12. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие:
– структуру бюджетной системы Российской Федерации;
– перечень бюджетных доходов и расходов;
– порядок распределения их между различными видами бюджетов;
– бюджетные права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
– административно-территориальных единиц;
– регламент бюджетного процесса;
– порядок формирования и использования государственных внебюджетных
– фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.
Бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, административно-территориальных единиц и соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государственных и административно-территориальных единиц общего назначения.
В качестве субъектов бюджетного права РФ выступают: Государство, государственные и муниципальные образования: Российская Федерация в целом; субъекты РФ - республики, края, области, автономные области и автономные округа; города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования - города, районы, села, поселки;
Государственные и местные органы власти: представительные органы государственной власти и местного самоуправления; исполнительные органы власти и местного самоуправления.
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений. Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. Но одновременно они имеют свои особенности, свойственные только этому виду финансовых отношений. Так, субъектами бюджетного правоотношения являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, местные самообразования, органы государственной власти всех трех ветвей, государственные юридические лица и др. В ст. 1 БК РФ закрепляется перечень бюджетных правоотношений, к которым относятся:
– отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех
– уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных
– внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга
– отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.
К бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Межбюджетные отношения основываются на таких принципах, как:
1) распределение и закрепление расходов по определенным уровням бюджетной системы;
2) разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;
3) равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
4) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5) равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
- 4. Предмет, система, принципы и источники финансового права.
- 6 . Понятие финансовой деятельности государства.
- Принципы финансовой деятельности
- Методы осуществления финансовой деятельности
- 7. Финансовая система государства.
- 8 Государственные органы осуществляющие финансовую деятельность
- 10. Виды, формы и методы проведения финансового контроля.
- Глава 2. Виды финансового контроля
- 12. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
- 13. Бюджетное устройство в рф.
- Бюджетная система Российской Федерации
- 14 . Состав доходов бюджетной системы.
- 15. Состав расходов бюджетной системы.
- 16. Понятие бюджетного процесса и его принципы.
- 17. Стадии бюджетного процесса.
- 18. Казначейское исполнение бюджета.
- 23. Понятие государственного кредита.
- 24. Правовые основы управления государственным внутренним долгом.
- 25. Государственный внешний долг.
- 27. Налоговое право. Налоговые правоотношения.
- 28. Понятие налога и его функций. Принципы налогообложения.
- 29. Налоговая система рф.
- Функции налоговой системы
- Принципы построения налоговой системы
- 32.Налог на доходы физических лиц.
- 33. Налог на прибыль организаций.
- Плательщики налога на прибыль разделяются на две группы:
- Прибылью признается:
- 34. Налог на добавленную стоимость.
- Налогоплательщики[править]
- Объект налогообложения[править]
- 35. Акцизы.
- 41. Банковская система как объект финансово-правового регулирования.
- 42.Правовой статус Центрального банка рф.
- 48. Понятие ценных бумаг.
- 49. Акции,облигации.
- 50. Понятие валюты и валютных ценностей. Понятие валюты и валютных ценностей