logo
История / Музей диорама

Орловский краеведческий музей

 

Историческая справка

Орловский краеведческий музей один из старейших музеев России. По мере того, как в богатой и обширной Орловской губернии, знаменитой многочисленными "дворянскими гнездами", формировалось общество, стала ощущаться потребность в культурной среде. Просвещенные патриоты, прочитавшие "Историю" Карамзина, уже задумывались о создании общественного учреждения, могущего явить жителям губернского града и гостям оного древнюю славу этих мест, где не единожды свершались события, столь значительные в судьбах России. А еще было честолюбивое желание отдельных энтузиастов из чиновных кругов выставить на всеобщее обозрение источники прогресса и процветания - естественные богатства черноземного края, лежащего между лесом и степью. Созданию "первомузея" предшествовало открытие выставки "с целью соединить в одном месте образцы всего, что ни представляет наша губерния отличительного в естественном и искусственном отношениях" и приурочена к визиту в Орел Государя Великого князя. Высочайшее посещение и всемилостивое одобрение сей инициативы, нашло отражение в письменных источниках. Д.И. Басов в "Истории города Орла" уточняет, что 19 августа 1837 года Великий князь Александр Николаевич "отправился на городскую выставку, где изволил осматривать изделия и растения". Наследник престола выразил свое удовлетворение, наградив хранителя П.А. Азбукина бриллиантовым перстнем. В журнале МВД "Историческо-статистическое описание городов Орловской губернии" за 1838 год Н. Азбукин отмечал: "устройство в Орле публичной библиотеки и открытие губернского музеума, по предначертанию Министерства Внутренних Дел, составляет ныне предмет попечений начальства Орловской губернии". В первом номере "Орловских губернских ведомостей" вышедшем 7 января 1838 года, в пятницу, Орловский гражданский губернатор (Н.М. Васильчиков) выразил признательность "за приношения, сделанные Орловскому губернскому музеуму". Газета перечисляла имена 73 орловцев, передавших в дар "музеуму" археологические находки, коллекции монет, образцы пеньки, шерсти, стекла, хрусталя, кожи, сахарной патоки и многое, многое другое. В последствии "губернский музеум" постоянно упоминается в сочетании с публичной библиотекой. Известно, что оба эти учреждения размещаются в корпусе училища детей канцелярских служителей. В 1849 -50 году Предводитель Орловского губернского дворянства уведомляет Орловского губернатора о переводе этого культурного комплекса в частный дом письмоводителя Канцелярии Губернского Предводителя Дворянства, Титулярного Советника Горохова. Все эти годы руководство "музеумом" и библиотекой осуществляет П.А. Азбукин. К сожалению подробных достоверных сведений, о составе коллекций, о новых поступлениях в губернский музей не сохранились. Пробелы в наших знаниях о предыстории музея обусловлены как недостаточностью учетных систем XIX века, так и потерями и утратами, связанными со многими преобразованиями музея, а также революционными и военными событиями XX века. Среди сохранившихся реликвий начальной музейной традиции - кости допотопных животных, рог носорога и "кресло Екатерины Великой", бережно сохраненное в недрах губернской канцелярии и в дальнейшем переданное в формирующиеся заново музейные фонды. В 1884 году в стране создаются ученые архивные комиссии. Стараниями академика Н.В. Колычева образованы первые губернские ученые архивные комиссии в городах Орле, Рязани, Тамбове, Твери. Члены комиссии проводили археологические раскопки, серьезные исследования по истории, этнографии, экономике, изучали архивы, собирали коллекции - и самое главное - научно систематизировали результаты своих подвижнических трудов и представляли их общественности. Материалы исследований печатались в "Трудах Орловской Ученой архивной комиссии"; здесь впервые увидели свет материалы Г.М. Пясецкого, А.Н. Шульгина, А.С. Тарачкова, А.Т. Пупарева, А.К. Юрасовского, а также протоиерея о. Ильи Ливанского. Именно с деятельностью Орловской ученой архивной комиссии связан новый этап в развитии музейного дела в Орле. В первой книге отзывов записано: "Лета 1897 года - декембрия 7-го дня в царствование императора Николая II начальником губернии камергером А.Н. Трубниковым открыт основанный им Орловский музей при губернской ученой архивной комиссии в бытность его председателем поименованной комиссии при вице-председателе комиссии С.А. Хвостове, при заведующем делами С.А. Блохине и при хранителях музея К.В. Ферро и Ф.Ф. Похвалинском". Открывшийся музей разместили в здании присутственных мест в помещении губернского правления, находившемся на углу улиц Садовой и Свербеевского переулка (ныне ул. М.Горького и Пионерская. Здание не сохранилось). Среди первых дарителей в музей были члены ученой архивной комиссии, в том числе ее председатель, орловский губернатор А.Н. Трубников, актриса М.Г. Савина, протоирей И.В. Ливанский, дарили местные помещики и служители церкви, правления фабрик и заводов, земские учреждения. Музей состоял из двенадцати разделов: географического, археологического, естествознания, этнографического, церковно-исторического, архивного, народного образования, сельскохозяйственного, промышленного, научного, литературного и художественного. Особой заботой архивной комиссии и музея было создание коллекций связанных с творчеством орловских писателей и, прежде всего И.С. Тургенева. В "Списке жертвователей в Орловский музей", изданным хранителями музея Ферро и Похвалинским в 1899 г. спустя два года, названы имена дарителей и предметы поступлений. Так, от протоиерея Ливанскогобыл получен план села Спасского (Лутовинова) Мценского уезда (имения И.С. Тургенева), от Савиной М.Г., актрисы Императорских петербургских театров... - бюст Ивана Сергеевича Тургенева из темной бронзы в натуральную величину работы скульптора (женщины Жозефины Антоновны Полонской (вдовы поэта), от хранителя Ф.Ф. Похвалинского - три литографированных портрета (издания Мюнстера) орловских уроженцев: Петра Алексеевича Ермолова, Ивана Сергеевича Тургенева и Тимофея Николаевича Грановского. Значительная часть разнообразных предметов музейного значения поступила от знаменитого певца А.Н. Николаева. Это книги, планы, шкатулки, монеты, карты, альбомы и большая художественная коллекция (портреты, пейзажи, натюрморты, фотографии). Музей в Орле постепенно накапливал коллекции и знания, в русле классической традиции служа с усердием делу просвещения новых поколений русских интеллигентов и укреплению местного патриотизма в провинциальном обществе. Ход естественного и постепенного развития музея был резко прерван и направление его деятельности кардинально изменено революционными событиями. После Октября 1917 года музейные фонды пополнились ценностями из Орловского церковно-археологического общества, собранием военного снаряжения при частях Орловского гарнизона и Кадетского корпуса, а также за счет национализированных коллекций частных лиц. В 1918 году Орловский музей закрыли. После многих месяцев скитаний 1 мая 1919 года музей был открыт вновь, но уже как историко-художественный. Основное место в нем заняли экспонаты, привезенные из дворянских имений и полученные в результате конфискаций и реквизицией буржуазных городских квартир. Особенно значительные ценности поступили из фамильных собраний Куракиных в Малоархангельском уезде, Комаровских в Орловском и Михаила Романова в Севском уездах. Необходимо пояснить, что большая часть, накопленных в "дворянских гнездах" сокровищ, вывозилась в столицу, а так же по своему произволу распределялась новой властью в имущество разных советских учреждений, где зачастую бесценные вещи расхищались или приводились в негодность. Были попытки изымать ценности даже из музея для революционных нужд и потребностей. И только стойкое упорство и самоотверженное просветительство краеведческого актива из старой интеллигенции сохранило музей в Орле как необходимое звено передачи традиции от прежней культуры к новой. Некоторые поступления в музей: ценные книги, мебель, картины, составляющие сегодня гордость края, сохранились благодаря профессионализму и энтузиазму сотрудников музея. Поиски новых форм для пролетарской культуры выразились в постоянных реформах сети культпросвета, в том числе музейной системы. В 1920 году в Орле открылся естественно - исторический музей. Историко-художественный, естественно - исторический и литературный музей И.С. Тургенева входили в Государственный научный музей, который в1925-1928 гг. назывался Государственным областным музеем, с 1928 -Орловским окружным музеем, а с 1930 года - Музеем истории края. В 1932 году на базе историко-художественного и естественно - исторического создан Орловский районный краеведческий музей (с 1937 г. областной), который разместился в здании Торговых рядов, являющихся памятником архитектуры. Краеведческое движение было по сути целенаправленным стремлением интеллигенции в условиях социалистического строительства сохранять преемство с культурно-исторической традицией русского народа. Последующие поколения обязаны этим энтузиастам благодарной памятью. П.С. Ткачевский - художник, археолог, краевед, музейный работник, лектор, очень знаменитая фигура в культурной жизни края в двадцатые годы; он возглавлял отдел ГУБНО и комиссию по охране памятников старины и искусства. Петр Сергеевич внес большой вклад в формирование, изучение, описание и сохранность музейных коллекций, памятников истории и культуры, в развитие музейной сети губернии, по его инициативе и с его непосредственным участием создавались музеи в Мценске, Волхове, Новосиле, Ливнах, Орле, Карачеве. В 1925 году было создано Орловское общество краеведения, объединившая известных исследователей истории. Его возглавил П.С. Ткачевский - заведующий историко-художественным музеем. Общество состояло прежде всего из краеведов и работников музеев. В самом начале сталинской диктатуры, репрессии затронули музейных работников и исследователей края. По "Делу краеведов" в Орле были арестованы П.В. Малашенко, И.И. Лебедев, В.В. Петиков, в Москве П.С. Ткачевский и В.М. Викторова-Оболенская. В ходе репрессивных действий против скрытых сторонников "старого режима" были расстреляны В.В. Петиков — секретарь Орловского губернского бюро краеведения и И.И. Лебедев - научный сотрудник Орловского антирелигиозного музея. В.М. Викторова-Оболенская, Ф.Ф. Руднев, П.В. Малашенко и другие музейные работники и краеведы получили разные сроки заключения. Научный и кадровый потенциал музейного дела был ослаблен настолько, что в предстоящих испытаниях Орел не смог сохранить в полноте свои коллекции и свои традиции. В годы Великой Отечественной войны на долю Орловского музея выпала сложная судьба. Часть коллекции (более 3 тыс. экспонатов) в последний момент была эвакуирована в Елец, затем в Пензу. В период оккупации города музей работал. В музее была создана экспозиция, получившая название "Тургеневская комната", звучало Тургеневское слово, все цитаты были написаны только на русском языке. Фашисты изымали из музея мебель, картины, книги, все, что считали необходимым. По сохранившемуся в устной передаче преданию (подтверждающемуся публикациями в немецкой прессе) комендант города отдал приказ заминировать здание музея и взорвать при отступлении. Один из офицеров,посетивший музей и проникший симпатией к русской провинции, в последний момент отменил приготовления к взрыву и спас от гибели часть коллекций, тем не менее, от прямого попадания авиабомбы часть здания была разрушена и в первые послевоенные годы при реконструкции Торговых рядов был надстроен третий этаж, в котором позднее были размещены фондохранилища и отделы музея. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в музей возвращались различными путями музейные ценности. После военный период - это период сбора экспонатов, создания экспозиций и выставок. Новый этап в жизни музеев орловской области приходится на 70-80-е гг. XX века, на "музейный бум". На правах филиалов Орловского областного краеведческого музея были открыты Музей истории г. Мценска (1980 г.), Дом-музей В.А. Русанова (1982 г.), музей-диорама "Орловская наступательная операция. 1943 г."(1983 г.), в качестве филиалов в 1984 году были присоединены Дмитровский этнографический музей и Ливенский историко-революционный музей. В середине 90-х гг., в силу разных обстоятельств музеи г. Волхова, Дмитровска, Ливен и Мценска перешли в муниципальную собственность. В настоящее время Орловский краеведческий музей имеет два филиала: Дом-музей В.А. Русанова и музей-диораму. Коллектив Орловского краеведческого музея работает над созданием экспозиции военно-исторического музея, разрабатывает новую концепцию краеведческого музея. Активно сотрудничает с общественными организациями, творческим союзами, ведет большую выставочную деятельность. В залах музея представляют свои работы художники, дизайнеры, фотографы, народные мастера, творческие работники. В начале второго столетия своего существования Орловский краеведческий музей находится в сложном положении. Все трудности переходного времени отразились на его научно-методической и, главное, материальной базе. Закрыта по техническим и методологическим причинам часть экспозиций; с большими сложностями проходят комплектование фондов и реставрация музейных предметов. Тем не менее, новый век открывает новые перспективы. Разработан и реализуется проект военно-исторического музея на базе музея-диорамы. Новая концепция музея преобразует основную стационарную экспозицию на новой современной структуре с максимально возможным сохранением того большого опыта, что накоплен поколениями.