государственный кредит является экономической категорией, которой присущи одновременно черты кредита и финансов. Он является одним из видов кредита и характеризуется теми же признаками, что и остальные виды: срочность, платность, возвратность и обеспеченность.
В то же время государственный кредит обладает определенными особенностями:
при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход;
на уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Н-р, займы на строительство новой дороги, жилого массива;
государства привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:
через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Положительное воздействие этой функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы делать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпушенным называется рефинансированием государственного долга.
регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита;
контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, поскольку, во-первых, тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, во-вторых, охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, т.к. предполагает возвратность и возмездность получения средств, а, в-третьих, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
В широком смысле под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом как одним из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.
В узком смысле под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
минимизация стоимости долга заемщика;
недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использование выделенных кредитов;
обеспечение своевременного возврата кредитов;
максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства РФ обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком.
- 41. Государственный кредит: сущность, функции, управление (см. Также № 42)
- 42. Государственный долг: содержание и основные формы
- 43. Государственные социальные внебюджетные фонды: назначение, порядок формирования и использования средств фондов
- 44. Базовые концепции финансового менеджмента (см. Также № 59)
- 45. Нематериальные активы: понятие, роль, источники финансирования, амортизация
- 46. Денежная система России (см. Также № 12)
- 47. Понятие и структура платежной системы
- 48. Формы безналичных расчетов во внутреннем обороте
- 49. Формы международных расчетов
- 50. Кредит: сущность, формы, ссудный процент (см. Также № 41)