Тема 3. Единый социальный налог как основной источник доходов государственных социальных внебюджетных фондов
ПЛАН
1. Экономическое назначение единого социального налога
2. Плательщики, объект, налоговая база и ставки единого социального налога
3. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога
1.Экономическое назначение единого социального налога
Единый социальный налог, введенный в действие с 1 января 2001г., заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. Замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога в том, чтобы обеспечить аккумуляцию финансовых ресурсов для реализации права граждан России на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.
До введения единого социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в установленную Законом "Об основах налоговой системы Российской Федерации" налоговую систему России, они для налогоплательщиков были одним из видов налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих обстоятельств сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования скрытых форм оплаты труда. Введение единого социального налога, взимаемого по регрессивной шкале, позволит стать серьезным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников.
Контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а созданных специально для этого органов государственных внебюджетных фондов. Это, с одной стороны, создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу пяти контролирующих органов. Вместе с тем, эффективность контроля за поступлением этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы государственных внебюджетных фондов не смогли в полном объеме обеспечить постановку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону налогоплательщиками отчислений в фонды. С введением единого социального налога контроль за его исчислением и уплатой полностью переходит к налоговым органам.
Принципиальное значение имеет также и то обстоятельство, что с введением единого социального налога для всех налогоплательщиков установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что несомненно облегчит исчисление налога не только чисто технически, но и с позиций предотвращения ошибок в расчетах.
- Всероссийский заочный финансово-экономический институт
- Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
- Тема 1. Экономическое содержание целевых бюджетных и внебюджетных фондов план
- 1. Экономическое содержание, классификация и функции целевых бюджетных и внебюджетных фондов
- Тема 2. Система целевых бюджетных и внебюджетных фондов
- 1. Порядок составления, представления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов
- 2. Целевые фонды зарубежных государств
- 1. Порядок составления, представления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов
- 2. Целевые фонды зарубежных государств
- Тема 3. Единый социальный налог как основной источник доходов государственных социальных внебюджетных фондов
- 2. Плательщики, объект, налоговая база и ставки единого социального налога
- 3. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога
- Тема 4. Пенсионный фонд рф
- 2. Система пенсионного страхования в рф
- 3. Доходы и расходы бюджета Пенсионного Фонда рф
- 5. Порядок выплаты пенсий из Пенсионного фонда рф
- 6. Работа Пенсионного Фонда рф с пенсионными накоплениями
- Тема 5. Фонд социального страхования рф
- 2. Доходы и расходы бюджета Фонда социального страхования
- Максимальный размер пособия по временной
- Тема 6. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
- 3. Территориальные фонды омс
- 3. Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования
- 4. Расходы территориальных Фондов обязательного медицинского страхования
- Тема 7. Федеральные и территориальные целевые бюджетные и внебюджетные фонды
- 2. Территориальные дорожные фонды
- 3. Территориальные экологические фонды
- 4. Фонды развития территорий
- 5. Инвестиционные бюджетные фонды
- 6. Территориальные бюджетные фонды социального характера
- 7. Целевой бюджетный фонд рекламы и городской информации
- 8. Целевой бюджетный фонд по государственной охране, сохранению и популяризации недвижимого культурного наследия