logo
История / Музей диорама

Орловский краеведческий музей

 

Фондовые коллекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музейное собрание насчитывает более 160 тысяч единиц хранения, в том числе около 110 тысяч предметов основного фонда. Формирование коллекций началось задолго до открытия музея. Решением Орловской Ученой архивной комиссии, постановившей начать работы по созданию губернского музея, с сентября 1884 г. ведется "Памятная Книга", в которой регистрируются по мере поступления "вещи ... дареные различными лицами, равно купленные комиссией". К моменту открытия музейное собрание насчитывало более 2,5 тысяч единиц хранения: живопись, графика,скульптура, фарфор, хрусталь, предметы убранства интерьеров, редкие книги, документы и фотографии. В числе первых поступлений предметы из коллекции нумизматики. Это русские монеты XVI - XVIII веков с периода правления Ивана Грозного по царствование Екатерины II. Сегодня коллекция нумизматики насчитывает более 20 тысяч единиц, в том числе 2 клада русских серебряных монет XVI -XVII веков общей численностью более 3 тысяч единиц; клады екатерининских пятаков и серебряных монет первой половины XVIII века. Основу коллекции составляют монеты России с XVI по XXI век. Кроме того, музей располагает европейскими и восточными монетами X - XX веков, небольшим, но интересным собранием античных монет. Археологическая коллекция музея, насчитывающая более 20 тысяч предметов, начала складываться в конце XIX века. Ее основу составили материалы археологических раскопок орловских краеведов П.П. Еременко (курганы Брянского и Ливенского уездов), С.А. Чуева (курганы у деревень Пеклино и Ивановичи Брянского уезда), В.Р. Апухтина (стоянки каменного века на территориях Орловской и Тульской губерний) и многочисленные индивидуальные случайные находки. В конце 1920-х годов коллекцию пополнили материалы раскопок директора музея П.С. Ткачевского, исследовавшего курганы и городища Орловской губернии. В последующие годы археологические раскопки на территории Орловской области вели специалисты Деснинской экспедиции Института истории материальной культуры, экспедиции Института археологии Академии наук СССР под руководством кандидата исторических наук Т.Н. Никольской. В настоящее время планомерные раскопки на территории области ведутся археологом Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Орловской области Л.Н. Красницким (городища верхнеокской культуры), старшим научным сотрудником музея археологом С.Д. Краснощековой, изучающей период бронзового века и русское средневековье. Коллекцию музея пополняют и многочисленные случайные находки. Одной из последних случайных находок, подаренных музею, стала каменная баба, найденная при проведении земляных работ на окраине пос. Верховье Орловской области, весом более 150 кг, высотой 80 см. По внешнему виду скульптура, выполненная из серого песчаника, напоминает снеговика. Очень выразительно "лицо" статуи - узкие удлиненные глаза с тяжелыми нависшими веками. Их взгляд, словно живой, таит в себе мудрость веков. Рот, обозначенный многочисленными мелкими дырочками, слегка растянут в легкой снисходительно - загадочной улыбке. Находка каменной бабы единична не только для Орловской области, но и для всего региона. Специалисты датируют скульптуру IX — XI вв. и называют уникальной, не имеющей аналогов. Наиболее ценными в историческом и культурном плане являются коллекции палеолитических каменных орудий труда; ювелирных украшений VIII - XIII вв. (медь, бронза, биллон, стекло); каменного, бронзового и железного оружия с IV - III веков до н. э. по XVII веквключительно, комплексные находки с территории древнерусского города XII - XIII вв. у д. Слободка Шаблыкинского района Орловской области. Начало формирования коллекции керамики так же относится к концу XIX века. До войны, по словам и.о. директора музея Василия Федоровича Северновского, коллекция представляла собой одно из наиболее полных собраний фарфора и фаянса среди областных музеев РСФСР. В период оккупации коллекция была разграблена. Сегодня, оставаясь самой значительной среди музейных собраний керамики Орловской области, она насчитывает более 700 единиц. Высший, самый совершенный и благородный вид керамики - фарфор, был изобретен в Китае в IV - VI вв. В коллекции музея присутствует восточный фарфор, который всегда притягивал европейцев техническим совершенством, своеобразием форм, стилевыми, сюжетными и колористическими особенностями росписи. Первый фарфор в Европе был получен в Саксонии, где в 1710 г. была основана Майссенская фарфоровая мануфактура. Собрание саксонского фарфора достаточно представительно, это вазы, туалетные и письменные приборы, праздничная нарядная посуда. Один из любимых мотивов росписи майсенского фарфора - свободно размещенный на белом фоне букет цветов с крупной розой или тюльпаном в центре и мелкие веточки вокруг. В коллекции музея присутствует и фарфор других известных европейских мануфактур, в том числе севрской, берлинской, венской, копенгагенской. Самый старый фаянс в коллекции представлен знаменитыми делфскими вазами. В конце XVIII века в Англии Джозайя Веджвуд из "каменной массы" различных тонов выпускал сосуды строгих классических форм. Украшением коллекции веджвудского фаянса является бледно - голубая ваза, принадлежавшая нашему прославленному земляку генералу А.П. Ермолову. В русской части керамической коллекции - самобытные гжельские кумганы и квасники, фантастические скопинские фигурные сосуды, но более всего привлекателен старый фарфор. Это великолепные большие торжественные вазы петербургского императорского фарфорового завода со сложной миниатюрной полихромией росписью; скульптура, вазы, столовая и чайно-кофейная посуда лучших частных предприятий России - Гарднера, Попова, Миклашевского, предпринимателей Кузнецовых. Продукция завода братьев Корниловых в Петербурге, адресованная, преимущественно аристократии, отличается изяществом и элегантностью. Камерный характер имеет корниловский сервиз "tete - а - tete". Его отличают спокойные гладкие формы, тонкость и изящество невесомых чашечек, мягкая и нежная колористическая гамма. Керамика советского периода с 1920-ых годов, в том числе и агитационный фаянс, так же входит в музейное собрание. В музее сосредоточены этнографические коллекции, собранные в результате этнографических исследований Орловского региона. Они отражают важную для истории края часть этнокультуры. Среди них коллекции предметов хозяйственной деятельности, материальной культуры, а также вещи, функционирующие в культовой практике и в сфере изобразительного искусства. Большинство предметов относится к второйполовине XIX - первой половине XX вв. Интерес представляют коллекции сельскохозяйственных орудий труда, промыслового снаряжения, глиняной и деревянной посуды, утвари, традиционного крестьянского костюма, вышивки, ткачества, кружева, прикладного искусства. Коллекция крестьянского костюма насчитывает более 400 предметов. Это верхняя одежда, обувь, головные уборы, полные праздничные костюмы и отдельные элементы одежды - рубахи, завески, поневы, кушаки. Традиционный поневный комплекс южновеликоруссого костюма дополняет комплекс с сарафаном и юбкой. Полные женские праздничные костюмы крестьянок Волховского, Новосильского, Должанского и других районов Орловской области соседствуют с девичьими нарядными костюмами из Волховского и Троснянского районов. Они отличаются яркостью и гармоничным сочетанием вышивки, кружева и узорного ткачества. Дополнениями служат блестящие, сложные головные уборы: кички, сороки, повязки, кокошники, а также радужные пояса и кушаки, разноцветные атласные ленты и бусы. Мужская одежда представлена рубахами -косоворотками и портами. Рубахи отличаются разнообразием. Сшитые из сатина и красного атласа, украшенные вышивкой крест и гладь, они отражают целую эпоху в мужском костюме. Кроме вышеперечисленных, в состав музейного собрания входят коллекции живописи, графики, скульптуры, стекла и фалеристики, предметов декоративно - прикладного искусства, исторического холодного и огнестрельного оружия, небольшая, но очень интересная коллекция русского медного художественного литья. Обширная фототека располагает редкими и уникальными фотографиями конца XIX - XX вв. с видами Орла и уездных -районных городов Орловской области. В музее хранятся письменные памятники XVII - XX вв., собрание редкой книги включает рукописные фолианты и старопечатные издания. Музей ведет систематическое комплектование фондовых коллекций, которые ежегодно увеличиваются, примерно, на 2 тысячи единиц.