logo
Финансовое право

25. Государственный внешний долг.

Внешний государственный долг В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)11. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; 3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации12. Внешний долг РФ, включающий долги государственных органов, банков и компаний РФ, вырос по итогам 2010г. на 3,4% - до 482 млрд 976 млн долл. Наибольший вклад в увеличение внешнего долга внесло размещение суверенных облигаций на сумму 5,5 млрд долл. Это был первый государственный внешний займ России с 1998г. Ранее сегодня Министерство финансов РФ представило статистику по внутренней задолженности. Выраженный в государственных ценных бумагах, за 2010г. этот показатель увеличился на 34% и по состоянию на 1 января 2011г. составил 2,46 трлн руб. В настоящее время совокупный объем госдолга в России составляет около 11% от ВВП. В проекте федерального бюджета на 2011-2013 гг. предусматривается, что дефицит бюджета на 70-80% будет финансироваться за счет государственных заимствований. В ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних рынках. Согласно проекту федерального бюджета России на 2011-2013гг., осуществление государственных заимствований на международных рынках капитала запланировано в объеме 7 млрд долларов ежегодно. Согласно прогнозам Минфина, государственный долг в 2011г. составит 13,6% к ВВП, в 2012г. - 15,7%, в 2013г. - 17,4%.  В период до 2014г. объем внешних обязательств государства возрастет в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн руб., внутренних - увеличится в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн руб13. Вопросы управления государственным внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию.